|
|||
Место предмета в базисном учебном планеМесто предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство», из них в 5, 6, 7 и 8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
5 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой (М.: Просвещение, 2010). Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др. Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве. Задачи программы: • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства; • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре); • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве; • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов; • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества; • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции; • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства; • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Для реализации программного содержания используются: • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы: программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др. ]; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2010. • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство, 5 кл. Методическое пособие: пособие для
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны знать: • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика); • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения; • выдающиеся памятники народного деревянного зодчества; • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция); • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись) уметь: • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу; • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве; • применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта; • изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов; • изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций; • выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды; • сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала; • самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края; • создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм; • работать в творческих группах; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для эстетической оценки явлений окружающего мира; • восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них; • участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края; • сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
|
|||
|