Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История сюиты



История «сюиты», как самостоятельного инструментального жанра, берёт своё начало в далёкую эпоху Возрождения, и необходимо заметить, что её появление связано с развивающимся в тот период искусством хореографии. В те переходные времена происходило заметное расслоение общества, которое ощутимо проявлялось не только в материальном положении, но и в культуре поведении и уровне образования. Данное различие стало проявляться и в танцах, ранее не имевших классовой разницы, но затем разделившихся на традиционные, то есть рождённые в народе и придворные постановочные, позволявшие богачам продемонстрировать свой высокий статус. Постепенно зарождалась хореография, которая помогала дамам и кавалерам овладевать умением изящно и благородно двигаться.

Во Франции в XVI веке на празднествах и балах было заведено парно сочетать какой-либо величественный танец, к примеру, «павану» или «пассамеццо» и более подвижную «гальярду» или «сальтареллу». Поскольку искусство танца всегда неразрывно связано с музыкой, назначение которой в данном случае было лишь практическим, композиторы, конечно же, создавали к ним музыку. Для подобных двухчастных последовательностей медленного и быстрого и танцев, сочинялся похожий мелодический материал, который затем ритмически преобразовывался, например плавная «павана» писалась в двухдольном размере, а оживлённая «гальярда» - в трёхдольном.

Во второй половине XVI века француз Эстьенн дю Тертр опубликовал такой парный танец и впервые назвал его «сюитой». Немного позднее к «паване» и «гильярде» композиторы стали добавлять третий, а затем и четвёртый танец, тем самым превращая цикл в четырёхчастный. В начале следующего столетия это музыкальное новшество проникло в Германию, Италию и Англию. Однако в тех странах композиторы изначально не сковывали себя строгими рамками, а потому включали и свободно варьировали в «сюите», самые разнообразные национальные танцевальные композиции, которые они творчески перерабатывали.

Необходимо отметить в то же время танцевальный цикл постепенно утрачивал своё бытовое назначение и перерождался в инструментальное произведение для музицирования. Интенсивно развиваясь, «сюита» к середине XVII века была окончательно смоделирована в творчестве немецкого композитора Иоганна Фробергера. Его четырёхчастный цикл, впоследствии признанный классическим, был сформирован из контрастных по характеру, ритму и темпу танцев: алеманды, куранты, сарабанды и жиги, следующих друг за другом в определённом порядке. Эти пьесы объединяло лишь то, что все они были написаны в одной тональности.

Вся композиция начиналась с «Алеманды» - четырехдольного танца в умеренном темпе, часто излагаемого в полифоническом стиле. Следующий танец – подвижная трёхдольная « Куранта», за ней – трёхдольная скорбная «Сарабанда» и завершался цикл трёхдольной фугированной стремительной «Жигой». Со временем композиторы, развивая форму сюиты, стали включать в цикл и другие танцы, например, менуэт, пассакалью, гавот, чакону, экосез, ригодон и буре, а помимо того даже пьесы, которые к танцевальному искусству никакого отношения не имели: прелюдию, арию, токкату. В связи с такой авторской творческой импровизацией число номеров в цикле перестало регламентироваться, например, у французского композитора Франсуа Куперена в одной из сюит их более двадцати. К тому же если ранее сюиты предусматривались для исполнения лишь на одном инструменте: клавесине, лютне, виолончели, скрипке, флейты, то впоследствии, под воздействием театральной музыки они стали сочиняться для оркестра.

Одни из ранних, дошедших до нас оркестровых сюит, принадлежат перу немецкого композитора эпохи барокко Георгу Муффату, которые он создал, находясь под впечатлениями от произведений француза Жана-Батиста Люлли. Всё это говорит о том, что в то время «сюита», которую также именовали «Suite de danses», «Ordre» и «Partita», набирая всё большую популярность, продолжала интенсивно развиваться, и каждый композитор по своему подходил к составу входящих в неё номеров. Англичанин Генри Пёрселл частенько начинал свои «сюиты» с прелюдии, а француз Люлли с увертюры. Все ранние достижения в жанре «сюиты» воспринял и подытожил великий Иоганн Себастьян Бах. В его творчестве «сюита» достигла небывалого расцвета и подлинной вершины своего развития. Композитор, создавая многочисленные сюиты для клавира, скрипки, виолончели и различных инструментальных ансамблей, переосмыслил жанр, наполнил его глубоким и проникновенным чувством. Не отступая от прежних основ объединения танцевальных композиций, он видоизменил строй цикла и усовершенствовал его так, что поднял «сюиту» на уровень высочайшего искусства. Нельзя оставить без внимания, что весомый вклад в развитие «сюиты» то же самое время внёс немецкий, английский композитор Георг Фридрих Гендель. Его «сюиты» в нынешнее время так же знамениты, как и «сюиты» Баха.

Со второй половины XVIII века для «сюиты» наступают печальные времена, так как композиторы всё своё внимание стали уделять таким жанрам, как соната и симфония. Термин как таковой практически перестал употребляться, а структура жанра нашла себе место в серенадах, дивертисментах и кассациях.

Возрождение «сюиты» приходиться на первую половину XIX века. Эта цикличная форма вновь привлекает внимание композиторов, при этом наполняется новым содержанием, которое нередко бывает программным. Части в романтических «сюитах», количество которых свободно варьировалось, не имели обязательный танцевальный характер и не были связаны одной тональностью. Яркими образцами таких произведений являются «сюиты» Роберта Шумана, среди которых особое внимание необходимо уделить «Карнавалу», «Бабочкам», «Фантастическим пьесам» и «Детским сценам».

 

 

Во второй половине XIX века термин «сюита» вновь становиться весьма востребованным. Даже в балетных спектаклях так стали называть последовательность контрастных, но связанных одной тематикой танцевальных номеров. Это слово всё чаще стало появляться на титульных листах симфонических произведений композиторов. Жорж Бизе из своей музыки, сочинённой к драме А. Доде «Арлезианка» составил две оркестровые сюиты, а затем, следуя его примеру, Эдвард Григ создал два музыкальных цикла под названием «Пер Гюнт». После этого композиторы стали уделять данному жанру особое внимание. В творческом арсенале Петра Ильича Чайковского появились три не программные симфонические сюиты, а чуть позже «Моцертиана» и сюита из музыки балета «Щелкунчик». Среди наиболее известных «сюит», написанных в тот период особо стоит отметить «Шехеразаду» Римского-Корсакова, созданную по мотивам восточных сказок, «Чешскую сюиту» Дворжака, музыкальный материал которой основан на народно – танцевальных традициях, знаменитый «Карнавал животных» Сен-Санса и «Восемь русских народных песен для оркестра» Лядова.

В XX веке композиторы тоже с увлечением работали в жанре «сюиты». Были созданы такие выдающиеся произведения, как балетные сюиты «Жар-птица» и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта», «Золушка» Сергея Прокофьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Немного позднее композиторы стали составлять сюиты из музыки к кинофильмам. Так появились сюиты Георгия Свиридова «Метель» и «Время, вперед! », а также «Гамлет» Дмитрия Шостаковича.

Вспоминая сюиты созданные в XX веке нельзя оставить без внимания «Гоголь-сюиту» и «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, а кроме того выдающуюся «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, основанную на темах оперы Жоржа Бизе.

Интересные факты

· Биографы Иоганна Себастьяна Баха утверждают, что композитор создавал свои «сюиты», которые в нынешнее время признаются музыкальными шедеврами, для развития технических исполнительских навыков, а также для правильного осмысления стилей и жанров, характерных для того времени.

· «Карнавал» - эта романтическая фортепианная сюита, принадлежащая перу Роберта Шумана, рисует яркие образы гостей весёлого празднества. Однако спустя несколько лет после создания произведения, тема карнавала композитору вновь напомнила о себе, но при трагических обстоятельствах. После попытки самоубийства, когда рыбаки ночью вытащили Шумана из холодной воды Рейна, его ошалевшего провели через толпу в карнавальных масках, которая двигалась навстречу. После этого он попал в психиатрическую больницу, где и закончил свой короткий жизненный путь.

· Римский-Корсаков первым из композиторов обратился к знаменным восточным сказкам «1000 и 1 ночь», которые на русский язык были переведены ещё во второй половине XVIII века. Николая Андреевича привлёк этот сюжет, несмотря на то, что многих творческих людей шокировала чрезмерная откровенность и жестокость, которая находила себе место в некоторых эпизодах. В 1910 году хореограф Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты «Шехеразада» поставил балет, премьера которого состоялась в парижском Гранд-опера в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Французы были покорены как музыкой, так и хореографией спектакля.

· Сюиту «Картинки с выставки» русский композитор Модест Петрович Мусоргский написал для фортепиано, однако на сегодняшний день существует более девятнадцати оркестровок данного цикла, самой популярная из которых принадлежит французу Морису Равелю.

· Драма Альфонса Доде «Арлезианка» особого успеха у зрителей не имела, но они ходили на спектакль, чтобы послушать музыку Жоржа Бизе. Всё это натолкнуло композитора на мысль о создание сюиты, ставшей единственным произведением, которое при его жизни завоевало большую любовь слушателей.

· В 1964 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Метель», снятый режиссёром Владимиром Басовым по повести Александра Сергеевича Пушкина. Чарующая музыка, написанная к киноленте Георгием Свиридовым, в короткий срок достигла небывалой популярности, однако только через десять лет композитор перередактировав музыкальные иллюстрации составил из них сюиту, которая зажила независимой от фильма счастливой концертной жизнью.

· «Кармен-сюита» - это балет, который Родион Щедрин, виртуозно обработав музыку Жоржа Бизе из оперы «Кармен» и драматического спектакля «Арлезианка», создал всего в двадцатидневный срок для своей любимой жены – выдающейся балерины Майи Плесецкой.

· Альфред Шнитке поначалу свою «Сюиту в старинном стиле» расценивал как откровенную стилизацию и поэтому он не только не разрешал ставить на нотах своё имя, но и никогда не выходил на сцену даже после весьма успешного исполнения этого произведения.

 

Выполнила:

Ученица 3 «В» класса лицей №15

Лимановская Юлия

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.