|
||||||||||||||||||||||||||||
Строение лишайников. Разнообразие лишайников ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Строение лишайников
Ученик: … Учитель: Формы слоевищ у лишайников бывают разные. Разнообразие лишайников
Учитель: А сейчас распредели рисунки по формам слоевищ. Учитель: Послушайте четверостишье — загадку. Сговорились Клим с Пахомом Жить совместно, общим домом: Клим готовит соль, водицу, А Пахом зерно, мучицу. Учитель: О чем идет речь? Учитель: Кто это Клим? Что он делает? Учитель: А кто такой Пахом? Учитель: Тогда какой способ питания у лишайников? Ученик: Автогетеротрофный. Учитель: А что из себя представляет лишайник? Ученик: Симбиотический организм. Учитель: Как же размножаются лишайники? Учитель: Как в основном размножаются лишайники? Ученик: Бесполым путем. Учитель: Какими способами? Ученик: Вегетативно, кусочками слоевища, спорами. Учитель: Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и “кочующие” виды. Например, аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: “Манна! Манна! С неба падает Манна! ”. Изможденные люди стали есть эти крупинки и насытившись обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Учитель: Велико значение лишайников в жизни человека и животных. На севере они служат основным кормом для животных. Из них получают витамин С и готовят отвары, предохраняющие от нагноения. Некоторые лишайники используются в качестве красителей в ткацком деле, в медицине, парфюмерии для изготовления духов, а так же при изготовлении глюкозы и химического индикатора – лакмуса (о его значении вы узнаете на уроках химии в 8 классе). (слайд 12. 45). А сейчас заслушаем сообщение. Ученик: Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Ещё древние египтяне за 200 лет до н. э. использовали их в медицинских целях. В 1947 г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием “эвозин”. Получают его, главным образом, из ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (по табл. ). Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др. Учитель: Лишайники не любят загрязненный воздух. Ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Поэтому по количеству лишайников можно судить о чистоте воздуха. В настоящее время развивается такое перспективное направление в использовании лишайников, как лихеноиндикация. Так как сейчас ухудшается состояние атмосферы, то встает вопрос об охране лишайников. Сообщение. Ученик: У берегов Эстонии есть остров, такой маленький, что на карте нашей страны его очертание выглядит как чёрная точка, а название - Вормси – расположилось на голубых волнах. Здесь в 1982 году был организован первый в нашей стране заказник, где взяты под охрану лишайники. На острове редкое сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохранён в первозданном виде. В связи с тем, что лишайники очень медленно растут (1-3 мм в год), а роль их велика, особенно в питании оленей, в последнее время остро встаёт вопрос об охране лишайников. Это регулируемый выпас оленей и упорядоченное передвижение транспорта. 4. Закрепление. Учитель: Сейчас мы немного поиграем. Нужно без слов дать пояснения о том, как это происходит — пантомима. Симбиоз. Размножение. Всасывание воды. 5. Домашнее задание. Электронный учебник Биология автор Пасечник Параграф 15 (читать, пересказывать), ответить письменно на вопросы 1-3, составить план параграфа
|
||||||||||||||||||||||||||||
|