|
|||
Приложение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Казимир Малевич – казни-мир Зажал скупой мир предметов в черную пропасть своего квадрата А. Крученых
К. С. Малевич как художник, восставший против жизнеподобия и повествовательности, был вынужден объяснять свои произведения. «Черный квадрат» ознаменовал появление небывалого направления в живописи – абсолютной беспредметности, абсолютной геометрической абстрактности. К. С. Малевич назвал его супрематизм (от лат. «супремус») – превосходство, доминирование) – доминирование красочной энергии над всеми остальными свойствами живописи. «Черный квадрат» лишь только мнится таковым, поскольку ни одна из его сторон не равна 90 градусам. Его пластические свойства своеобразны: квадрат вписан в белое мерцающее поле так, что возникает впечатление не воздушного, пустого космического или декоративного пространства, а пространства вообще, как абстрактного понятия. Пространства, которое лишено начал и концов, протяженности и масштаба. Квадрат – ноль-пространство, антипространство, черная дыра, сверхтяжелая звезда. Квадрат и фон «плывут» в одной плоскости, в визуально ощущаемой невесомости, не имея никаких пространственных позиций, создавая впечатление о первичных элементах, периодической таблице форм. Квадрат как форма – произведение человеческого интеллекта. Если круг подразумевает образ светила, солнца, треугольник – гор, то квадрат предлагает зрителюнебывалую свободу. «Черный квадрат» – это экран, на который зритель проецирует свои эмоции, биографию, накопленный культурный багаж. «Черный квадрат» на выставке «0. 10» в Петрограде был представлен как «новая икона», находясь в красном углу комнаты и воплощая собой чистое умозрение (как в иконе). Картина превращается из предмета созерцания, любования, нравоучения в знак, которым К. С. Малевич даже подписывался. Квадрат в разных ракурсах, в динамике и в статике – основа и круга, и креста – нового алфавита нового живописного языка, предложенного К. С. Малевичем.
|
|||
|