Педагогическая система руководства дидактическими играми (Л.П. Князева)
Этап
| Задачи
| Методы и формы
| Подготовительный
| -Обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры
-развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками
-формировать отдельные игровые умения
(принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата)
-обогащение опыта взаимодействия
| -НОД по разным разделам программы, ОО
-рассматривание иллюстраций, предметов
-беседы об окружающем, социальных явлениях, объектах природы
-совместные виды деятельности
(продуктивные, игровые)
-дидактические упражнения разных видов
| Обучающий
| -Знакомить детей с новой дидактической игрой
(внешний вид, название, содержание, правила, способы игровых действий и взаимодействий)
-развивать и поддерживать интерес к новой игре
-формировать опыт выполнения разных ролей в новой игре
-формировать социально-нравственные качества
-развивать произвольность, внимание, восприятие, мышление
| Рассматривание новой игры
-обсуждение содержания,
правил, игровых действий, особенностей организации
- демонстрация игры взрослыми
-совместная игра педагога и детей
(на правах ведущего, затем партнера)
-наблюдение за самостоятельными играми детей
-беседа перед игрой
-беседа после игры
-оценка игры детей
| Этап развития самостоятельности и творчества в игре
| -Развивать самостоятельность и самоорганизацию в игре
-поддерживать интерес к игре
-развивать творческие способности детей
(для детей раннего возраста творческие проявления м. б.: найди лишнюю, найди ошибку, найди предмет в группе и т. д.;
для детей ДВ: придумывание новых вариантов игры: новых правил, игровых действий, замещение атрибутов)
-совершенствование умений совместной деятельности
| -Прием взаимообучения игре
-введение новых правил в игру
-беседа об изменениях содержания игры
- придумывание детьми нового варианта игры
введение арбитров
(судей), экспертов
-наблюдение за играми детей
-создание проблемно –игровых ситуаций
-оценка качества выполнения отдельными детьми роли, правил
-соревнование игроков
|
Картотека вариантов любой дидактической игры, например, «Овощи»
Вариант
| Задачи: дидактические, воспитательные
развивающие
| Правила:
организационные, дисциплинарные
| Игровая задача+игровое правило
| Игровые действия
| Атрибуты
| Результат
| 1.
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|