Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование грамматического строя речи



 

Сохин Ф. А.

Формирование грамматического строя речи

Усвоение словообразования

Формирование грамматического строя речи включает ряд аспектов, которые можно отнести к двум уровням — морфологическому и синтаксическому. Вместе с тем есть еще один аспекту, который стоит как бы на границе усвое­ния лексики и усвоения грамматики. Это — овладение сло­вообразованием, усвоение различных его способов (спосо­бов словопроизводства).

В системе языка словообразование тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой. Как отмечает литовский языковед В. Урбутис, оно по своим внутренним свойствам грамматично, но вместе с тем выступает как явление лекси­ческое по своим задачам и функциям. Поэтому формирова­ние у дошкольников словообразовательных умений и зна­ний может и обогащать словарь детей, и совершенствовать грамматический строй их речи. Овладение способами обра­зования производных слов позволяет детям более точно вы­ражать мысль в связной речи, предупреждает простое заучи­вание производных слов как готовых лексических единиц. В современной лингводидактике (Н. М. Шанский, Н. 3. Ба-кеева, П. Г. Рамзаева и др. ) проблема состоит не столько в анализе структуры готового производного слова и его испо­льзования при выражении мысли, сколько в исследовании его образования и реализации в живой речи.

Изучение закономерностей овладения детьми словооб­разованием важно еще и потому, что многие эти закономер­ности проявляются в таком распространенном в детской речи явлении, как словотворчество. Собственно, здесь дву­сторонняя связь: изучение особенностей словотворчества проливает свет на закономерности овладения способами словообразования; в свою очередь, эти закономерности по­могают понять механизмы и динамику словотворчества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.