|
|||
Формирование грамматического строя речиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Сохин Ф. А. Формирование грамматического строя речи Усвоение словообразования Формирование грамматического строя речи включает ряд аспектов, которые можно отнести к двум уровням — морфологическому и синтаксическому. Вместе с тем есть еще один аспекту, который стоит как бы на границе усвоения лексики и усвоения грамматики. Это — овладение словообразованием, усвоение различных его способов (способов словопроизводства). В системе языка словообразование тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой. Как отмечает литовский языковед В. Урбутис, оно по своим внутренним свойствам грамматично, но вместе с тем выступает как явление лексическое по своим задачам и функциям. Поэтому формирование у дошкольников словообразовательных умений и знаний может и обогащать словарь детей, и совершенствовать грамматический строй их речи. Овладение способами образования производных слов позволяет детям более точно выражать мысль в связной речи, предупреждает простое заучивание производных слов как готовых лексических единиц. В современной лингводидактике (Н. М. Шанский, Н. 3. Ба-кеева, П. Г. Рамзаева и др. ) проблема состоит не столько в анализе структуры готового производного слова и его использования при выражении мысли, сколько в исследовании его образования и реализации в живой речи. Изучение закономерностей овладения детьми словообразованием важно еще и потому, что многие эти закономерности проявляются в таком распространенном в детской речи явлении, как словотворчество. Собственно, здесь двусторонняя связь: изучение особенностей словотворчества проливает свет на закономерности овладения способами словообразования; в свою очередь, эти закономерности помогают понять механизмы и динамику словотворчества.
|
|||
|