Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не сосной единой.. Как надо спасать Джабык-Карагайский бор. Полив не поможет. - Александр Васильевич, давайте начнем издалека. Такой ущерб нанесен пожарами, а можно ли было их предотвратить систематическим поливом?



Не сосной единой.

Как надо спасать Джабык-Карагайский бор

 

«Джабык-Карагайского бора больше нет», - так говорили автору этих строк местные жители пару недель назад. Наш собеседник считает, что через несколько десятилетий горельники зарастут сосной, даже если вообще ничего не делать. А если проводить лесовосстановление с умом, опираясь на научные исследования, то процесс пойдет еще быстрее. Кандидат биологических наук, заслуженный эколог РФ Александр Лагунов считает, что реабилитация сгоревших лесных и степных массивов должна быть комплексной.

Полив не поможет

- Александр Васильевич, давайте начнем издалека. Такой ущерб нанесен пожарами, а можно ли было их предотвратить систематическим поливом?

- Если бы речь шла об искусственном парке не очень большом, то да, наверное, его можно было бы поливать. Но в случае с естественным бором площадью в десятки тысяч гектаров это невозможно. Во-первых, в Карталинском районе нет такого количества воды. Во-вторых, в сухом климате степной зоны влага моментально будет испаряться и ничего не даст. Мало того, мы можем вызвать засоление почвы, потом что при интенсивном поливе из низлежащих слоев почвы будет выходить на поверхность соль. Мы таким образом потеряли тысячи гектаров пахотных земель в советский период. Не все так просто.

- Если учесть, что масштабные пожары на юге Челябинской области проходили в одно время со страшными наводнениями сначала в Сочи и Крыму, потом в Германии, то создается впечатление некоего апокалипсиса. Прибавьте к этому участившиеся заседания комиссии по климату…

- Все наши островные боры периодически горят – вспомните Санарский бор. Он на моей памяти горел уже пять раз – и это только катастрофические пожары, охватывающие очень большие площади. Джабык-Карагайский бор тоже испытал катастрофический пожар во времена Юревича. Многие помнят телерепортажи, как экс-губернатор в 2012 году летал над сгоревшим бором на вертолете. Посмотрел сверху и сказал, что все сгорело, и Анненский заказник надо пустить под выпас скота. Слава Богу, эта идея не была претворена в жизнь.

Сосновые и сосново-березовые леса всегда обладали повышенной горимостью. Особенно часто они горят в периоды весенних засух. Такие ситуации в Ильменском заповеднике наблюдались три раза за пятилетку, а в степной зоне это происходит еще чаще – каждый второй год. Количество осадков на юге области, примерно на 200-250 мм в год меньше того, что выпадает в западных и северных районах.

Челябинский бор катастрофически выгорел в самом конце 19 века, и об этом писал Ипполит Михайлович Крашенинников в самом начале 20 века (он застал гигантские пни от спиленного горельника). Тогда мы потеряли всю левобережную часть бора - там, где сейчас выстроены районы Северо-Запада и серия коттеджных поселков. Я неоднократно заявлял свою позицию, в том числе на совещаниях, организованных исполнительными органами Челябинской области: необходимо восстановить хотя бы кусочек левобережной части бора. Наши богатые депутаты, делавшие заявления о готовности оплатить посадку крупномеров, мне ответили: «Застройка». Но есть же водозащитная полоса – ее-то не могли распределить! И жители поселков будут защищены лесом, и качество воды повысится, да и микроклимат улучшится.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.