Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игровые приемы для развития творческого воображения дошкольников с ТНР



 

                           Пискунова Наталья Владимировна,
                      Зарецкая Светлана Михайловна –

воспитатели коррекционной группы

МАОУ «Гимназия №5»

СП «Детский сад №39»

Игровые приемы для развития творческого воображения дошкольников с ТНР

«Творчество-это не удел только гениев,

 создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде,

где человек воображает,

комбинирует, создает что-либо новое»

Л. С. Выготский

Воображение – это не что иное, как процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта.

Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать свои имеющиеся способности, а также способствовать пониманию школьной программы, т. е. готовность ребенка к обучению в школе. Пиком развития воображения можно назвать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, т. к. дальше это делать будет все сложнее.

В 5 лет дети с удовольствием дополняют незаконченные сказки, более того, уже могут придумать личные истории, сказки, если им предложить тему. Дети способны дорисовать картину, украсив ее дополнительными деталями.

6-7 лет- период, когда воображение дошкольников активно развивается, в результате чего, дети могут придумать сложный сюжет истории, оригинально дополняют деталями картинку на заданную тему.

Творческие способности у детей с нарушением речи развиваются несколько по- другому. Чем тяжелее нарушение речи, тем труднее проявить свое творчество.

Представление о предметах у них неточное и неполное, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.

В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике, сюжеты мало обыгрываются и обобщаются, замысел игры оказывается нестойкий, и она распадается в силу речевого недоразвития. Детям с ТНР недоступны такие творческие задания, как рассказ из личного опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор.

Дети недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешные стишки. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверенны в себе.

Для развития творческого воображения и активации творческих способностей необходимо создавать определенные условия:

Ø Создание комфортной обстановки, стимулирующей развитие творческого воображения

Ø Предоставление ребенку самостоятельности. Но свободу не следует превращать во вседозволенность

Ø Доброжелательная помощь ребенку. Принуждение – это враг творчества. Помощь педагога детям должна быть ненавязчивой, умной, доброжелательной, не должна превращаться в подсказку.

Ø Организация игровой деятельности.

Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности, в котором развивается творческое воображение.

Стимулировать развитие творческого воображения нам помогают несложные игры и упражнения, которые организуем с детьми в различных видах деятельности.

Изобразительное творчество – это первый осознанный труд ребенка. В старшего дошкольного возрасте ребенок уже не пытается копировать действия взрослого во время рисования, а вносит в рисунок свою изюминку.

Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей (кляксография, ниткография, граттаж, фотаж, Эбру и т. д)

С детьми можно провести игру «Нарисуй стишок с помощью лоскутов ткани». (Воспитатель читает стихотворение, а дети выкладывают из лоскутов ткани картину весны)

Еще в полях белеет снег,
   А воды уж весной шумят —
   Бегут и будят сонный брег,
   Бегут, и блещут, и гласят...
Ф. Тютчев

 Положительным образом на развитие воображения влияет конструктивная деятельность. Дошкольникам доступны всевозможные виды конструкторов нового поколения (ТИКО, ЛЕГО, магнитный конструктор и др)

Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается творческое воображение. Работая над созданием какой-либо модели, дошкольник в старшем дошкольном возрасте примеряет на себя важную роль создателя. Дошкольник учится строить модели и придумывать им применение в игре.

В театрализованной и музыкальной деятельности: сказка и музыка как средство стимуляции воображения детей в старшем дошкольном возрасте зарекомендовали себя с положительной стороны. Каждый ребенок с детства слышит рассказы взрослых о сказочных героях. Любой из сказочных персонажей или музыкальных произведений побуждает ребенка думать, анализировать, фантазировать.

  Для стимуляции воображения можно провести с детьми игру «ЗАЙЧИК И ЕЖИК», где дети будут перевоплощаться в персонажей сказки, природные явления и предметы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.