|
|||
Игровые приемы для развития творческого воображения дошкольников с ТНРСтр 1 из 4Следующая ⇒
Пискунова Наталья Владимировна, воспитатели коррекционной группы МАОУ «Гимназия №5» СП «Детский сад №39» Игровые приемы для развития творческого воображения дошкольников с ТНР «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» Л. С. Выготский Воображение – это не что иное, как процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать свои имеющиеся способности, а также способствовать пониманию школьной программы, т. е. готовность ребенка к обучению в школе. Пиком развития воображения можно назвать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, т. к. дальше это делать будет все сложнее. В 5 лет дети с удовольствием дополняют незаконченные сказки, более того, уже могут придумать личные истории, сказки, если им предложить тему. Дети способны дорисовать картину, украсив ее дополнительными деталями. 6-7 лет- период, когда воображение дошкольников активно развивается, в результате чего, дети могут придумать сложный сюжет истории, оригинально дополняют деталями картинку на заданную тему. Творческие способности у детей с нарушением речи развиваются несколько по- другому. Чем тяжелее нарушение речи, тем труднее проявить свое творчество. Представление о предметах у них неточное и неполное, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа. В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике, сюжеты мало обыгрываются и обобщаются, замысел игры оказывается нестойкий, и она распадается в силу речевого недоразвития. Детям с ТНР недоступны такие творческие задания, как рассказ из личного опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор. Дети недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешные стишки. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверенны в себе. Для развития творческого воображения и активации творческих способностей необходимо создавать определенные условия: Ø Создание комфортной обстановки, стимулирующей развитие творческого воображения Ø Предоставление ребенку самостоятельности. Но свободу не следует превращать во вседозволенность Ø Доброжелательная помощь ребенку. Принуждение – это враг творчества. Помощь педагога детям должна быть ненавязчивой, умной, доброжелательной, не должна превращаться в подсказку. Ø Организация игровой деятельности. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности, в котором развивается творческое воображение. Стимулировать развитие творческого воображения нам помогают несложные игры и упражнения, которые организуем с детьми в различных видах деятельности. Изобразительное творчество – это первый осознанный труд ребенка. В старшего дошкольного возрасте ребенок уже не пытается копировать действия взрослого во время рисования, а вносит в рисунок свою изюминку. Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей (кляксография, ниткография, граттаж, фотаж, Эбру и т. д) С детьми можно провести игру «Нарисуй стишок с помощью лоскутов ткани». (Воспитатель читает стихотворение, а дети выкладывают из лоскутов ткани картину весны) Еще в полях белеет снег, Положительным образом на развитие воображения влияет конструктивная деятельность. Дошкольникам доступны всевозможные виды конструкторов нового поколения (ТИКО, ЛЕГО, магнитный конструктор и др) Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается творческое воображение. Работая над созданием какой-либо модели, дошкольник в старшем дошкольном возрасте примеряет на себя важную роль создателя. Дошкольник учится строить модели и придумывать им применение в игре. В театрализованной и музыкальной деятельности: сказка и музыка как средство стимуляции воображения детей в старшем дошкольном возрасте зарекомендовали себя с положительной стороны. Каждый ребенок с детства слышит рассказы взрослых о сказочных героях. Любой из сказочных персонажей или музыкальных произведений побуждает ребенка думать, анализировать, фантазировать. Для стимуляции воображения можно провести с детьми игру «ЗАЙЧИК И ЕЖИК», где дети будут перевоплощаться в персонажей сказки, природные явления и предметы.
|
|||
|