Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Слайд 1. 3. Список литературы



Слайд 1

Ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством одного из самых ярких и самобытных русских композиторов, одного из участников Могучей кучки. Имя его – Модест Петрович Мусоргский. Он «был … в полном смысле слова певцом России. Ее судьбами, ее болью и радостями наполнены творчество композитора, вся его жизнь и всё его художественное воображение… Музыка была для него не профессией, а жизненным предназначением. Посредством музыки Модест Петрович поведал нам свой взгляд на судьбу народа нашего, свой взгляд на природу человека и смысл его жизни»[1].

Мусоргский говорил: «Прошлое в настоящем – вот моя задача». Свой основной принцип - «жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона» - он последовательно воплощал в различных сочинениях: операх, романсах и песнях.

Слайд 2

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. Именно там, в живописной усадьбе отца, Петра Алексеевича, прошли детские годы Модеста и его старшего брата Филарета. Воспитанием детей занималась мать, Юлия Ивановна. Она пела маленькому Модиньке колыбельные песни, учила произносить первые слова, делать первые шаги, – учила своих сыновей грамоте, арифметике, французскому и хорошим манерам.

Слайд 3

С 3-х лет мама начала учить Модиньку музыке. Когда ему исполнилось 7 лет, к нему пригласили учительницу фортепиано. «Дело пошло так успешно, — рассказывает автобиография, — что уже в семилетнем возрасте Мусоргский играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет при большом обществе в доме родителей он сыграл большой концерт Фильда».

Слайд 4

По традиции рода Мусоргских Модесту и его брату Филарету предназначалась военная карьера. Мать видела в Модесте будущего великого полководца. В 1849 году отец повез своих сыновей в Петербург. Модест поступил в одно из лучших учебных заведений Петербурга Петришуле (Петропавловская школа) – главное немецкое училище Святого Петра, в которой обучение велось на немецком языке.

Слайд 5

Помимо всего прочего Модест изучал латынь, серьезно заинтересовался литературой, продолжает усердно заниматься музыкой. Его учителем стал известный петербургский пианист и педагог, ученик прославленного Джона Филда Антон Герке.

Слайд 6

Выдержав вступительные экзамены, Модест поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, где стал очень популярен как у учителей, так и у друзей благодаря своим выдающимся успехам по всем предметам. В школе Модест много читал, увлекался философией, историей, переводил с немецкого на русский сочинения писателей, и, конечно, занимался музыкой.  Его искусная игра и импровизации на фортепиано, а также пение арий из модных итальянских опер привлекали и восхищали товарищей.

Слайд 7

На 13-летие Модеста родители издали сборник с первыми музыкальными сочинениями будущего композитора. Среди этих произведений была «Полька-подпрапорщик», которую Мусоргский посвятил своим «товарищам по Юнкерской школе». Это музыкальная картина, живо передающая атмосферу непринужденного веселья молодежи: приглашение к танцу, образ юного «гвардейца», дуэт кавалера с дамой».

Предлагаю вам прослушать это сочинение М. П. Мусоргского. Над ним он работал, когда был вашим ровесником.

Прослушивание фрагмента музыкального произведения «Полька-подпрапорщик» М. П. Мусоргского. Обсуждение, впечатление детей о произведении

Слайд 8

В 1856 году Модест окончил гвардейское училище и как один из лучших выпускников был направлен в Преображенский полк. Перед ним открывалась блестящая военная карьера. Но маршировка, учения и караульная служба не приносили особого удовольствия Модесту.

Вскоре в жизни юного Модеста Петровича произошло важное событие: его пригласили на вечер в дом А. С. Даргомыжского.

Слайд 9)

Давайте вспомним, кто такой А. С. Даргомыжский и чем он прославился? (Ответы детей: Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, младший современник и друг Михаила Ивановича Глинки. «Кучкисты» считали себя продолжателями дела именно этих композиторов. Даргомыжский – основоположник реалистического направления в русской музыке, автор 6 опер, среди которых «Русалка», речитативная опера «Каменный гость», произведения для оркестра, песни, романсы, произведения для фортепиано).

Как назывались вечера, проводимые в доме А. С. Даргомыжского? Какая музыка звучала на этих вечерах? (Ответы детей: Вечера назывались музыкальными четвергами, на них исполнялись русские произведения, и прежде всего сочинения Глинки и Даргомыжского).

На один из таких вечеров был приглашен и Модест Петрович Мусоргский. Сам хозяин, обстановка музыкального собрания, звучавшие там произведения произвели сильное впечатление на молодого музыканта. Он стал чаще бывать у Даргомыжского, который полюбил юношу.

Слайд 10

Под влиянием новой для него русской музыки Модест пишет свой первый романс «Где ты, звездочка? » на слова Грекова в характере русской протяжной песни.

Послушаем с вами этот романс. Удалось ли Мусоргскому передать дух русских песен? Какими средствами?

Прослушивание фрагмента романса «Где ты, звездочка». Ответы детей, впечатление от первого романса Мусоргского.

Слайд 11

Встреча и дружба с Даргомыжским стала судьбоносной в жизни Модеста Петровича. Именно в его доме в 1857 году Мусоргский знакомится со своими будущими музыкальными друзьями и соратниками – Кюи и Балакиревым. Хотя Балакиреву было лишь двадцать лет, он был уже признанным музыкантом – композитором, пианистом. И обладал критическим чутьем, которое помогло распознать в Мусоргском незаурядный талант. Балакирев берет Модеста под свое музыкально одаренное крыло и начинает заниматься с ним композицией, проигрывать сочинения Бетховена, Шуберта, Шумана, Берлиоза, Листа и на их примере объяснять особенности формы, оркестровки, фактуры.

Слайд 12

Однажды, дежуря во 2-м военно-сухопутном госпитале, Мусоргский познакомился с врачом и страстным любителем музыки Александром Бородиным. Вот как описывает эту встречу в своих воспоминаниях Бородин: «Модест Петрович был в то время совсем мальчонком, очень изящным, точно нарисованным офицериком: мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волосы приглажены, напомажены. Ногти точно выточенные, руки выхоленные, совсем барские. Манеры изящные, аристократические... Некоторый оттенок фатоватости, но очень умеренный. Вежливость и благовоспитанность необычайные».

Слайд 13

Под руководством Балакирева Мусоргский начинает работать над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип», пишет романсы. Творчество настолько захватило Мусоргского, что к лету 1858 года он решил оставить военную службу и полностью сосредоточиться на музыке.

Юлия Ивановна была в отчаянии. Материнское сердце предчувствовало беду. Но ни её слёзы, ни убеждения Стасова (который по просьбе матери пытался повлиять на Модеста, приводя ему в пример Александра Бородина), ни уговоры друзей не могли повлиять на решение Мусоргского. Молодой музыкант настоял на своём и вышел в отставку.

Выйдя в отставку, Мусоргский много занимается самообразованием, изучает русскую и европейскую литературу, произведения Глинки, Моцарта, Бетховена и современных композиторов. Мусоргский стал душой «Могучей кучки». Это было самое счастливое время в жизни композитора.

Слайд 14

Давайте еще раз назовем всех участников «Могучей кучки» по именам. (Ответы детей)

К сожалению, в жизни не бывает все гладко. После Крестьянской реформы 1861 года доходы Мусоргских сильно сократились. Модест был вынужден устроиться на службу в Главное инженерное управление. Снимать квартиру в городе было не по средствам. Мусоргский поселился на общей квартире со своими товарищами.

Слайд 15

В. В. Стасов в биографическом очерке о Мусоргском той поры рассказывал: «... Осенью 1863 года, воротясь из деревни, он поселился, вместе с несколькими молодыми товарищами, на общей квартире, которую они для шутки называли „коммуной", быть может, из подражания той теории совместного житья, которую проповедовал знаменитый в то время роман „Что делать? ". У каждого из товарищей было по отдельной своей комнате... и тут же была одна общая большая комната, куда все сходились по вечерам, когда были свободны от своих занятий, читать, слушать чтение, беседовать, спорить, наконец, просто разговаривать или же слушать Мусоргского, играющего на фортепиано или поющего романсы и отрывки из опер…»

(Слайд 167)

В эти годы композитор продолжает сочинять камерные вокальные произведения – романсы «Песнь старца», «Царь Сеаул», «Расстались гордо мы», песни, пронизанные состраданием к обездоленным людям «Калистрат» и «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», на собственные стихи пишет песни «Светик Савишна», «Сиротка», «Озорник», сатирические песни «Семинарист», «Козел», «Классик».

Слайд 17

В 1867 году появляется одно из ярких произведений этого периода –  оркестровая картина «Ночь на Лысой горе». Замысел появился у Мусоргского еще в школе подпрапорщиков, однако был отложен на 7 лет. Сочинение интересное, имеет программу:

1. Сбор ведьм, их толки и сплетни.

2. Поезд Сатаны.

3. Поганая слава Сатане и

4. Шабаш.

А летом 1868 года Мусоргский берется за сочинение речитативной оперы «Женитьба» по комедии Гоголя. За 1 месяц пишет первое действие оперы и останавливается. Опера так и не была завершена.

Слайд 18

Осенью 1868 года Мусоргский приступил к работе над оперой «Борис Годунов». К концу 1869 года она была закончена и представлена в Мариинский театр для решения вопроса о ее постановке. Репертуарным комитетом «Борис Годунов» был забракован. Римский-Корсаков вспоминал: «Новизна и необычайность музыки поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии... Огорченный и обиженный Мусоргский взял свою партитуру, назад, но, подумав, решился подвергнуть ее основательным переделкам и дополнениям».

Переработка оперы закончилась в 1872 году. Все нововведения Мусоргского встречали горячее одобрение его товарищей. Но театральный комитет вторично отказывает Модесту Петровичу в постановке оперы. Поддержка друзей, среди которых были и выдающиеся оперные артисты — Д. Леонова, Ю. Платонова, Ф. Комиссаржевский, Г. Кондратьев, помогла композитору пережить тяжелый удар, затем добиться постановки «Бориса Годунова» на сцене « Мариинского театра — сначала только трех сцен, а 27 января 1874 года — всей оперы.

Премьера прошла с большим успехом, по словам В. В. Стасова, «это было великое торжество Мусоргского». Композитора вызывали на сцену около двадцати раз. Но почти сразу же после премьеры оперу начали ругать в печати. В 1882 году она была снята с репертуара.

Слайд 19

В 1870-х годах наиболее близкие отношения сложились у композитора с Римским-Корсаковым — они даже некоторое время жили вместе:

«Наше житье с Модестом, — вспоминал Римский-Корсаков, — было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению... В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт „Бориса Годунова" и народную картину под Кромами. Я оркестровал и заканчивал „Псковитянку" ».

Слайд 20

За годы работы над «Борисом Годуновым» (1868—1872) Мусоргский сблизился и по-настоящему подружился с В. В. Стасовым, часто бывал в его петербургской квартире и летом на даче. Искреннюю любовь Модест Петрович питал к младшему брату Стасова — Дмитрию Васильевичу и его детям. Теплое и нежное отношение к ним Мусоргский выразил в вокальном цикле «Детская».

Слайд 2)

Вокальный цикл Мусоргский сочинял на собственные стихи. Он состоит из 7 вокальных сценок, передающих внутренний мир детей. Среди 7 номеров цикла – всем известные с 1 класса «В углу» и «С няней».

Дружба с В. В. Стасовым значила для него очень много: композитор остро нуждался в поддержке и сердечном отношении, так как своей семьи у Мусоргского не было, а его товарищи композиторы постепенно отдалялись друг от друга. Он чувствовал, что каждый из них стал самостоятельным художником и пошел уже по собственному пути.

Слайд 22

В. В. Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании оперы «Хованщины». Композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Над оперой Модест Петрович работал с 1872 года почти до конца жизни и посвятил ее В. В. Стасову.

Слайд 23

В 1874 году Мусоргский интенсивно сочинял. Всего за три недели появляется фортепианное произведение — сюита «Картинки с выставки». Также посвященная Стасову, она возникла как горячий отклик Мусоргского на смерть своего друга, художника и архитектора В. А. Гартмана и была создана под впечатлением посмертной выставки его работ.

С «Картинками с выставки» вы уже знакомы. Посмотрим на картины Гартмана и вспомним названия музыкальных «картинок» Мусоргского.

Слайд 24

(На слайдах – картины В. А. Гартмана. Дети вспоминают названия, слушаем музыку: Балет невылупившихся птенцов, Гном, Избушка на курьих ножках).

Сюита состоит из десяти пьес, прообразом которых стали различные произведения Гартмана: его акварели («Катакомбы»), рисунки («Избушка на курьих ножках»), архитектурные проекты («Богатырские ворота»), эскизы игрушек («Гном») и костюмов к балетному спектаклю («Балет невылупившихся птенцов»), наконец, живописные портреты («Два еврея — богатый и бедный») и жанровые зарисовки («Тюильрийский сад»).

Слайд 25

Летом 1874 года у композитора появляется замысел комической оперы «Сорочинская ярмарка» по повести Гоголя; в последующие годы композитор время от времени сочинял для нее отдельные сцены, но опера так и осталась незавершенной.

Слайд 26

Еще одну, но уже вокальную «картинку с выставки» драматическую балладу «Забытый» — Мусоргский написал под впечатлением одноименной картины В. Верещагина на текст А. Голенищева-Кутузова. Композитор и поэт сдружились. В результате их творческого союза появились также вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», отразившие тяжелое душевное состояние Мусоргского.

В последние годы жизни продолжалось отдаление Мусоргского от товарищей-кучкистов. Он тяжело переживал охлаждение дружбы с ними, лишь с Бородиным у него сохранялись теплые и сердечные отношения. Ухудшались здоровье и материальное положение композитора. Оставив службу, Мусоргский зарабатывал аккомпаниатором на частных певческих курсах, жил в дешевых гостиницах и ни с кем не общался. Единственным человеком, который материально помогал композитору до последних дней его жизни, был брат Филарет, хотя и сам уже едва сводил концы с концами.

Слайд 27

Последним приятным событием в жизни Мусоргского стала концертная поездка по югу России, которую он совершил 1879 году в качестве аккомпаниатора с известной певицей Д. М. Леоновой.

Гастроли принесли ему свежие впечатления и артистический успех. В концертах Мусоргский выступал и как солирующий пианист, исполняя свои фортепианный пьесы и транскрипции фрагментов из опер.

По возвращении в Петербург на Мусоргского вновь нахлынули жизненные тяготы. Здоровье его продолжало ухудшаться; в феврале 1881 года с ним случился удар. Стараниями друзей Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь. Через месяц, 16 марта 1881 года, он скончался. За несколько дней до смерти Мусоргского Илья Ефимович Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Слайд 28

После смерти Мусоргского Римский-Корсаков завершил «Хованщину» и, желая вернуть «Бориса Годунова» на сцену, сделал новую редакцию оперы. Именно в редакции Римского-Корсакова «Борис Годунов» получил мировую известность. Позже появились другие редакции «Бориса Годунова». Одна из них принадлежит российскому музыковеду П. А. Ламу, вторая – Д. Д. Шостаковичу. В 1917 году Кюи закончил и оркестровал «Сорочинскую ярмарку». Позже еще один вариант редакции осуществил композитор В. Я. Шебалин.

Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава Мусоргского, ибо музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе - песнью о нем... (Б. Асафьев).

III. Подведение итогов урока, объяснение и запись домашнего задания

Мы познакомились с жизнью и творчеством великого русского композитора, членом Могучей кучки – М. П. Мусоргского. Какие события из его жизни вы запомнили?

Вопросы на повторение и закрепление полученных знаний:

· Где и когда родился Модест Петрович? В какой семье?

· На каких музыкальных инструментах играл? Где учился? Где работал?

· Как он принял решение о том, чтоб посвятить свою жизнь искусству?

· С кем из композиторов и музыкантов общался, дружил?

· Как называлось первое произведение? Какие еще произведения сочинял? Основные жанры в творчестве Мусоргского?

Запишем домашнее задание:

1) читать биографию М. П. Мусоргского в учебнике

2) составить вопросы к кроссворду по биографии М. П. Мусоргского (см. приложение)


3. Список литературы

1. Козлова Н. П. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год обучения предмету. – М.: Музыка, 2003. – 224 с.

2. Мусоргский М. П. в воспоминаниях современников: документальное научное издание / Сост. Гордеева Е. М. – М.: Музыка, 1989. – 319 с.

3. Столова Е. Ю., Кельх Э. А., Нестерова Н. Ф. Музыкальная литература. Экспресс-курс: Учебное пособие для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Композитор, 2010. – 180 с.

4. Фрид Э. Л. М. П. Мусоргский: Популярная монография. – 4-е изд. – Л.: Музыка, 1987. – 110 с.

5. Шорникова М. И. Музыкальная литература (третий год обучения): учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 285 с.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.