Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тарасова Лилия (Берта) Андреевна



 

Петербург. Петроград. Ленинград

 

Тарасова Лилия (Берта) Андреевна

Блокадница – сандружинница, электромонтер.

Награждена медалью «За оборону Ленинграда».

 

Родилась Лилия 30 января 1913 года в Ораниенбауме под Петербургом.

Мать же Лилии в финской большой семье (в 11 человек) была десятым ребенком. Осталась рано без мате­ри. Мачеха отправила ее " в люди".

В Петербурге служила у гене­ральши Сухановой. Очень каприз­ная барыня - вдова. Только что уволила своего повара. А к ней пожаловал высокий гость. Генеральша в растерянности:

- Аннушка, не можешь ли чего-нибудь приготовить?

Аннушка постаралась так, что гостю очень понравился ее обед. Он вознаградил ее золотым. Ку­пила часы. Как память о высоком госте. Это был Илья Ефимович Репин - великий русский худож­ник. Потом передала эти часы дочери Лилии. Бертой ее еще называли.

Отец Лилии был механиком. Погиб на кронштадском льду. Невин­ная жертва восстания-мятежа мо­ряков Балтийского флота и гарни­зона Кронштадта в феврале-марте 1921 года.

В тридцатые годы Лилия-Берта Тарасова закон­чила энергетический техникум, теп­ловое отделение.

Поступила в Ленинградский котлотурбинный институт. Полгода там училась, а полгода работала на профильных заводах. С 1940 по 1941 она закончила первый курс. А тут война, и возвра­щение на завод " Светлана". Блока­да... Скитания по стране.

 

Блокадные дни

Из секретной директивы немец­кого военно-морского штаба " О будущности города Петербурга" от 29 сентября 1941 г.:

" Фюрер решил стереть Петер­бург с лица земли. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех ка­либров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося по­ложения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты... С нашей стороны нет заинтересован­ности в сохранении хотя бы части населения этот большого города".

 * * *      

 С 4 сентября 1941 по 30 ноября Ленинград обстреливался 272 раза.

 В сентябре на город обрушилось 5364 снаряда, в октябре - 7590, в ноябре- 11230.

За 900 дней блокады 611 дней город подвергли обстрелу. На его жилые дома и промышленные предприятия выпущено более 150 тысяч снарядов.

Всего на Ленинград за время бло­кады было обрушено 107 тысяч авиационных бомб. В городе в день разрывалось в среднем 300 снаря­дов и бомб.

 

 

 * * *      

До сентября 1941 года Лилия Тарасова работала на Ленинградс­ком заводе " Светлана". Выпускали ртутные выпрямители. Шли они на военные заводы, в авиацию, на железные дороги.

- До сентября в Ленинграде были только тревоги. Мы, ленинградцы, недоумевали поначалу:

- " Москву бомбят, а нас не трогают".

Потом узнали о немецких планах.

Начали прибывать раненые. А принимать можно составы желез­нодорожные только ночью. Помо­гали белые ночи.

К работе прибавились ночные бдения на разгрузке вагонов.

Одновременно шла организация госпиталей. Традиционно в шко­лах. Вытаскивали парты, а на их мес­то ставили кровати. Повсеместно шло создание санитарных дружин. Лилия Тарасова - политрук 21 сан­дружины в Красногвардейском районе.

В дружине - 24 человека. Есть распределение. Но кроме этого еще и непредвиденная работа. Каждый день - сюрпризы. Посуды нет. Хо­дили по квартирам. Собирали все (от ложек и вилок до мисок) необ­ходимое у населения.

В одной школе организовали госпиталь. Райком поблагодарил за работу. А враг ее разбомбил. Как будто кто сигналы подавал. И так не раз.

А еще выматывали тревоги. Иног­да по два-три раза за вечер. Хоть часы проверяй по этим налетам.

- И со всех этажей идет движе­ние. Чуть-чуть ходячие все же кое-как спускаются сами. Кто-то с помощью девушек передвигается, опер­шись на хрупкие плечи. Стесняются своей беспомощности.

А кого-то на носилках прихо­дится тащить. Лестницы узкие. Не­удобные для носилок.

Другие лежачие, жалея, просят:

- Что вы, девоньки, мучаетесь с нами. Замаскируйте нас одеялами. Авось, уцелеем. А нет, так судьба такая расписана в этом аде.

Постоянная нехватка обслужи­вающего персонала. На все отделе­ние три – четыре санитарки. Столько же медсестер. И тогда надежда на добровольцев-сандружинниц. Каждый кроме " профессий" по распределе­нию осваивает еще несколько не­предвиденных.

Лиля Тарасова научилась искус­но перевязывать.

Иногда эта " общественная рабо­та" затягивалась и до рассвета. А как трамваи начинают ходить, надо на рабочее место.

Однажды Лиля пришла и неза­метно заснула за работой.

Начальник ОТК шел. Испугал­ся. Думал, что током убитая. Рабо­та-то с электричеством связана.

- Что с вами, Тарасова?

- Извините, в госпитале дежурила.

- Идите, поспите хоть минут двад­цать (на заводе были дежурные комнаты).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.