Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дидактическая игра. Тренинги



Дидактическая игра

Дидактическая игра 1.

 

Цель и задачи: диагностика острых стрессовых реакций и экстренная психологическая помощь при их возникновении.

Концепция игры: после проведения предварительных разъяснений о стрессовых реакциях проводится моделирование ситуаций стрессовых реакций и различные виды экстренной психологической помощи при их возникновении. Совместное обсуждение проблемных ситуаций и наиболее верных решений о помощи.

 

Дидактическая игра 2.

 

Цель и задачи: оптимальное решение конфликтных ситуаций на примере транзактного анализа Э. Берна.

Концепция игры: моделируются и разыгрываются проблемные ситуации, провоцирующие конфликт. Обсуждаются наиболее оптимальные способы решений конфликтов.

 

Тренинги

 

Тренинг 1.

Цель и задачи: обучение студентов прогрессивной мышечной релаксации по Э. Джекобсону. Научение саморегуляции.

 

Тренинг 2.

Цель и задачи: обучение студентов аутогенной тренировки по И. Шульцу. Научение саморасслаблению и самоактивации.

 

 

Эссе

 

Эссе 1.

Эссе на тему: «Психологическая школа».

Цель и задачи: студент выбирает психологическую школу или направление, которое считает наиболее перспективным и интересным в своей практической деятельности. Обосновывает идею почему эта психологическая школа ему интересна и какие стороны знаний и позиций ему окажутся наиболее полезны и востребованы.

 

Возможные психологические школы на выбор:

1. Бихевиоризм (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура).

2. Необихевиоризм (К. Л. Халл, Беррес Ф. Скиннер и Э. Ч. Толмен).

3. Гештальтпсихология (К. Вертгеймер, К. Келер, К. Левин).

4. Аналитическая психология (К. Г. Юнг).

5. Гормическая психология (У. Мак-Дугалл).

6. Индивидуальная психология (А. Адлер).

7. Понимающая психология (В. Дильтей).

8. Фрейдизм (З. Фрейд).

9. Неофрейдизм (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер, К. Г. Юнг).

10. Школа Жана Пиаже (генетическая эпистемология).

11. Теория деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец).

12. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).

13. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).

14. Нейропсихология (А. Р. Лурия).

15. Когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер)

16. Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу).

17. Экзистенциальная психология (Р. Мэй, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

18. Трансперсональная психология (С. Гроф).

19. Дифференциальная психология (Ф. Гальтон, Дж. М. Кеттелл).

 

Эссе 2

Цель и задачи: студент выбирает психологическую теорию личностных черт и характеристик, которая, по его мнению, наиболее полно передает свойства личности, обосновывает свою позицию и делает выводы.

 

Возможные индивидуально-типологические теории на выбор:

1. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

2. Типология по Э. Кречмеру.

3. Типология по У. Шелдону.

4. Экстраверты и интроверты по К. Г. Юнгу.

5. Типология личности по А. Е. Личко.

6. Типология акцентуаций по К. Леонгарду.

7. Типология по П. Б. Ганнушкину.

8. Другой вариант (из научных психологических типологий).

 

 

Экзамен

Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся состоят из трех типов:

 

Задания 1 типа

 

1. Предмет, задачи и принципы психологии. Актуальность психологических знаний.

2. Междисциплинарные основы психологии. Современные психологические исследования: проблемы, выводы, актуальность.

3. Основные сферы деятельности человека как личности и социальной единицы.

4. Изучение поведения и мотивации человека: цель, задачи, трудности.

5. Психология здоровья и психопатология: современные исследования.

6. Методы психологии.

7. Современные направления психологии. Имплицитные теории: аспекты житейских и научных знаний.

8. Личность, ее структура и проявления. Оценка, самооценка личности и уровень притязаний.

9. Потребности и мотивационная сфера личности. Направленность личности. Структура личности.

10. Основные направления психологических исследований.

11. Общая характеристика деятельности, её структура, основные виды деятельности.

12. Задатки и способности. Структура и виды способностей. Специфика учебной деятельности.

13. Общение и межличностные отношения.

14. Темперамент, характеристика основных типов. Характер, его структура и типология.

15. Эмоции и чувства. Характеристика основных эмоциональных состояний.

16. Понятие о воле. Основные этапы волевого акта. Волевые качества личности.

17. Интериоризация и экстериоризация действий.

18. Типологии личности.

19. Способности как проявления индивидуальных свойств. Развитие способностей.

20. Эмоционально-волевая саморегуляция. Механизмы воли.

21. Когнитивные процессы: роль, значения, развитие.

22. Условия развития памяти и мышления.

23. Основные свойства и виды внимания.

24. Основные закономерности ощущений.

25. Структура и виды восприятия. Основная характеристика восприятия.

26. Понятие о памяти и ее механизмах. Виды, индивидуальные различия и типы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, условия их эффективности.

27. Основная характеристика мышления. Формы и виды мышления. Характеристика мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование.

28. Основная характеристика речи. Виды, свойства и функции речи.

29. Понятие о воображении. Основные типы. Пути создания образов воображения.

30. Феномены восприятия: сенсибилизация и синестезия. Восприятие и установки.

31. Формы мышления. Теории мышления. Речь и мышление.

 

Задания 2 типа

Вариант 1

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.

г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.

е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.

з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях?

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.

г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.

з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.

к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

7. Приведите пример экспериментального исследования с использованием корреляционного метода.

8. Какая существует связь между тревожностью и скоростью выполнения IQ теста?

9. Придумайте эксперимент с использованием независимой переменной «сон» и покажите, как манипулируя ей, можно измерять зависимую переменную «работоспособность».

10. В чем сила и слабость различных исследовательских техник. Приведите примеры.

11. Как, с точки зрения бихевиоральной теории, можно корректировать подростковую агрессивность?

12. Как, с точки зрения гуманистической психологии, оценить феномен творчества?

13. Почему в психоаналитической теории так важна роль первых пяти лет жизни ребенка?

14. Почему педологические исследования не потеряли своей исторической актуальности до сегодняшнего дня? Докажите это на примерах.

15. В чем теоретическая и практическая значимость открытия первой экспериментальной лаборатории? Обоснуйте свой тезис на примерах.

16. Как с точки зрения развития психики объяснить поведение гусят в экспериментах Лоренца? Какие еще модели импринтинга встречаются в нашей жизни?

17. Перечислите основные признаки отличий сознания людей от «сознательного» поведения животных. Есть ли в существующих хрестоматийных тезисах какие-то противоречия?

18. Приведите примеры сознательного и бессознательного поведения людей и животных.

19. Какие основные зоны мозга отвечают за полноценное функционирование человека? Подкрепите свои тезисы примерами.

20. В каких формах проявляется психическая деятельность человека? Подкрепите свои тезисы теориями отечественных учёных (Ломова Б. Ф., Пономарёв Я. А., Тихомирова О. ).

21. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) Вы находитесь? Насколько хорошо Вы справляетесь с задачами, соответствующими данной стадии в соответствии с теорией Эриксона?

22. Основываясь на советы Маслоу по поводу самоактуализирующейся личности, оцените собственные особенности и способности.

23. Как Вы с точки зрения гуманистической психологии объясните высказывание Ж. -П. Сартра «Человек есть то, что он делает из себя сам»?

24. Как объяснить с точки зрения теории мотивации принцип «Кнута и Пряника»? Приведите примеры ситуаций, когда один принцип оказывается результативней другого.

25. Сформулируйте свои досрочные, промежуточные, краткосрочные цели. Приведите примеры истинных и ложных целей, препятствующих развитию личности.

 

Вариант 2

1. Объясните теорию деятельности человека, согласно модели мотивации карьерного роста, Д. Холла. Когда человек достигает периода карьерного и личностного акме? В чем это проявляется?

2. Какие личностные кризисы встречаются для разных этапов жизненного цикла человека? Почему выход из кризиса является проблемой для человека?

3. Согласно теории А. Адлера «ценность человеческой жизни определяется тем, насколько человек способствует ценности жизни других людей». Докажите этот тезис на примере опыта общения с человеком, имеющим высокий показатель «социального интереса».

4. Перечислите факторы развития «социального интереса» на модели развития ребёнка.

5. Какие личностные и профессиональные компетенции необходимы в деятельности психолога, врача, педагога. Аргументируйте свой ответ жизненными примерами.

6. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии личности? Насколько адекватен однополярный взгляд на природу личностного развития? Докажите.

7. «Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают у человека в самых разных ситуациях». Объясните данный тезис с точки зрения защитных механизмов психики.

8. Я-концепция определяет ожидания человека, его представления о том, что должно произойти. Почему данному конструкту приписывают центральную функцию «самореализующегося пророчества» и называют «жизненным сценарием» человека?

9. Как притязания личности связаны с деятельностью человека? Насколько они обуславливают успехи и достижения?

10. «…Сквернословам не хватает образования, словарного запаса, они плохо учились…, у них были плохие учителя… Матерщина никуда не денется… Но пусть она царит там…, а не течет зловонной жижей без преград и препятствий…». Какие научные аргументы можно привести в доказательство данного высказывания?

11. «Неуспеваемость в школе во многом объясняется тем, что ученикам в самом начале школьной жизни дают мало заданий, которые они могли бы успешно выполнять; у них нет возможности ощутить атмосферу успеха, нет того, что называется чувством победы». Дайте научное обоснование данному тезису с точки зрения деятельностного подхода и теории мотивации.

12. На материале анализа художественной литературы или других иллюстраций опишите акцентуированные типы личности. Какие типы личности наиболее ярко представлены среди политиков, актеров, военных, врачей, учителей, банкиров?

13. «Подготовка психолога должна начинаться с его собственного воспитания и образования. Сначала – это воспитанный и образованный в современном смысле человек, и только после этого – знаток своей науки…». Объясните высказывания П. П. Блонского с позиции культурно-исторического подхода в развитии личности.

14. Опишите структуру учебной работы с позиции ведущей деятельности. Перечислите факторы (условия), препятствующие достижению высоких результатов.

15. Приведите примеры деятельности, где «процесс важнее результата». Как это связано с выбором профессии?

16. Какие стрессогенные факторы являются помехой в учебной деятельности? Назовите способы минимизации стрессовых нагрузок?

17. Нарисуйте кривую Йоркса-Додсона и поясните психологический феномен, выраженный данной кривой.

18. С какой целью используется полиграф? Объясните его работу с точки зрения теории эмоций.

19. В иерархии потребностей Маслоу выражена идея о том, что некоторые потребности, пока они не удовлетворены, более побуждающие, чем остальные. Насколько Вы согласны с этим утверждением? Поясните на примерах.

20. Назовите имена ученых – пионеров в области изучения индивидуальных различий.

21. В чем смысл конституционального подхода к типологии личности? Является ли данная теория устаревшей?

22. Какие экспериментальные данные дают возможность предположить, что личность имеет биологическую основу?

23. Исследование 12000 пар близнецов с использованием опросника Айзенка обнаружили корреляции +0, 5 для однояйцевых близнецов и +0, 21 для двуяйцевых. О чем говорит данный исследjвательский факт?

24. Зачем нам положительные и отрицательные эмоции? Как эмоции связаны с учёбой, мотивацией, получением информации, отстаиванием своих принципов? Приведи примеры из личной жизни.

25. Поясните связь между агрессивностью, фрустрацией и склонностью к подражанию. Подкрепите свои гипотезы классическими экспериментами в психологии.

 

Вариант 3

1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.

2. В какой из ситуаций имеет место ощущение:

а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.

б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.

в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.

г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.

д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

3. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.

4. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.

в) Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.

г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.

д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.

ж) «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л. С. Выготскому.

з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как красный цвет, звук флейты — синий.

и) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.

5. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заключен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?

6. На картине изображено красное яблоко, лежащее на белой тарелке. Вы внимательно рассматриваете картину в течение примерно 30-60 сек., а потом переводите взгляд на белый лист бумаги. Какого цвета будет яблоко в возникшем перед вами последовательном образе?

7. Если вы можете заметить разницу между 10 и 11 кг, то какой минимальный вес (в килограммах) вы смогли бы отличить от 50 кг?

8. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

ж) з) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.

к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.

м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

9. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

10. Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.

б) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

в) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

г) Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение.

д) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

11. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

12. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л. Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

13. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

14. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.

б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.

в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.

ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

15. Приведите примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях (по разным классификациям).

16. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

д) Мама посылает сына в магазин, перечисляея ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.

к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.

м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

17. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.

б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.

в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.

г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.

е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

18. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:

а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.

б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»? »

в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.

г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

19. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:

а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.

б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1, 5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.

в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.

г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.

20. Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).

21. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Написание журналистом аналитической статьи.

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

в) Составление свидетелем словесного описания преступника.

г) Собирание ребенком конструктора.

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.

ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.

з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.

и) Составление архитектором будущего плана постройки.

к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

л) Решение учебной задачи новым способом.

22. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

23. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

24. Интеллект – это единственная всеохватывающая способность или несколько специфических способностей? Аргументируйте свой ответ.

25. В чем уникальность проекта Льюиса Термена, изучавшего интеллектуальную одарённость калифорнийских школьников? Как его исследование согласуется с современными исследованиями практического интеллекта?

26. Как объяснить факт высокой корреляции между однояйцевыми близнецами и невысокой корреляции между приёмными детьми и их родителями?

 

Задания 3 типа.

 

Задание 1. Одно из направлений психологии считает, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, ощущением, воображением, волей и т. п. Поэтому предметом психологической науки, по мнению представителей этого направления, является «совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды или самого организма».

Назовите данное направление. Согласны ли Вы с подобным определением предмета психологии. Свою позицию обоснуйте.

Задание 2. Личные наблюдения часто прокладывают путь к более тонкому изучению людей. Пример – знаменитые «Характеры» древнегреческого философа Теофраста. В основе метода интервью – личные наблюдения профессионального интервьюера. Какие качества определяют квалификацию интервьюера? В чем отличие интервью от обычного разговора? Какие факторы влияют на результаты интервьюирования? Перечислите этапы исследовательского интервью. Перечислите области применения интервью.

Задание 3. Довольно часто приходится наблюдать, как человек изменяет свое поведение под воздействием окружающих. Почему это происходит? Назовите причины конформности и дайте психологическое обоснование высокой конформности у подростков. Почему люди по-разному справляются с заданием в присутствии других и в одиночестве?

Чем, по вашему мнению, определяется лидерство – личностью или социальной ситуацией? Какие личности можно назвать харизматичными? Как меняется поведение людей в толпе?  

Задание 4. В штате крупной издательской компании работают корректоры, управленцы, агенты по приобретению авторских прав, специалисты по поиску материалов для статей и др. Владелец компании своих сотрудников отбирает самостоятельно, используя для этого созданный им интеллектуальный тест. Претенденты должны внести исправления в длинный отрывок текста, переполненный словарными, грамматическими и пунктуационными ошибками. Для подсчета показателя интеллекта, от числа исправленных ошибок вычитается число ошибок, которые пропущены. Дайте профессиональную оценку методу, который использует владелец фирмы для отбора сотрудников. Что он подразумевает под «интеллектом»? Что измеряет его тест? Почему этот тест не всегда работает? Какой более разумный способ тестирования потенциала претендентов можно предложить владельцу компании?

Задание 5. Как вы знаете, в здоровом мозге число синапсов по отношению к числу нейронов растет, а число нейронов уменьшается. То есть, более скудный по количеству нейронов мозг может эффективно компенсировать их потерю. Что нужно делать, чтобы поддерживать мозг в рабочей форме? Дайте несколько практических советов человеку, который хочет до 90 лет остаться сообразительным болтливым всезнайкой.

Задание 6. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

Задание 7. Напишите рекомендации о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления детей различного возраста.

Задание 8. Студентка посещала лекции всех преподавателей, с утра до вечера просиживала в библиотеке, успешно сдала экзамены по всем дисциплинам. Ее выпускная квалификационная работа отражала точки зрения на проблему почти всех исследователей. Однако ей так и не удалось внятно сформулировать мысль о том, что в проблеме остается невыясненным. Какие психологические особенности студентки проявились в данной ситуации?

 

Задание 9. Опишите один из фактов проявления волевого поведения, имевшего места в Вашей жизни. Проведете его анализ в соответствии со структурой (этапами) волевого действия.

Задание 10. В психологии выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые определяют динамические (энергетические) особенности поведения и деятельности людей.

Вы – человек, занимающийся профессиональным отбором персонала. Предложите наиболее оптимальные условия профессиональной деятельности для каждого типа темперамента. Свои предложения аргументируйте.

Задание 11. Вы – сотрудник одного из подразделений крупной организации. Среди Ваших коллег есть люди, у которых наблюдается высокая выраженность следующих акцентуаций характера: гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип, астено-невротический тип (гипотимик), сенситивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, неустойчивый тип.

Опишите особенности своего поведения с каждым из типов. Основная задача, которая при этом стоит перед Вами – это установление и поддержание доброжелательных и устойчивых отношений с коллегами.

Задание 12. Ряд исследователей склонны считать, что риску возникновения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) в большей степени подвержены люди со специфическими личностными характеристиками.

Задание 13. Какие, по Вашему мнению, типы акцентуированных личностей наиболее чувствительные к СЭВ? Обоснуйте свою точку зрения. Почему те или иные темпераментальные свойства могут спровоцировать возникновение СЭВ? Обоснуйте свою точку зрения. Какие профилактические меры Вы можете предложить людям для предупреждения, минимизации или устранения «выгорания»?

Задание 14. Постоянный стресс похож на автомобильную сигнализацию, круглосуточно работающую в организме. К концу дня эта какофония приведет к неприятной головной боли. Какие еще изменения происходят в организме, когда мозг чувствует угрозу в течение длительного времени? Дайте практические рекомендации людям, которые хотят уберечься от стресса.

Задание 15. Современным людям свойственно перерабатывать и недосыпать. Как вы думаете, экономя время на сне или совсем им пренебрегая, чем человек рискует? Назовите последствия отказа от сна. Как это влияет на когнитивные функции и настроение? Чем опасен отказ от сна для машиниста метрополитена, руководителя учреждения, адвоката, ведущего телешоу, психолога?

Задание 16. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса. Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в различных ситуациях.

Задание 17. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

Объясните, почему накануне экзамена при концентрированной подготовке быстрее наступает забывание?

Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности человека? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и пр. )? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?

Задание 18. Вопросы индивидуальных различий касаются физиологии, когнитивных процессов, социального поведения. Как бы вы ответили, с точки зрения индивидуально-психологических особенностей, почему одни дети развиваются быстрее, чем другие? Или, почему одни люди быстрее приспосабливаются к новым условиям, чем другие? Почему одни люди худые, а другие толстые? Какими методами устанавливаются индивидуальные различия между людьми?

Задание 19. Назовите основные методы психологического исследования личности. Укажите достоинства и недостатки методов, на основе которых вы будете интерпретировать результаты. Приведите пример неудачного использования того или иного метода, например, для диагностики интеллекта.

Задание 20. Иллюзии искажения и ошибочного сравнения представляют наибольшую ценность для бизнеса. Они, в частности, лежат в основе производства упаковок для шампуня, конфет, мороженого, парфюмерной продукции и многого другого. Упаковки какой формы, размера и расцветки могут ввести покупателя в заблуждение? Объясните, почему это происходит? Что в этом случае следует требовать от производителя продукции?

Задание 21. Исследования доказывают, что с помощью одной силы воли практически невозможно заставить мозг не обращать внимания на отвлекающие моменты и сконцентрироваться. Другими словами, дать человеку задание и заставить его не отвлекаться на внешние раздражители невозможно. Зная это, дайте несколько практических советов, помогающих сконцентрироваться на выполнении задачи.

Задание 22. Многие эксперты рекомендуют дневной сон, и последние исследования показали, что короткий сон действительно может помочь снять напряжение во время рабочего дня. Объясните, в чём секрет короткого дневного сна?

Задание 23. Сильно развитое критическое мышление коррелирует с ригидностью. Приведите примеры того, как ригидность препятствовала решению творческих задач. Какие методы группового взаимодействия стимулируют творческий процесс? На каких психологических принципах они основаны?

Задание 24. Существует множество смешных историй и анекдотов, посвященных рассеянности разных людей. Каковы причины проявления этого феномена? Объясните это ученому, маленькому ребенку, пожилому человеку? Дайте практические рекомендации этим людям.

Задание 25. В книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» описан уникальный человек Соломон Шерешевский – русский журналист, обладающий невероятными способностями к запоминанию. Опишите механизм работы его памяти и объясните, почему Соломон испытывал страдания от своих уникальных способностей. Какой механизм в опыте Шерешевского можно использовать в собственной практике запоминания материала?

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.