Техника — 3 Содержание — 3
Техника — 3 Содержание — 3
____________________________________________________________________________
Стих №2
Где-то рвутся снаряды, Где-то пули свистят. Где-то этому рады, Где-то об этом скорбят.
А вдали – одни лишь горы: Такой далёкий, но близкий Кавказ! Горных рек бескрайние просторы; Ущелья горные, где гибли не раз,
Где разбитая узкая тропка Выводит уставший к реке караван. Где высокая горная сопка В облаков пушистых попала капкан.
А у речки той, быстрючей, Стоит башня, царапает небо, А над башней тою – тучи, Плывут белые, будто небыль!
Ещё стоит проклятый аул, Ещё не разрушен Иерусалим Кавказа. Ещё стоит, как на одной ножке стул, Высокая башня, меж Тифлиса и Тараза.
А в башне этой, в своей поношенной бурке, Сидит старый, дряхлый имам, Молодость свою продавший турке Обрекший Родину на вечный срам.
***
Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: снаряды – свистят – рады – скорбят. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: горы – Кавказ – просторы – раз. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: тропка – караван – сопка – капкан. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: быстрючей – небо – тучи – небыль Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: аул – Кавказа – стул – Тараза. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: бурке – имам – турке – срам. Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: ABAB – перекрёстная
***
Где то рвутся снаряды ! ! ! - -! - (7 слогов) Где то пули свистят ! ! ! - -! (6 слогов) Где то этому рады ! ! ! --! - (7 слогов) Где то об этом скорбят ! ! ! ! - -! (7 слогов) А вдали одни лишь горы ! -! -! ! ! - (8 слогов) Такой далёкий но близкий Кавказ -! -! -! ! - -! (10 слогов) Горных рек бескрайние просторы ! -! -! -- -! - (10 слогов) Ущелья горные где гибли не раз -! -! --! ! -! ! (11 слогов) Где разбитая узкая тропка ! -! --! --! - (10 слогов) Выводит уставший к реке караван -! - -! - -! --! (11 слогов) Где высокая горная сопка ! -! --! --! - (10 слогов) В облаков пушистых попала капкан --! -! - -! - -! (11 слогов) А у речки той быстрючей ! ! ! -! -! - (8 слогов) Стоит башня царапает небо -! ! - -! --! - (10 слогов) А над башней тою тучи ! ! ! -! -! - (8 слогов) Плывут белые будто небыль -! ! --! -! - (9 слогов) Ещё стоит проклятый аул -! -! -! - -! (9 слогов) Ещё не разрушен Иерусалим Кавказа -! ! -! - ----! -! - (14 слогов) Ещё стоит как на одной ножке стул -! -! ! ! -! ! -! (11 слогов) Высокая башня меж Тифлиса и Тараза -! --! -! -! -! -! - (14 слогов) А в башне этой в своей поношенной бурке ! ! -! - -! -! --! - (13 слогов) Сидит старый дряхлый имам -! ! -! - -! (8 слогов) Молодость свою продавший турке ! -- -! -! -! - (10 слогов) Обрекший Родину на вечный срам -! -! --! ! -! (10 слогов)
***
Стихотворение написано двусложным и трёхсложным анапестом, затем середина стиха написано хореем, а концовка – амфибрахий. Количество слогов сильно разнится, ударение в строках меняется – отсюда наблюдается сбой ритма.
Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.
| _ _/ _
| Анапест (от греческого – отраженный назад) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на третий, последний слог.
|
| Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «! » (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема: ! _
Схема первого катрена произведения выглядит таким образом:
где то рву-тся сна-ря-ды, где то пу-ли сви-стят. где то э-то-му ра-ды, где то об э-том скор-бят.
_ _! / _ _! / _ _ _! / _ _! / _ _! / _ _! / _ _ _ _/! _ _/!
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия: Где-то рвутся снаряды, (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора: А у речки той, быстрючей, Стоит башня, царапает небо, А над башней тою – тучи, Плывут белые, будто небыль! (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет: Такой далёкий, но близкий Кавказ! Бескрайние просторы, узкая тропка, уставший караван, пушистые облака, проклятый аул (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
- анафора: Где-то рвутся снаряды, Где-то пули свистят. Где-то этому рады, Где-то об этом скорбят.
< …> Ещё стои́ т проклятый аул, Ещё не разрушен Иерусалим Кавказа. Ещё стоит, как на одной ножке стул, Высокая башня, меж Тифлиса и Тараза.
(Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций. Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении. )
- гипербола (преувеличение):
А у речки той, быстрючей, Стоит башня, царапает небо,
- антитеза: Такой далёкий, но близкий Кавказ!
(Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом)
- сравнение: Ещё стоит, как на одной ножке стул, Высокая башня, меж Тифлиса и Тараза.
(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое)
***
Стихотворение написано с большим количеством нарушений ритма, нет чёткого ритмического рисунка. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать очень яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины. Однако хотелось бы отметить, что в русском языке отсутствует слово «быстрючий», хотя оно и добавляет яркости.
Итог:
Техника — 1 Содержание — 3
________________________________________________________________________________
Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!
|