Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника — 3 Содержание — 3



Техника — 3 Содержание — 3

____________________________________________________________________________

Стих №2

Где-то рвутся снаряды,
Где-то пули свистят.
Где-то этому рады,
Где-то об этом скорбят.

А вдали – одни лишь горы:
Такой далёкий, но близкий Кавказ!
Горных рек бескрайние просторы;
Ущелья горные, где гибли не раз,

Где разбитая узкая тропка
Выводит уставший к реке караван.
Где высокая горная сопка
В облаков пушистых попала капкан.

А у речки той, быстрючей,
Стоит башня, царапает небо,
А над башней тою – тучи,
Плывут белые, будто небыль!

Ещё стоит проклятый аул,
Ещё не разрушен Иерусалим Кавказа.
Ещё стоит, как на одной ножке стул,
Высокая башня, меж Тифлиса и Тараза.

А в башне этой, в своей поношенной бурке,
Сидит старый, дряхлый имам,
Молодость свою продавший турке
Обрекший Родину на вечный срам.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: снаряды – свистят – рады – скорбят.  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная 

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: горы – Кавказ – просторы – раз.  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная 

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тропка – караван – сопка – капкан.
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная 

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: быстрючей – небо – тучи – небыль  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: аул – Кавказа – стул – Тараза.  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная 

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: бурке – имам – турке – срам.
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

***

Где то рвутся снаряды
! ! ! - -! - (7 слогов)
Где то пули свистят
! ! ! - -! (6 слогов)
Где то этому рады
! ! ! --! - (7 слогов)
Где то об этом скорбят
! ! ! ! - -! (7 слогов)
А вдали одни лишь горы
! -! -! ! ! - (8 слогов)
Такой далёкий но близкий Кавказ
-! -! -! ! - -! (10 слогов)
Горных рек бескрайние просторы
! -! -! -- -! - (10 слогов)
Ущелья горные где гибли не раз
-! -! --! ! -! ! (11 слогов)
Где разбитая узкая тропка
! -! --! --! - (10 слогов)
Выводит уставший к реке караван
-! - -! - -! --! (11 слогов)
Где высокая горная сопка
! -! --! --! - (10 слогов)
В облаков пушистых попала капкан
--! -! - -! - -! (11 слогов)
А у речки той быстрючей
! ! ! -! -! - (8 слогов)
Стоит башня царапает небо
-! ! - -! --! - (10 слогов)
А над башней тою тучи
! ! ! -! -! - (8 слогов)
Плывут белые будто небыль
-! ! --! -! - (9 слогов)
Ещё стоит проклятый аул
-! -! -! - -! (9 слогов)
Ещё не разрушен Иерусалим Кавказа
-! ! -! - ----! -! - (14 слогов)
Ещё стоит как на одной ножке стул
-! -! ! ! -! ! -! (11 слогов)
Высокая башня меж Тифлиса и Тараза
-! --! -! -! -! -! - (14 слогов)
А в башне этой в своей поношенной бурке
! ! -! - -! -! --! - (13 слогов)
Сидит старый дряхлый имам
-! ! -! - -! (8 слогов)
Молодость свою продавший турке
! -- -! -! -! - (10 слогов)
Обрекший Родину на вечный срам
-! -! --! ! -! (10 слогов)

***

 Стихотворение написано двусложным и трёхсложным анапестом, затем середина стиха написано хореем, а концовка – амфибрахий. Количество слогов сильно разнится, ударение в строках меняется – отсюда наблюдается сбой ритма.   

Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.
_ _/ _
Анапест (от греческого – отраженный назад) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на третий, последний слог.
 

Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «! » (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема: ! _

 

Схема первого катрена произведения выглядит таким образом:

где то рву-тся сна-ря-ды,
где то пу-ли сви-стят.
где то э-то-му ра-ды,
где то об э-том скор-бят.

_ _! / _ _! / _
_ _! / _ _! /
_ _! / _ _! / _
_ _ _/! _ _/!  

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

 

- инверсия: Где-то рвутся снаряды,  (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
А у речки той, быстрючей,
Стоит башня, царапает небо,
А над башней тою – тучи,
Плывут белые, будто небыль!

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет: Такой далёкий, но близкий Кавказ! Бескрайние просторы, узкая тропка, уставший караван, пушистые облака, проклятый аул (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- анафора:
Где-то рвутся снаряды,
Где-то пули свистят.
Где-то этому рады,
Где-то об этом скорбят.

< …>
Ещё стои́ т проклятый аул,
Ещё не разрушен Иерусалим Кавказа.
Ещё стоит, как на одной ножке стул,
Высокая башня, меж Тифлиса и Тараза.

(Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций. Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении. )

- гипербола (преувеличение):

А у речки той, быстрючей,
Стоит башня, царапает небо,

- антитеза: Такой далёкий, но близкий Кавказ!

(Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом)

- сравнение:
Ещё стоит, как на одной ножке стул,
Высокая башня, меж Тифлиса и Тараза.

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое)

***

Стихотворение написано с большим количеством нарушений ритма, нет чёткого ритмического рисунка. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать очень яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины. Однако хотелось бы отметить, что в русском языке отсутствует слово «быстрючий», хотя оно и добавляет яркости.

Итог:  

Техника — 1 Содержание — 3

________________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.