|
|||
Михаил Юрьевич Лермонтов «Башня в Сиони» (1837-1838) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Михаил Юрьевич Лермонтов «Башня в Сиони» (1837-1838) - поэтическая дуэль Стих №1 Башня в Сиони Меж горного массива *** Cтихотворение состоит из 38 строк (многостишие) Стихи астрофические (без разделения на строфы) Рифмы: массива – река – змей – ней – красиво – облака – камней плато – великана – рука – когда – то – так – стакане – мрак стекла – витраже – скалы – мало – мираже – блёкло – рубеже света – башня – стилета – небеса – страшно – согреты – роса одинока – герой – глядит – покой – манит – срока реку – мук – эхом – стук Рифмовка (смешанная, вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах: ABCCABC *** Меж горного массива *** меж ГОР/-но-го/ мас-СИ/-ва Стихотворение написано трёхстопным ямбом с использованием безударного пиррихия. Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. Схема пиррихия: _ _
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
_! / _ _ / _! / _ *** В произведении использованы различные выразительные средства лексики: - инверсия: В долине, как в стакане (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности ) - метафора: (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным) - эпитет: зелёная река, древний змей, жидкий мрак, громадная рука, густые облака, слепая башня… (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. ) - сравнение: Их разложила так. И множество камней А башня одинока. *** Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Смешанная рифмовка делает произведение очень необычным. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины.
Итог:
|
|||
|