Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Михаил Юрьевич Лермонтов «Башня в Сиони» (1837-1838) - поэтическая дуэль



Михаил Юрьевич Лермонтов «Башня в Сиони» (1837-1838) - поэтическая дуэль

Стих №1

Башня в Сиони

Меж горного массива
Зелёная река
Ползет как древний змей.
Запутавшись над ней,
Изогнуты красиво
Густые облака.
И множество камней
Разложены на плато,
Как будто великана
Громадная рука
В игре своей когда-то
Их разложила так.
В долине, как в стакане
Густеет жидкий мрак.
Цветные словно стекла
В искусном витраже,
Сверкают медью скалы,
И, видимые мало,
Вдали, как в мираже,
Отсвечивают блёкло.
И здесь, на рубеже
Теней и грани света,
Стоит слепая башня,
И остриём стилета
Пронзает небеса...
Но небесам не страшно,
Они теплом согреты,
И чисты, как роса.
А башня одинока.
Как брошенный герой
С обрыва вниз глядит.
Утерянный покой
Её со скал манит,
Не дожидаясь срока,
Упасть камнями в реку,
Избавиться от мук.
Звенеть былого эхом,
Камней считая стук.

***

Cтихотворение состоит из 38 строк (многостишие)

Стихи астрофические (без разделения на строфы)

Рифмы:

массива – река – змей – ней – красиво – облака – камней
Клаузулы: женск – мужск – мужск – мужск – женск – мужск – мужск 

плато – великана – рука – когда – то – так – стакане – мрак
Клаузулы: женск – женск – мужск – женск – мужск – женск – мужск 

стекла – витраже – скалы – мало – мираже – блёкло – рубеже
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск – женск – мужск

света – башня – стилета – небеса – страшно – согреты – роса
Клаузулы: женск – женск – женск – мужск – женск – женск – мужск

одинока – герой – глядит – покой – манит – срока
Клаузулы: женск – мужск – мужск – мужск – мужск – женск

реку – мук – эхом – стук
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск

Рифмовка (смешанная, вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах:

ABCCABC
ABCACBC
ABCCBAB
ABACBCA
ABCBCA
ABAB

***

Меж горного массива
! ! -- -! - (7 слогов)
Зелёная река
-! -- -! (6 слогов)
Ползет как древний змей
! -! ! -! (6 слогов)
Запутавшись над ней
-! --! ! (6 слогов)
Изогнуты красиво
-! -- -! - (7 слогов)
Густые облака
-! - --! (6 слогов)
И множество камней
! ! -- -! (6 слогов)
Разложены на плато
-! --! -! (7 слогов)
Как будто великана
! ! - --! - (7 слогов)
Громадная рука
-! -- -! (6 слогов)
В игре своей когда то
-! -! -! ! (7 слогов)
Их разложила так
! --! -! (6 слогов)
В долине как в стакане
-! -! -! - (7 слогов)
Густеет жидкий мрак
-! -! -! (6 слогов)
Цветные словно стекла
-! -! - -! (7 слогов)
В искусном витраже
-! - --! (6 слогов)
Сверкают медью скалы
-! -! -! - (7 слогов)
И видимые мало
! ! ---! - (7 слогов)
Вдали как в мираже
-! ! -! - (6 слогов)
Отсвечивают блёкло
-! ---! - (7 слогов)
И здесь на рубеже
! ! ! --! (6 слогов)
Теней и грани света
! -! ! -! - (7 слогов)
Стоит слепая башня
-! -! -! - (7 слогов)
И остриём стилета
! --! -! - (7 слогов)
Пронзает небеса
-! - --! (6 слогов)
Но небесам не страшно
! --! ! ! - (7 слогов)
Они теплом согреты
-! -! -! - (7 слогов)
И чисты как роса
! -! ! -! (6 слогов)
А башня одинока
! ! - --! - (7 слогов)
Как брошенный герой
! ! -- -! (6 слогов)
С обрыва вниз глядит
-! -! -! (6 слогов)
Утерянный покой
-! -- -! (6 слогов)
Её со скал манит
-! ! ! ! - (6 слогов)
Не дожидаясь срока
! --! -! - (7 слогов)
Упасть камнями в реку
-! -! -! - (7 слогов)
Избавиться от мук
-! --! ! (6 слогов)
Звенеть былого эхом
-! -! -! - (7 слогов)
Камней считая стук
-! -! -! (6 слогов)

***

меж ГОР/-но-го/ мас-СИ/-ва
зе-ЛЁ/-на-я/ ре-КА/
пол-ЗЁТ/ как ДРЕВ/-ний ЗМЕЙ/.
за-ПУ-/тав-шись/ над НЕЙ/,

Стихотворение написано трёхстопным ямбом с использованием безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

 

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

 

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.


Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом.

_! / _ _ / _! / _
_! / _ _ / _! /
_! / _! / _! /
_! / _ _ / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
Изогнуты красиво
Густые облака.

В долине, как в стакане
Густеет жидкий мрак

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
Меж горного массива
Зелёная река
Ползет как древний змей.
Запутавшись над ней,

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет: зелёная река, древний змей, жидкий мрак,  громадная рука, густые облака, слепая башня… (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:
Зелёная река
Ползет как древний змей

Их разложила так.
В долине, как в стакане

И множество камней
Разложены на плато,
Как будто великана
Громадная рука

А башня одинока.
Как брошенный герой

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Смешанная рифмовка делает произведение очень необычным. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины.

 

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.