Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Ученицы» (1901г)  - поэтическая дуэль



Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Ученицы» (1901г)  - поэтическая дуэль

Стих №1

Здесь всё душе моей созвучно.
Как благодать я день ждала.
Ученье не бывает скучным.
О, если б только я могла
Познать весь мир, как мой учитель!
Но мой увы, так краток путь...
Как в рай вхожу в сию обитель.
Стучит непрошенная грусть,
Шагами отмеряя малость
Пути учения хлопот.
До посевной чуть - чуть осталось...
Ну вот, пришёл и мой черёд.

***

Экспресс-анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 12 строк

Строфа: двенадцатистишие

Стихи астрофические (без разделения на строфы)

Рифмы:

Созвучно – ждала – скучным – могла
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмы: АbAb – перекрёстная  

Учитель – путь – обитель – грусть
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмы: АbAb – перекрёстная  

Малость – хлопот – осталось – черёд
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмы: АbAb – перекрёстная  

***

Здесь всё душе моей созвучно
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Как благодать я день ждала
! --! ! ! -! (8 слогов)
Ученье не бывает скучным
-! -! -! -! - (9 слогов)
О если б только я могла
! ! -! -! -! (8 слогов)
Познать весь мир как мой учитель
-! ! ! ! ! -! - (9 слогов)
Но мой увы так краток путь
! ! -! ! ! -! (8 слогов)
Как в рай вхожу в сию обитель
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Стучит непрошенная грусть
-! -! ---! (8 слогов)
Шагами отмеряя малость
-! - --! -! - (9 слогов)
Пути учения хлопот
-! -! -- -! (8 слогов)
До посевной чуть чуть осталось
! --! ! ! -! - (9 слогов)
Ну вот пришёл и мой черёд
! ! -! ! ! -! (8 слогов)

***

здесь ВСЁ/ ду-ШЕ/ мо-ЕЙ/ соз-ВУЧ/-но.
как БЛА/-го-дАТЬ/ я ДЕНЬ/ жда-ЛА/.
у-ЧЕНЬ/-е не/ бы-ВА/-ет СКУЧ/-ным.
о, ЕС/-ли б ТОЛЬ/-ко Я/ мог-ЛА/

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! /
_! / _ _ / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Стучит непрошенная грусть,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Стучит непрошенная грусть,
Шагами отмеряя малость

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Так краток путь, непрошенная грусть

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Как благодать я день ждала.

Как в рай вхожу в сию обитель.

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Ученицы». Однако, на наш взгляд, стиль не соответствует тематике картины – он слишком возвышен («познать», «благодать», «сия обитель»)  

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.