|
|||
Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Ученицы» (1901г) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Ученицы» (1901г) - поэтическая дуэль Стих №1 Здесь всё душе моей созвучно. *** Экспресс-анализ стихотворения Cтихотворение состоит из 12 строк Строфа: двенадцатистишие Стихи астрофические (без разделения на строфы) Рифмы: Созвучно – ждала – скучным – могла Учитель – путь – обитель – грусть Малость – хлопот – осталось – черёд *** Здесь всё душе моей созвучно *** здесь ВСЁ/ ду-ШЕ/ мо-ЕЙ/ соз-ВУЧ/-но. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия. Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _! Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. Схема пиррихия: _ _ Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя. Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом: _! / _! / _! / _! / _ *** В произведении использованы различные выразительные средства лексики: - инверсия: Стучит непрошенная грусть, (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности ) - метафора: Стучит непрошенная грусть, (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным) - эпитет: Так краток путь, непрошенная грусть ( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. ) - сравнение: Как благодать я день ждала. Как в рай вхожу в сию обитель. (Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. ) *** Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Ученицы». Однако, на наш взгляд, стиль не соответствует тематике картины – он слишком возвышен («познать», «благодать», «сия обитель») Итог:
|
|||
|