Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Судзуки Харунобу «Влюблённые под зонтом в снегопад» (1767) - поэтическая дуэль



Картина Судзуки Харунобу «Влюблённые под зонтом в снегопад» (1767) - поэтическая дуэль

Стих №1

Она:

А не замёрзла ли его рука,
Ведь он давно уж держит зонт?
Летят снежинки свысока –
Холодный атмосферный фронт...

Мы так давно гуляем, уж сугробом
На зонтик навалился снег.
Ботинки у меня так неудобны...
А он довольно скучный человек.

Но, что ж... судьба моя такая,
Сегодня этот, завтра, вдруг, другой...
Хочу ли замуж за него? Не знаю.
И все же что там у него с рукой?

Он:

Её прекрасна от мороза розовая кожа,
С изяществом изогнут тонкий стан...
Ах, как на божество она похожа,
За что мне миг прекрасный этот дан!

Готов я с ней гулять и в дождь, и в слякоть,
И зонт носить, и на руках – её...
Я так влюблен, что уж готов заплакать,
Я с ней бы разделил, пожалуй, всё.

И пусть рука замёрзла, как и ноги,
Неважно... Сердце ведь горит!
Жаль только, что она задумчива немного,
И очень мало, почему-то, говорит.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: рука – зонт – свысока – фронт
Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск
Рифмовка: abab – перекрёстная  

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сугробом – снег – неудобны – человек  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная  

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: такая – другой – знаю – рукой
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: кожа – стан – похожа – дан  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: слякоть – её – заплакать – всё  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ноги – горит – немного – говорит
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

***

А не замёрзла ли его рука
! ! -! -! -! -! (10 слогов)
Ведь он давно уж держит зонт
! ! -! ! ! -! (8 слогов)
Летят снежинки свысока
-! -! - --! (8 слогов)
Холодный атмосферный фронт
-! - --! -! (8 слогов)
Мы так давно гуляем уж сугробом
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
На зонтик навалился снег
! ! - --! -! (8 слогов)
Ботинки у меня так неудобны
-! -! -! ! --! - (11 слогов)
А он довольно скучный человек
! ! -! -! - --! (10 слогов)
Но что ж судьба моя такая
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Сегодня этот завтра вдруг другой
-! -! -! -! -! (10 слогов)
Хочу ли замуж за него Не знаю
-! ! ! -! -! ! ! - (11 слогов)
И все же что там у него с рукой
! ! ! ! ! ! -! -! (10 слогов)

Её прекрасна от мороза розовая кожа
-! -! -! -! -! ---! - (15 слогов)
С изяществом изогнут тонкий стан
-! -- -! -! -! (10 слогов)
Ах как на божество она похожа
! ! ! --! -! -! - (11 слогов)
За что мне миг прекрасный этот дан
! ! ! ! -! -! -! (10 слогов)
Готов я с ней гулять и в дождь и в слякоть
-! ! ! -! ! ! ! ! - (11 слогов)
И зонт носить и на руках её
! ! -! ! ! -! -! (10 слогов)
Я так влюблен что уж готов заплакать
! ! -! ! ! -! -! - (11 слогов)
Я с ней бы разделил пожалуй всё
! ! ! --! -! -! (10 слогов)
И пусть рука замёрзла как и ноги
! ! -! -! -! ! ! - (11 слогов)
Неважно Сердце ведь горит
-! -! -! -! (8 слогов)
Жаль только что она задумчива немного
! ! -! -! -! -- -! - (13 слогов)
И очень мало почему то говорит
! ! -! - --! ! --! (12 слогов)

***

а не/ за-МЁРЗ/-ла ЛИ/ е-го/ ру-КА/,
ведь ОН/ дав-НО/ уж ДЕР/-жит ЗОНТ/?
ле-ТЯТ/ сне-ЖИН/-ки СВЫ/-со-КА/ –
хо-ЛОД/-ный ат/-мос-ФЕР/-ный ФРОНТ/...

Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_ _ / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! /
_! / _ _ / _! / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

А не замёрзла ли его рука,

Летят снежинки свысока –

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Сердце ведь горит!

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Её прекрасна от мороза розовая кожа,
С изяществом изогнут тонкий стан...

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

***

Стихотворение написано со сбоем в клаузулах и количестве слогов, поэтому имеет сбой в р ритме. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Судзуки Харунобу.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.