Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Ильи Репина «Приготовление к экзамену» (1864)  - поэтическая дуэль



Картина Ильи Репина «Приготовление к экзамену» (1864)  - поэтическая дуэль

Стих №1

Ах, как не хочется учиться,
Когда день солнцем так лучится,
А за окном щебечут птицы
И распускается весна.

И в нас, внутри, студент распущен...
Ну что вы, нет! Мы всё же учим,
Усталость давит тяжкой тучей
И негой сладостного сна...

Читаем книжки и мечтаем,
Всё это юность удалая!
И васильковая такая
Сидит девчонка у окна...

Ах, я влюбился бы, наверно,
Но вновь улыбка вышла нервной.
Ну что поделать - дамой первой
Нам быть гранитная должна...

***

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: учиться – лучится – птицы – весна.  
Клаузулы: женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AAАB -  

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: распущен – учим - тучей – сна.
Клаузулы: женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AAАb

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: мечтаем – удалая – такая – окна.
Клаузулы: женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AAAb - холостая

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: наверно – нервной – первой – должна.
Клаузулы: женск – женск – женск – мужск
Рифмовка: AAАb   

***

Ах как не хочется учиться
! ! ! ! -- -! - (9 слогов)
Когда день солнцем так лучится
-! ! ! -! -! - (9 слогов)
А за окном щебечут птицы
! ! -! -! -! - (9 слогов)
И распускается весна
! --! -- -! (8 слогов)
И в нас внутри студент распущен
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Ну что вы нет Мы всё же учим
! ! ! ! ! ! ! ! - (9 слогов)
Усталость давит тяжкой тучей
-! -! -! -! - (9 слогов)
И негой сладостного сна
! ! -! ---! (8 слогов)
Читаем книжки и мечтаем
-! -! -! -! - (9 слогов)
Всё это юность удалая
! ! -! - --! - (9 слогов)
И васильковая такая
! --! -- -! - (9 слогов)
Сидит девчонка у окна
-! -! -! -! (8 слогов)
Ах я влюбился бы наверно
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Но вновь улыбка вышла нервной
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Ну что поделать дамой первой
! ! -! -! -! - (9 слогов)
Нам быть гранитная должна
! ! -! --! - (8 слогов)

***

ах, КАК/ не ХО/-че-тся/ у-ЧИТЬ/-ся,
ког-ДА/ день СОЛН/-цем ТАК/ лу-ЧИТ/-ся,
а за/ ок-НОМ/ ще-БЕ/-чут ПТИ/-цы
и рас/-пус-КА/-ет-ся/ вес-НА/.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _! / _! / _
_ _ / _! / _! / _! / _
_ _ / _! / _ _ / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

А за окном щебечут птицы
И распускается весна.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Усталость давит тяжкой тучей
И негой сладостного сна...

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Усталость давит тяжкой тучей
И негой сладостного сна. ..

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- аллегория:

Ну что поделать - дамой первой
Нам быть гранитная должна...

(Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа. Здесь обыгрывается выражение «гранит науки»)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Ильи Репина «Приготовление к экзамену».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.