Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Рохелио де Эгускиса «Конец бала» (1915) - поэтическая дуэль



Картина Рохелио де Эгускиса «Конец бала» (1915) - поэтическая дуэль

Стих №1

Последний бал. Слезливый воск роняют свечи.
Последний шанс дала сердцам судьба-предтеча.
Последний миг и без того короткой встречи.
В последнем па глаза в глаза. Излишни речи.

Последний жест. Тепло объятий греет плечи.
Последний раз прижать к груди своей покрепче.
Последний вздох любви, погибшей от картечи
Последних слов перед разлукой: «Время лечит».

Последний бой проигран был в неравной сече.
Последний вопль сердец разбитых стих далече.
Последний шаг – за ним обрыв и сплетен вече.
Последний день любви двоих, увы, не вечен.

***

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: свечи – предтеча – встречи – речи  
Клаузула: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: AААА

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: плечи – покрепче – картечи – лечит  
Клаузула: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: AААA  

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сече – далече – вече – вечен  
Клаузула: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: AAAА  -

Рифмовка (монорим)

***

Последний бал Слезливый воск роняют свечи
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний шанс дала сердцам судьба предтеча
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний миг и без того короткой встречи
-! -! ! ! -! -! -! - (13 слогов)
В последнем па глаза в глаза Излишни речи
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний жест Тепло объятий греет плечи
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний раз прижать к груди своей покрепче
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний вздох любви погибшей от картечи
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последних слов перед разлукой Время лечит
-! -! ! - -! -! -! - (13 слогов)
Последний бой проигран был в неравной сече
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний вопль сердец разбитых стих далече
-! -! -! -! -! -! - (13 слогов)
Последний шаг за ним обрыв и сплетен вече
-! -! ! ! -! ! ! -! - (13 слогов)
Последний день любви двоих увы не вечен
-! -! -! -! -! ! ! - (13 слогов)

***

по-СЛЕД/-ний БАЛ/. слез-ЛИ/-вый ВОСК/ ро-НЯ/-ют СВЕ/-чи.
по-СЛЕД/-ний ШАНС/ да-ЛА/ сер-ДЦАМ/ судь-БА/ пред-ТЕ/-ча.
по-СЛЕД/-ний МИГ/ и без/ то-ГО/ ко-РОТ/-кой ВСТРЕ/-чи.
в по-СЛЕД/-нем ПА/ гла-ЗА/ в гла-ЗА/. из-ЛИШ/-ни РЕ/-чи.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _ _ / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _! / _

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
Последний бал. Слезливый воск роняют свечи.
Последний шанс дала сердцам судьба-предтеча
.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Слезливый воск роняют свечи.

Последний бой проигран был в неравной сече.
Последний вопль сердец разбитых стих далече.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Слезливый воск, па глаза в глаза, в неравной сече, последний вопль сердец

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- анафора (синтаксическая, лексическая):

Последний бал. Слезливый воск роняют свечи.
Последний шанс дала сердцам судьба-предтеча.
Последний миг и без того короткой встречи.
В последнем па глаза в глаза. Излишни речи.

Последний жест. Тепло объятий греет плечи.
Последний раз прижать к груди своей покрепче.
Последний вздох любви, погибшей от картечи
Последних слов перед разлукой: «Время лечит».

Последний бой проигран был в неравной сече.
Последний вопль сердец разбитых стих далече.
Последний шаг – за ним обрыв и сплетен вече.
Последний день любви двоих, увы, не вечен.

( Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов. Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Автору удалось создать монорим, на наш взгляд. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Конец бала», только почему-то автор увидел в ней последний бал.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.