Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень» (1827) - поэтическая дуэль



Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень» (1827) - поэтическая дуэль

Стих №1

Она была прекрасна, как графиня....
Овальных ягод блики — негой злата...
И стать её — хрустального графина,
Вбирала солнца свет и винограда.

Так осиянна благостью богиня
Любви в тени затерянного сада!..
Нам чувство прежде жизнь дало... а ныне,
Перебродив, вдруг станет чашей яда...

Услады стрелы, или наважденья,
Амур несёт, познав своё всевластье?
А мы так жаждем сока наслажденья!

Порой лоза опутает запястье...
И всё же полдень ярче, чем сомненья!
Есть в нежных гроздьях подлинное счастье!

***

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 14 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: графиня – злата – графина – винограда  
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: богиня – сада – ныне – яда
Клаузулы: женск – женск – женск – женск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

3-я cтрофа – 3 строки, трёхстишие.
Рифмы: наважденья – всевластье – наслажденья
Клаузулы: женск – женск – женск
Рифмовка: AВA

4-я cтрофа – 3 строки, трёхстишие.
Рифмы: запястье – сомненья – счастье  
Клаузулы: женск – женск – женск
Рифмовка: ВAВ  

***

Она была прекрасна как графиня
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
Овальных ягод блики негой злата
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
И стать её хрустального графина
! ! -! -! -- -! - (11 слогов)
Вбирала солнца свет и винограда
! --! -! ! --! - (11 слогов)
Так осиянна благостью богиня
! --! -! -- -! - (11 слогов)
Любви в тени затерянного сада
-! -! -! ---! - (11 слогов)
Нам чувство прежде жизнь дало а ныне
! ! -! -! -! ! ! - (11 слогов)
Перебродив вдруг станет чашей яда
---! ! ! -! -! - (11 слогов)
Услады стрелы или наважденья
-! -! -! - --! - (11 слогов)
Амур несёт познав своё всевластье
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
А мы так жаждем сока наслажденья
! ! ! ! -! - --! - (11 слогов)
Порой лоза опутает запястье
-! -! -! -- -! - (11 слогов)
И всё же полдень ярче чем сомненья
! ! ! ! -! -! -! - (11 слогов)
Есть в нежных гроздьях подлинное счастье
! ! -! -! ---! - (11 слогов)

***

о-НА/ бы-ЛА/ пре-КРАС/-на, КАК/ гра-ФИ/-ня....
о-ВАЛЬ/-ных Я/-год БЛИ/-ки НЕ/-гой ЗЛА/-та...
и СТАТЬ/ е-Ё/ хру-СТАЛЬ/-но-го/ гра-ФИ/-на,
вби-РА/-ла СОЛН/-ца СВЕТ/ и ВИ/-ног-РА/-да.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
 
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Есть в нежных гроздьях подлинное счастье!

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Так осиянна благостью богиня
Любви в тени затерянного сада!..

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Овальных ягод блики

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Она была прекрасна, как графиня....
Овальных ягод блики — негой злата. ..
И стать её — хрустального графина,

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Карла Брюллова «Итальянский полдень».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.