Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 7.5. Коммуникативные барьеры



Раздел 7. 5. Коммуникативные барьеры

Перед лекцией посмотрите двухминутный Видео-ролик по ссылке https: //www. youtube. com/watch? v=iFwP25yeCcg

Коммуникативные барьеры -   препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации ( те препятствия, с которыми сталкивается человек в процессе коммуникации ). Они могут быть вызваны различными факторами – социальными или психологическими, а зачастую, даже естественными.

 «Барьер – преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего- либо». \ Важно! Не стоит путать «Общение» и «Коммуникация». Общение не несет особой смысловой нагрузки в речи. А коммуникация работает на то, чтобы выполнить определённую цель и донести до собеседника конкретную информацию.

В работе Б. Ф. Поршнева представлены барьеры непонимания, среди которых он выделил четыре уровня непонимания: фонетический, семантический, стилистический и логический[2].

 

1. Фонетический возникает между людьми тогда, когда информация ими не воспринимается. Диапазон фонетического непонимания широк – от незначительного (в произношении некоторых слов) до полного, его источники могут быть разными. Полное непонимание возникает, когда говорят непонятно или на иностранном (неизвестном нам) языке. Неполное непонимание происходит, когда говорят быстро (скороговоркой), невнятно, с акцентом, шепелявя и т. п. Для смягчения непонимания необходимо использовать паузы, которые прерывают поток речи, тем самым усиливают внимание, подчеркивают сказанное, помогают сделать передышку.

Фонетический барьер возникает и при резком повышении голоса, так как при восприятии речи на повышенных тонах ее понимание блокируется. В подобных ситуациях внимание человека концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. При этом важно прийти в эмоциональное равновесие (у каждого человека разная эмоциональная возбудимость) и попросить партнера говорить спокойно. Например, в данном случае нс будет провокационной фраза: " Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму". Специалисты утверждают, что тон голоса имеет большое значение для понимания контекста ситуации (например, отношения)[3].

Кроме тона голоса большое значение для эффективного общения играют ударение и тональность речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.