|
|||
Двухчастная форма.В первой части этой формы излагается основная музыкальная мысль, во второй развивается и завершается музыкальная мысль. Вторая часть по размеру может быть значительно больше первой, если в ней происходит широкое развитие материала. Части в этой форме могут быть слитными, либо четко расчлененными (что характерно для танцевальной музыки). В зависимости от содержания второй части существуют две разновидности двухчастной формы.
Формула соответствуют такому произведению, где вторая часть очень сходна с первой, фактически она повторяет первую лишь с некоторыми изменениями (в фактуре, гармонии, мелодии, ритме). Часто начало второй части полностью повторяет музыкальный материал первой части, и лишь затем идет вариационное развитие.
Формула А+В говорит о том, что во второй части материал имеет самостоятельный характер (контрастирующий с первой частью).
Яркий пример двухчастной формы – куплетное строение песни, когда сначала идет запев (куплет), а потом – припев. У произведений, выполненных в двухчастной форме, нередко имеются небольшие по размерам вступление и заключение. Двухчастная форма может иметь более сложное, развитое строение, благодаря чему размеры произведения увеличиваются. Внутри каждой части могут находиться двухчастные или трехчастные построения. При этом формула может усложняться и выглядеть, например, так: Части такой двухчастной формы не обязательно должны быть четко структурированными, в них может происходить свободное развитие, и тогда окончания построений определяются по временным завершениям развития, паузам, остановкам движения. Музыковеды выделяют еще и двойную двухчастную форму, в которой изложение материала идет по следующей схеме АВ+А1В1. Произведения, выполненные в такой форме, часто имеют расширенные вступление и завершение (коду).
|
|||
|