Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Каданс.. Одночастная форма.



Каданс.

Каданс характерный гармонический или мелодический оборот, который служит для членения речи в той или иной мере завершает построение. Кратко о кадансе можно сказать следующее. Он может быть устойчивым (оканчиваться на тонике) или неустойчивым (завершается неустойчивым звуком или созвучием). Устойчивые кадансы: автентический каданс, в котором перед тоникой звучит доминанта (например, D-T или T-D-T); плагальный каданс, в котором перед тоникой звучит субдоминанта (это S-T или T-S-T); полный каданс, в котором представлены все функции – T-S-D-T. Если эти аккорды расположены в обратной последовательности, то это неустойчивые кадансы, или полукадансы (T-D или T-S). Отметим, что функции T, S и D могут выполнять разные аккорды: тоническую функцию (Т) – аккорды I и VI ступеней; субдоминантовую функцию (S) – аккорды IV и II ступеней; доминантовую функцию (D) – аккорды V, III и VII ступеней. Функциональная принадлежность одиночных звуков часто зависит от контекста, и это понятно: ведь, пример, II ступень входит в аккорды как S, так и D.

Размеры перечисленных элементов музыкальной речи (мотива, фразы, предложения, периода) отражают степень развития музыкальной мысли. Но у них есть свои «средние» нормальные размеры (хотя и очень относительные). Например, размер мотива – до 1 такта, фраза – 1-2 такта, предложение – от 2 тактов, периода – от 8 тактов. Но, как и в других областях, количество здесь – это лишь внешний признак.

В заключении отметим, что музыкальное произведение – это органическое целое, которое состоит из частей, внутренне связанных между собой. Удержать внимание слушателя призвана непрерывность музыкального развития, а завершенность отдельных построений делает музыкальную речь понятной.

Одночастная форма.

Одночастная форма подразумевает изложение тематического материала без его дальнейшего развития. Ее строение принято обозначать формулой из одной буквы: А. Как правило, по размеру это предложение или простой период. Обычная величина такого построения – 8 тактов, хотя может быть 4 такта или до 16 тактов (но при этом не должно быть усложнения в развитии: модуляций в другие тональности с многообразием выразительных средств в мелодии, гармонии, ритме). В одночастной форме в крупном произведении может быть выполнено вступление.

В самостоятельном виде она встречается в вокальной музыке – в качестве куплета, когда каждая новая строфа стихотворения сопровождается одинаковой музыкой; очень распространена в народной музыке, где ее формула может выглядеть так: А+А+А+А…

Если в произведении одночастной формы много свободного развития импровизационного характера, то оно может быть более крупным по масштабу (например, 30-50 тактов).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.