Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория «Конца истории» Ф. Фукуямы»



Теория «Конца истории» Ф. Фукуямы»

 

Введение……………………………………………………………………….  
«Конец истории? »………………………………………………………………  
Предшественники теории…………………………………………………….  
Заключение ……………………………………………………………………  
Список литературы……………………………………………………………  

Введение

    В конце 80-х годов ХХ в. в мире стали происходить огромные изменения, которые поставили перед наукой и политической практикой ряд проблем, в одночасье рухнули многие теоретические концепции, казавшиеся незыблемыми и едва ли не вечными. Окончание «холодной войны», поражение в ней Советского Союза и, тем самым, утверждение США в качестве единственной сверхдержавы в мире, создали новую геополитическую ситуацию. В связи с этим, остро встал вопрос о создании нового мирового порядка, его структуризации и механизмов управления, а так же вопрос о новом социальном конфликте. Одним из первых на эти вопросы попытался ответить Френсис Фукуяма в своей статье «Конец истории».

    Целью этой работы является раскрытие и понимание сути выдвигаемой Френсисом Фукуямой теории, ее осмысление.

 

«Конец истории? »

 

    Перед тем, как Френсис Фукуяма опубликовал свою статью «Конец истории? », он выступил зимой 1989 года в Чикагском университете с докладом о международных отношениях. Он провел целенаправленный анализ советской политики. Его исследование привлекло внимание редактора из вашингтонского журнала «The National Interest» Оуэна Харриса, и тот предложил опубликовать его работу. Статья вышла летом 1989 года и перевернула мир внешней политики. Но в тот момент ещё существовал Советский Союз, и просто немыслимо выглядели даже абстрактные предположения о возможности краха СССР, изменении социально-экономической и политической систем в странах восточного блока. Но фашизм был уничтожен во время Второй мировой войны, а теперь и коммунизм рушится. В таких государствах, как Китай, которые называли себя коммунистическими, политические и экономические реформы шли в направлении либерального порядка. Фукуяма, как раз, писал об этом, его статья представляла собой некий прогноз ближайшего и отдаленного будущего. В ней фиксируются принципы, содержание, сущность, особенности создания нового мирового порядка.

    Он переходит к рассмотрению природы происходящих в истории изменений. Для него движущие силы истории существуют, прежде всего, в сфере человеческого сознания, поведение человека в материальном мире всякий раз определяется состоянием его сознания, которое, как правило, принимает форму религии, культурных традиций и моральных обычаев. Правда, помимо фашизма и коммунизма, у либеральной демократии, по мнению Фукуямы, имеются ещё два менее опасных соперника — религия и национализм. Однако альтернатива в виде теократического государства сегодня существует только в исламском мире и малопривлекательная для немусульман, поэтому трудно представить, чтобы она получила какое-либо широкое распространение. В свою очередь, национализм порождается этническими конфликтами, которые вполне можно разрешить в рамках либеральной демократии. Кроме этого, национализм, сам по себе, обыкновенно сводится к стремлению обрести независимость от какой-либо группы или народности, он не имеет собственной социально-экономической доктрины, вследствие чего совместим с перечисленными выше идеологиями.  

    Всю концепцию Фукуямы можно выразить в двух его тезисах. Первый: «То, чему мы, вероятно, свидетели - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации

западной либеральной демократии как окончание формы правления».

    Второй: «Триумф запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив».

    Так в чем же состоит «Конец истории»? Разберем по порядку:

1. Это наличие в обществе некого сознания, благоприятствующего либерализму, а так же самого либерализма как универсальной идеологии, теоретическая истинность положений которого абсолютна, а их совершенствования или улучшение невозможно.

2.  «Конец истории» - это широкое распространение в настоящее время западной потребительской культуры и западной культуры в целом.

3. Этот процесс является частью неоспоримой победы экономического либерализма в целом и ведёт к ней как к части «Конца истории».

4. Победа экономического либерализма – это и есть победа политического либерализма. «Конец истории» - это победа капитализма. Как писал Э. Гидденс: «Фукуяма утверждает, что идеологические битвы прошлых времён окончены. Конец истории – конец альтернатив. Капитализм победил в своей долгой битве с социализмом».

5.  «Конец истории» означает перестройку всех систем международных отношений и триумф Запада. Фукуяма рассматривает запад как некую единую целостность, не видя никаких существенных различий между его странами. Ни экономических, ни политических, и даже ни социокультурных. Он не видит экономических интересов, экономической конкуренции между ними, экономической борьбы и конфликта. Но если и видит, то не придаёт этому значения, считает это второстепенным, временным.

6.  «Конец истории» поделит современный мир на две части: история и постистория. Точно также можно разделить эволюцию человечества на два периода: история и постистория.

 

    История. Основное внимание Фукуяма уделяет 20-му веку, в котором либерализму как идеологии и политическому движению пришлось бороться сначала с абсолютизмом, затем с большевизмом и фашизмом, и с новейшим марксизмом. Однако только фашизм и коммунизм бросал главный вызов либерализму. Фашизм был сокрушен Второй Мировой войной. Но это поражение было не только в материальном плане, но и поражение идеи, на уровне сознания. Поэтому осталась одна серьезная альтернатива и угроза либерализму – коммунизм. Фукуяма утверждал:  «Классовый вопрос успешно решен Западом. Современный американский эгалитаризм и представляет собой то бесклассовое общество, которое предвидел Маркс. » Классовый вопрос отошел на второй план, потерял свою актуальность и значимость.

 

    Постистория. В этот период нет никакой необходимости, чтобы все государства были либеральными. Достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на другие, лучшие формы общежития. И в период постистории конкуренция и конфликты между нациями остаются в том виде, в котором были и раньше, в 20-м веке. В завершении статьи Фукуяма опровергает мнение, что идеология — лишь прикрытие для великодержавных интересов, которые и являются часто истинным источником конфликтов между нациями; что конфликты органически присущи международной системе, поэтому чтобы оценить их перспективы нужно смотреть на форму системы (является она биполярной или многополярной), а не на идеологическую сущность режимов. Он убеждён, что после окончательного краха коммунизма в Советском Союзе и Китае мир не вернётся к империалистической политике XIX столетия — Германия и Франция не возобновят прежнее противостояние, а на границе между Соединёнными Штатами и Канадой не будут воздвигнуты укрепления, ибо имперская политика и территориальные захваты, по крайней мере в западном мире, более нелегитимны.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.