Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2.Сотрудничество детско-юношеского общественного объединения с родителями воспитанников.



Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков удаляется от своих родителей. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Не секрет, что нередко отношения между родителями и школой отличаются некоторой формализацией. Несмотря на это, и педагог, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Социализация ребенка без участия родителей становится малоэффективной, поэтому современная школа рассматривается как «центр взаимодействия с родителями». Причем взаимодействие здесь понимается весьма конкретно, как сотрудничество.

Особенно эффективным полем для сотрудничества представляется участие родителей в деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ).

Эффективность такого подхода обусловлена тем, что родители, наряду с педагогами и школьниками, рассматриваются в качестве субъекта целостного учебно-воспитательного процесса. Практика вовлечения родителей показала, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде, можно решить множество задач:

- в совместной деятельности педагога, школьников и их родителей устанавливаются дружественные отношения; - передается опыт творческой деятельности;

- от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;

- нормализуются семейные отношения детей и родителей за счет совместных позитивных переживаний;

- формируется отношение к материальным и духовным ценностям;

- родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги — родителей;

- происходит повышение профессионализма родителей в психолого-педагогической сфере;

- достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.

Конечно, достижение перечисленных эффектов возможно только при правильной организации совместной деятельности. А. Белкин предлагает классификацию, ориентированную на степень активного участия взрослых и ребенка.

Классификация видов взаимодействия

1. Опека, при которой ведущая роль в определении целей и оказании помощи ребенку отдается взрослому, при минимальном осознании целей и оказании помощи взрослому ребенком.

2. Наставничество, при котором решающая роль остается за взрослым, но возрастает активность детей.

3. Партнерство, где «успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий».

4. Сотрудничество, в котором «успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу».

5. Содружество, рассматриваемое как «высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливают воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества» (Белкин, 2000).

Предложенное автором классификационное основание — соотношение прав и обязанностей — как нельзя полно отражает требования гуманистически ориентированной педагогики и личностно-развивающего образования. Сотрудничество — это высокий уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности.

Анализ работ психологов и педагогов (К. А. Абульханова-Славская, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек, Я. Л. Коломинский, Е. В. Коротаева) позволяет выделить следующие основные признаки сотрудничества:

- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве,

- наличие единой цели и общей для всех мотивации,

- наличие органов организации руководства,

- разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников,

- получение единого конечного результата,

- возникновение в процессе деятельности межличностных отношений.

Некоторые авторы называют социальное взаимодействие, основанное на равноправном сотрудничестве участников социальным партнерством.

Социальное партнерство понимается как особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития (Хоменко И. А., 2007).

Социальное партнерство как тип взаимодействия занимает промежуточное положение между социальным союзом (содружеством), который предполагает общность ценностей социальных субъектов (что труднодостижимо для представителей разных поколений) или обязательное слияние их ресурсов, и социальной конкуренцией.

На начальном этапе партнерства члены РДШ, педагоги и родители должны определить цель, задачи и педагогические условия совместного взаимодействия. Средством достижения поставленных целей становятся формы, методы и содержания деятельности по направлениям Российского движения школьников: «Личностное развитие», «Гражданская активность», «Военнопатриотическое» и «Информационно-медийное». Выбор же содержания, методов и форм чаще всего уже осуществлен. Хотя в некоторых случаях он зависит и от установок и устремлений родителей, если родители стоят у истоков создания отрядов РДШ.

Для социального партнерства в процессе осуществления совместной деятельности в рамках РДШ характерны:

- добровольность;

- взаимовыгодность;

- согласование интересов на основе переговоров и компромисса;

- договорное закрепление отношений;

- взаимная ответственность и обязательность выполнения субъектами достигнутых договоренностей.

Для создания партнерства между детьми, родителями и педагогами необходимы также и следующие организационно-педагогические условия:

- формирование готовности педагогов и администрации школы к партнерству с родителями в сфере воспитания;

- выявление оснований партнерства;

- формирование управляющей системы социального партнерства в сфере воспитания;

- формирование нормативно-правовой базы партнерства с фиксацией целей, задач, принципов взаимодействия;

- разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия;

- выявление взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон.

Партнерство не достигается только лишь в результате одномоментной договоренности между взрослыми, а является процессом, который разворачивается во времени.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.