Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Осокина Л.А. гр. КП-ВДМ-21. Тема 6. Партнерство в системе детско-юношеских общественных объединений региона. 1. Варианты взаимодействия детско-юношеских общественных объединений



Осокина Л. А. гр. КП-ВДМ-21

Тема 6. Партнерство в системе детско-юношеских общественных объединений региона

1. Варианты взаимодействия детско-юношеских общественных объединений

Социальное партнерство в обществе основывается, прежде всего, на готовности участников взаимодействия к выявлению, определению и согласованию общих целей. По этому показателю для детского движения ближе всего цели учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, реализующих социальные функции содействия самореализации, создания условий для познания, выбора деятельности и профессиональной ориентации. Также близкими по целевым функциям социальными партнерами считаются молодежные объединения, творческие союзы, учреждения системы молодежной политики.

В реальности новых федеральных стандартов школа также становится одним из основных социальных партнеров детских организаций, так как введение их направлено на обеспечение «демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления» и на получение личностных результатов образования на каждой ступени, которые включают освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей и др.

Следующим условием эффективного взаимодействия партнеров является признание их равноправия и самостоятельности в принятии решений. Здесь детские общественные объединения испытывают трудности, так как равноправие и самостоятельность ДОО весьма зависимы от позиции руководителей объединения, этапа развития ДОО и подготовленности участников осуществлять совместную деятельность, самоуправление и координацию, разработку и реализацию проектов.

Теоретический анализ взаимодействия, его особенностей в социальной действительности и образовательном пространстве стал источником для формулирования понятия «взаимодействие детского общественного объединения с социальными партнерами». С нашей точки зрения, как педагогическое явление взаимодействие детского общественного объединения с социальными партнерами - это специально созданные условия для совместной деятельности участников детского общественного объединения и участников организации-партнера.

Известны научно обоснованные модели взаимодействия детских организаций с государственными структурами (Е. Е. Чепурных), с органами управления образованием (Е. Л. Родионова), с образовательными учреждениями (А. В. Волохов).

Согласно результатам исследований А. В. Волохова, основными условиями взаимодействия

двух социально ориентированных и педагогически целесообразных для ребенка систем являются: учет интересов и потребностей детей, предоставление каждому участнику детского объединения возможностей саморегуляции в широком спектре форм деятельности; продуманная деятельность органов самоуправления как в системе учреждений образования, так и в детских общественных объединениях, действующих на их базах; защита интересов и прав всех членов организации; доверие лидерам организации; преемственность деятельности общественных объединений в системе общего, специального и дополнительного образования; необходимость расширения базы детских, подростковых и молодежных организаций в системе образования. При этом целесообразно на уровне учреждения образования осуществлять: развитие форм детской инициативы и самодеятельности; обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях; предоставление специальных помещений для внеурочных мероприятий самого детского объединения и для программной деятельности, включающих всех учащихся школы; оказание повседневной помощи ребенку в развитие его лидерского и творческого потенциала.

Практика демонстрирует несколько типов взаимодействия ДОО с партнерами, которые могут по-разному влиять на самореализацию их участников.

1. Разовые контакты. Субъекты привлекают некоторые ресурсы друг друга: помещение, методическую, консультативную помощь, человеческие ресурсы. Реализуют кратковременные проекты. Взаимодействие, характеризующееся разовыми контактами, нельзя считать эффективным, так как отсутствует необходимое педагогическое условие - системность.

2. Системное взаимодействие. Субъекты ориентированы друг на друга в долгосрочном планировании. Существуют договоренности о совместной деятельности, закрепленные в документах (договорах, соглашениях). Взаимодействие может отличаться более или менее интенсивным педагогическим управлением.

3. Интеграция. Еще один тип взаимодействия представляет собой интегративные формы ДОО в качестве детского объединения в структуре образовательного учреждения, учреждения системы молодежной политики или культуры.

Достаточно часто встречаются примеры первого и третьего типов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.