Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новаторство поэта



1. введение во французскую поэзию урбанистической темы;

2. обостренная восприимчивость в поэтической манере;

3. стремление к максимальной точности в изображении самых мрачных моментов внутренней реальности;

4. поэт - безродный и непонятый толпой «чужак», которого она мучает и ненавидит;

5. взаимопроникновение в поэзии высокого и низкого, сочетание несочетаемого в пределах одного образа, эстетизациябезобраВНОго;

6. стирание грани между субъектом и объектом, между воображаемым и реальным;

7. признание за поэтическим словом суггестивной функции;

8. романтический конфликт мечты и действительности приобретает глубокого внутреннего характера.

 

2. Сборник «Цветы зла» - проявление противопоставления Добра и Зла

 

Литературную судьбу Бодлера определила его единственный поэтический сборник «Цветы зла». Замысел книги созрел у автора довольно рано: в «Салоне 1846 года» автор упомянул о намерении выпустить книгу стихов. А через 2 года в прессе появилось сообщение, что Бодлер готовил к печати сборник «Лимба». В 1851 г. под этим заголовком в одной из газет был напечатан цикл из 11 стихотворений, и, наконец, в 1855 г. респектабельный журнал «Ревю деДю Монд» опубликовал 18 стихотворений поэта. Это был безусловный успех. К Бодлера пришла популярность, хотя еще едва заметная, но этого было достаточно, чтобы в декабре 1856 г. модный издатель Огюст Пуле-Малассі купил у него права на «Цветы зла». Всего через полгода книга вышла в свет. В одном из писем Бодлер писал: «В эту жестокую книгу я вложил весь свой ум, все свое сердце, свою веру и ненависть».

Название сборника поэт искал долго, зато она оказалась на удивление вместительной и выразительной, ведь сфокусировала в себе не только противоречия эпохи, но и противоречия самого Бодлера. Название сборника подчеркнула главную мысль - привлекательность зла для современного человека. В сжатой форме автор передал свое восприятие современного мира как царства зла и одновременно его собственное видение этой печальной реальности. Сборник трактовалась современниками как поэтизация безнравственности. Но сам Бодлер утверждал, что книгу надо оценивать целостно, только тогда из нее выплывет жестокий нравственный урок.

Сборник «Цветы зла» создавалась поэтом на протяжении всей жизни и вобрала все лучшее из его поэтического наследия. В этом плане она похожа на «Листья травы» Уитмена или «Кобзарь» Т. Шевченко. Сборник - целостное произведение, где все части и отдельные стихи органично связаны. Книга имела посвящение, вступление и состояла из 6-ти циклов, объединенных по проблемно-тематическому принципу.

Лирический герой Бодлера раздвоен: он разрывался между идеалом духовной красоты и красотой зла («Больная муза», «Идеал», «Гимн красоте»). Поэтому исходной позицией бодлерівської творчества стало напряженное противопоставление добра и зла, Бога и Сатаны. Зло было объектом художественного исследования в Бодлера. Поэт рассматривал его как специфическую форму добра. Его не покидала надежда на победу добра.

Двухполюсности ощущение определила композиционную структуру сборки, ее основной части «Сплин и идеал», которая открывалась тремя стихами («Благословение», «Альбатрос», «Лет»), где утверждена божественная природа человека, которая с наибольшей полнотой воплощена в фигуре поэта. Поэт для Бодлера - безродный и непонятый толпой «чужак», которого она мучает и ненавидит. На поэте - печать знехтуваності.

Эта раздвоенность бодлерівського героя между добром и злом породила чувство скуки, стремление вырваться в «неизвестное», жажду беспредельного. От первой части «Сплина и идеала» к заключительной (стихи «Сплин», «Марево», «Жажда небытия», «Часы») четко прослеживалась нисходящая линия, которая вела от «сплина» до «идеала», а наоборот, от «идеала», до «сплина», от Бога - к Сатане.

Цикл «Сплин и идеал», как и в целом вся коллекция - это лирическая драма, где идеалу противостояла не сама действительность, а «сплин» - болезненное состояние, порожденный этой действительностью. Если в цикле «Сплин и идеал» четкими были романтические тенденции проявились в описанных поэтом противоречиях между действительностью и идеалом и их противопоставлении, то в стихах цикла «Парижские картины» ощутимый реализм, где центр тяжести переместились на внешний мир, и Бодлер создал образцы урбанистической поэзии.

Поэт сумел взглянуть на город по-новому. Главным для него был не внешний вид города, а то, как оно влияло на современного человека, которых метаморфоз подвергалась человеческая душа в напряженном ритме жизни. Город привлекало и одновременно отталкивало, питало его загадочными соками и отравляло ядовитыми испарениями. И. Бодлер воспел эту целительную и пагубную нрав.

Во всех стихах («Цветы зла») противопоставлялись Добро и Зло. Бодлерівське добро - это вовсе не христианская любовь (к Богу или к другим людям), это всепоглощающая жажда слияния с вечным и бесконечным миром, жажда, что могла быть удовлетворена лишь телесными средствами, которые имели позаморальну природу. Два противоположных полюса - Добро и Зло, дух и плоть, Бог и Сатана - начали превращаться друг на друга. Сатана выступил как воплощен голос плоти, но этот голос был тоской невозможным, что в свою очередь, могло найти хотя бы какое-то удовольствие только с помощью материального. Поэтому бодлерівський Сатана - не ангел, а прежде всего земное воплощение Бога, а Бог - земной Сатана. Эти две «бездны» притягивали и одновременно отталкивали поэта, и он замирал между ними, очарованный и объятый ужасом.

Поэту было неизвестно происхождение красоты: возможно, она сошла с небес, а может - поднялась из морской пучины. Но сама красота сделала мир ближе. Не случайно в предисловии к «Цветов зла» Бодлер сформулировал основной пункт своей эстетической программы как «извлечение красоты из зла».

Нередко у Бодлера слова и сочетания слов лишены точного логического значения, что вызывает неожиданные ассоциации, смутные представления, неопределенные настроения.

Доминантами поэтики сборника Бодлера «Цветы зла» стали контраст и символика. Ш. Бодлер был одним из зачинателей символизма, но в его творчестве, в частности в сборнике «Цветы зла», соединились романтические и собственно символические элементы. Стихи в сборнике имеют в основном двопланову структуру, где на переднем плане - предметы, эмпирические явления, конкретные детали, за которыми были спрятаны идея, абстракция, превращала предметно - эмпирические образы в символы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.