Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ стихотворения Воспарение и сонета Соответствия



Анализ стихотворения " Воспарение" и сонета " Соответствия"

Здесь идея воспарения буквально материализуется, стихотворение как бы поднимает и возносит нас самих вместе с поэтом туда, где уже захватывает дух, ведь каждый новый образ здесь расположен выше предыдущего. Поэтому стихотворение так и называется – " Воспарение". И снова в конце произведения перед нами всплывает образ альбатроса.

Сразу после этого стихотворения в сборнике идет знаменитый сонет " Соответствия", который претерпел многочисленные истолкования, на который не раз ссылались символисты, пытаясь исследовать его многозначительный смысл, вскрыть философские глубины.

Разумеется, здесь фактически предварено немало из того, что потом стало основой эстетики и философии символизма. Символисты ведь считали, что зримый мир являет нам лишь внешнюю, поверхностную оболочку вещей, что каждая вещь скрывает в себе глубокую метафизическую тайну, является символом, шифром, и они ставили своей целью по возможности разгадать за внешними образами их истинный смысл, раскодировать этот шифр.

Уже в начале века, в построениях английских и немецких мыслителей, прежде всего Шеллинга, развивались все эти идеи. И применительно к Бодлеру можно сказать, что он был тут не в меньшей мере продолжателем традиции, нежели ее основоположником, т. е. предтечей символизма. Ничего ошеломляюще нового, провозвестнического здесь нет. Просто историческая судьба французского романтизма была такова, что метафизическая сторона романтической философии вообще стала активна во французской литературе очень поздно, лишь с 30-40-х годов, и в этом смысле, конечно, Бодлер, как и Перваль, были для французских символистов ближайшими предшественниками. Но ниточка, так сказать, общая, та, что связует романтизм с символизмом.

И все-таки мне кажется, что бодлеровский сонет был задуман и осуществлен далеко не в столь обобщающей функции, что символисты сами привнесли в него избыточную многозначительность. Ведь смотрите - мы уже привыкли с вами к тому, чтобы рассматривать стихи Бодлера не только сами по себе, но и в тесной связи с общим контекстом книги. Вспомним конец предыдущего стихотворения – " Воспарение". Там Бодлер говорит о поэте, переживающем момент воспарения, озарения: " Весь мир ему открыт и внятен тот язык, которым говорит цветок и вещь немая". Как естественно, что после этого заявления Бодлера увлекла мысль о том, что поэту внятен язык природы, и он просто захотел ее развернуть, оформить в целое стихотворение! Он дает нам частную, но развернутую вариацию на тему, и в общем контексте этот сонет так и воспринимается!

Ведь не случайно Бодлер потом не станет развивать и углублять эту тему - она для него явно не главная (как это стало потом у символистов), она - лирическое отступление, побочный мотив в общей теме величия и всесилия поэта. А мысль сама далеко не нова, напротив, для поэзии она традиционна! Вспомните пушкинского " Пророка ".

И, наверное, у каждого поэта можно найти подобные размышления. Так что, когда Бодлер писал сонет, он едва ли тем самым замышлял основать особое направление в литературе, скорее он просто задумался о том, о чем до него не раз задумывались поэты, и решил свои раздумья оформить в сонет. Он, бесспорно, представил свою, оригинальную, бодлеровскую вариацию темы и, конечно, уже предвосхищал более поздний склад ума: скажем, мысль о том, что для человека с обостренными чувствами определенным звукам могут соответствовать определенные цвета и запахи. Эта мысль для того времени, конечно, нова и необычна и, напротив, весьма характерна для искусства XX в. Но, повторяю, в целом сонет варьирует то состояние человеческой души, которое, скажем, косвенно выразил и Лермонтов, когда писал: " Ночь тиха, пустыня внемлет богу, //И звезда с звездою говорит".

В основе бодлеровского сонета лежит, конечно, образ символический, но, повторяю, достаточно частный. Здесь символ еще - традиционный литературный троп, а не основа всего мироощущения и всей поэтики, как это стало позже у символистов, у которых этот частный прием - один из многих, находящихся на вооружении у литераторов, - как бы разбух, разросся до размеров целой эстетической системы

Итак, в сложной системе переходов мысли Бодлер уже с самого начала раскрывает перед нами свои взгляды на взаимоотношения между поэтом и миром. Он начинает с шокового эффекта - окружающий мир ужасен, он достоин лишь ненависти и презрения (" Вступление" ). Затем поэт как бы поясняет нам " этимологию" такой шокирующей реакции: поэт родился в мир отверженным, проклятым, он обречен на страдания (" Благословение" ). Но здесь же, в глубинах отчаяния, рождается и надежда: само страдание - залог величия поэта, оно приближает его к небесам - и Бодлер начинает воспевать воспарение (" Воспарение" ), утверждать мысль об избранничестве поэта и о его величии: поэту внятен язык самой природы, со всеми ее цветами, звуками и запахами. И, как бы заложив, таким образом, все необходимые основы для своего взгляда на роль поэзии, Бодлер в следующем стихотворении впервые дает полную, развернутую картину своего мировоззрения. Он вспоминает античность.

Дальше в этом же стихотворении идет разоблачение мира: " Ты в ужасе глядишь, исполнясь отвращенья, на чудищ без одежд". Но вслед за этим - и первое развернутое представление об идеале: " Восторг пред юностью святой, перед ее теплом, весельем, прямотой". И здесь же типично бодлеровский мотив " ущербной музы".

Это стихотворение удивительно стройно! Три части - три темы: античность - современность - идеал. И Бодлер в этом пятом стихотворении как бы подытоживает, схватывает воедино все темы зачина; " Люблю тот век нагой... " - это первое итоговое стихотворение в сборнике.

Но мысль поэта идет теперь дальше; не знаю, заметили ли Вы, что до сих пор тема величия поэта утверждалась Бодлером как бы вне этики, вне нравственных категорий. Искусство мыслилось вне всякой связи с другими людьми, именно как надмирная сфера чистой красоты. Поэту принципиально не было дела до других людей - они представлялись ему только как " чудища без одежд", между поэтом и миром не было никаких связующих нитей, напротив, была резкая черта, стена.

Доп. инфа:

Предпосылки возникновения символизма – в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19 в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на «упадок веры». «Материя исчезла», «Бог умер» – два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку – оказался ненадежен.

Символизм зарождается во Франции. Возник в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма. Основы эстетики символизма заложили Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Первый кружок «Словременный Парнас» (1850-е; к 1876 группа распадается). Наиболее общая доктрина символизма - искусство является интуитивным постижением мирового единства через обнаружение символических аналогий между земным и травсцендентным мирами

Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка- не доступен окончательному толкованию.

 

ШАРЛЬ БОДЛЕР - ПРЕДТЕЧА СИМВОЛИЗМА

 

1. Жизненный путь Ш. Бодлера. Новаторство поэта.

2. Сборник «Цветы зла» - проявление противопоставления Добра и Зла.

3. Символический смысл стихотворений Ш. Бодлера.

 

1. Жизненный путь Ш. Бодлера. Новаторство поэта

 

Артюр Рембо писал: «Бодлер... - это король поэтов, настоящий Бог». Шарль (1821-1867) Бодлер стоял у истоков французского символизма. Сам поэт считал себя поздним романтиком, а история литературы признала его предтечей символистского мировосприятия и искусства, в произведениях которого отражен декадентский умонастроение конца XIX ст.

Большинство современников называла Бодлера аморальным, опасным богохульником, полубезумным. А поэт Теодор де Басквіль говорил о нем другое: «Если можно назвать человека приятной, то в наибольшей степени это касается Бодлера. Взгляд его полон жизнью и мыслью. Когда я слушал его быструю, изысканную речь, язык настоящего парижанина, мне казалось, что с глаз моих спадает повязка, что передо мной открывается безграничный мир грез, образов, идей, величественных пейзажей... »

Судьба подарила Пьеру Шарлю Бодлеру всего 46 лет, обозначив печатью уже при рождении. Когда 9 апреля 1821 г. он родился, его отцу, Жозефу Франсуа Бодлеру было 62 года, а матери, Каролине - 28. Отец умер, когда парню не было еще и 6 лет, но на всю жизнь в душе Шарля осталось теплое детское чувство к отцу, что граничило с поклонением. Он любил вспоминать благородного седого старика с красивым посохом в руке, который гулял с сыном Люксембургским садом и объяснял символику многочисленных статуй.

Психическая травма, которую художник получил в детстве, заключалась не в раннем сирітстві, а в «предательстве» матери, которая через год после смерти мужа снова вышла замуж за 39-летнего генерала Опека. Откровенный, честный и дисциплинированный, Ожог все же не был обычным солдафоном, хотя и совсем не разбирался в искусстве. Бодлер до самой смерти отчима не простил ему, что тот «отнял» у него мать. Но повторное бракосочетание было не единственной «предательством» Каролины Бодлер: в 1832 г. 11-летнего Шарля отдали в интернат при лионском Королевском колледже, потому что семья перебралась именно в Лион. Здесь и зародились чувства, что портили жизнь будущего поэта - обида, ревность, ненависть.

Лионский период жизни тянулся до Парижа. Шарль закончил колледж Людовика Великого и, получив степень бакалавра, почувствовал, что не хочет больше продолжать обучение. Это был акт протеста и освобождения - он решил стать «творцом». Он дружил с молодыми литераторами и даже осмелился заговорить на улице с самим Бальзаком. Юноша не избегал сомнительных знакомств, вел богемную жизнь. В результате, болезнь сифилис на всю жизнь стала причиной нервных срывов, физических недомагань, депрессии.

Напуганная поведением Шарля, семья Ожог решила отправить его в далекое путешествие. Юношу посадили на корабль, который отплывал в Калькутту, однако в Индию Бодлер так и не попал. Он выдержал 5 месяцев на борту корабля и отказался плыть дальше. В феврале 1843 г. он вновь оказался в Париже, где его ждал родительское наследство - 100 000 франков. Эти деньги он тратил слишком быстро и безоглядно - на развлечения, проституток, на создание имиджа денди. Бодлервсеми возможными средствами пытался поразить своим внешним видом: бархатный камзол, как у венецианских патрициев, красивый фрак с цилиндром на голове, свободная блуза, которую он считал новой собственной формой дендизма.

Хотя элегантная внешность и манеры Шарля производили впечатление на женщин, он не пытался завести серьезные отношения с порядочной женщиной. Хотя была Жанна Дюраль, статистка одного из маленьких парижских театров.

В течение 20 лет она была его постоянной любовницей, хотя не отличалась ни красотой, ни умом, ни талантом. В отношении Бодлера к этой странной женщины чувствовался не только характер поэта, но и его восприятие проблемы измены: она постоянно презирала литературную деятельность Шарля, постоянно требовала у него деньги, изменяла по любому случаю, но он ухаживал за ней, позже разбитую параличом, обеспечивал материально и был рядом до самой смерти. Именно с этой женщиной связано огромное количество стихотворений в сборнике «Цветы зла».

Литературная деятельность Бодлера началась в 40-е годы. Он публиковал статьи и отдельные стихи, брошюры. За это время им было написано несколько стихотворений, вошедших позже в состав его сборника, но сначала художник заявил о себе как литературный критик.

В середине 1844 г. произошло событие, которое подорвало душевное настроение Шарля - он был признан человеком неблагонадежным, которая требовала опеки и надзора. Причиной стала наркотическая зависимость Бодлера и его отношение к полученному наследству (половину денег он уже получил на развлечения). Родственники требовали перед властью официальной опеки. Таким опекуном стал нотариус Ансель, который вел денежные дела поэта и выдавал ему определенную сумму ежемесячно.

В 1846 - 1847 гг. Бодлер открыл для себя Е. По, талант которого считал родственным по духу. Переводил его новеллы на французском языке.

Последние годы жизни писателя были печальными. Окруженный невероятной одиночеством и грустью, он успел написать немного, в том числе 50 «стихотворений в прозе». Сборник «Цветы зла», вышедшей в 1857 г., сделала Бодлера известным: она стала причиной судебного процесса против поэта с обвинением в «безнравственности». Он вынужден был изъять из первого издания 6 стихов. В 1861 г. вышло второе издание книги, дополненное 35 новыми стихами.

В 1862 году на полный голос «заговорили» давняя болезнь поэта - участились приступы головокружения, жара, бессилие, почти безумие. Он практически ничего не писал. Одетый в лохмотья, часами ходил по улицам, пытался затеряться в толпе. В 1864 г. безденежье заставило его поехать в Брюссель читать лекции и договориться об издании своих произведений. Лекции успеха не имели.

4 февраля 1866 г., когда во время посещения церкви Сен-Лу в НамюреБодлер потерял сознание, у него обнаружили признаки паралича, частичную, а позже и окончательную потерю способности говорить. В июле его перевозят в Париж, где он и умер 31 августа 1867 г.

Этапы творчества Ш. Бодлера

И II III
(1845 - 1848) (1848 - 1852) (1852 - 1856)
статьи о живописи замысел сборника «Цветы зла» окончательный вариант книги

В духовной биографии Бодлера важное место заняла его литературное творчество кон. 40-х - первой половины 50-х годов, когда он экспериментировал в прозе (новелла «Фанфарло», 1847) и в драматургии (черновик пьесы «Пьяница» - 1854), писал заметки о художественные выставки и брался за переводы произведений Э. По. Кроме переводов стихов и прозы американского художника, Бодлеру принадлежало два литературно-биографические очерки о нем: «Эдгар Аллан По, его жизнь и творчество» (1852) и «Новые заметки о Е. По» (1857).

Т ворчістьБодлера оказала влияние на таких символистов, как П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, модерниста М. Пруста и др. Своим учителем его называли Верлен, Малларме, Рембо, Пруст, Элюар, Рильке. О нем писали I. Франко, Л. Украинка, В. Стефаник. В Украине произведения переводили П. Грабовский, М. Драй-Хмара, М. Зеров, И. Драч и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.