ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАСКРАСКА
| Логопед-дефектолог Стаценко Л. В.
|


Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаю Вашему вниманию артикуляционную раскраску. Данное логопедическое пособие позволит Вашему малышу овладеть артикуляционной гимнастикой в доступной для его возраста игровой форме.
Как работать с данным пособием?
Каждая страница содержит иллюстративный и стихотворный материал, а также инструкцию для взрослых по выполнению определённого артикуляционного упражнения.
На первом этапе работы с раскраской я рекомендую Вам внимательно рассмотреть с ребёнком соответствующую картинку, прочитать к ней стихотворение и предложить малышу вместе с Вами перед зеркалом выполнить артикуляционное упражнение для язычка. Не переусердствуйте: количество повторений на первых порах должно быть не более пяти – шести раз, движения выполняются в замедленном темпе. Возможно, маленький непоседа не сразу справится с этой задачей. Не огорчайтесь! Хвалите его за старания и постепенно он порадует Вас своими успехами.
На втором этапе предложите ребёнку раскрасить соответствующую картинку, а потом самостоятельно выполнить упражнение перед зеркалом ещё раз.
В конце артикуляционной раскраски размещены приложения, содержащие руководство по выполнению артикуляционных упражнений для родителей и педагогов, а также разрезной картинный материал для изготовления артикуляционных игровых кубиков.
Желаю Вам и малышу больших успехов в Ваших начинаниях!
С уважением Стаценко Лариса Викторовна.

Зубки выстроились в ряд,
Частоколом все стоят.
Улыбнёмся мы вдвоём,
И заборчик разомкнём.
| ИНСТРУКЦИЯ
Улыбнуться,
с напряжением
обнажив сомкнутые зубы.
|
Я слегка прикрою рот.
Губы – «хоботом» вперёд.
Далеко я их тяну
И играю ду-ду-ду.
| ИНСТРУКЦИЯ
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
|

Язык лопаткой положу,
Немного его подержу.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать.
| ИНСТРУКЦИЯ
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
|

У иголки язычок,
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперёд.
Как же он не устаёт?
| ИНСТРУКЦИЯ
Рот открыт.
Узкий язык высунуть изо рта.
|

Повторить его зарядку
Мы сумеем по порядку.
Пя-пя-пя —
Пя-пя-пя —
Язык — лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
| ИНСТРУКЦИЯ
Рот открыт.
Губы в улыбке.
Широкий передний край языка
положить на нижнюю губу.
Боковые края языка касаются
уголков рта.
|

Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик,
вправо — так,
Тик-так, тик-так.
| ИНСТРУКЦИЯ
Растянуть губы в улыбку.
Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
|

Поиграем мы в футбол,
Забиваем в щёки гол.
| ИНСТРУКЦИЯ
Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки.
|

Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгнем язычка —
Горка получается.
| ИНСТРУКЦИЯ
Губы в улыбке,
рот открыт,
кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
|

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
| ИНСТРУКЦИЯ
Улыбнуться,
открыть рот,
кончик языка за верхние зубы,
кончик языка за нижние зубы.
|
Чищу зубы вправо-влево,
Чищу ловко и умело.
| ИНСТРУКЦИЯ
«Почистить» кончиком языка зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
|

Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой»
в ротик себе.
| ИНСТРУКЦИЯ
Рот открыт.
Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.
|

Язычка загнем края,
Делай так же,
как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
| ИНСТРУКЦИЯ
Улыбнуться, широко открыть рот,
высунуть широкий язык и придать ему форму " чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
|

Мы работаем с утра,
Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к нёбу подними.
Поводи вперёд-назад -
Наш маляр работе рад.
| ИНСТРУКЦИЯ
Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (" покрасить" ) нёбо.
|

Догадаться кто бы мог. Язычок наш,
как грибок.
| ИНСТРУКЦИЯ
Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
|

Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
| ИНСТРУКЦИЯ
Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу,
как в упражнении " грибок". Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть,
растягивая подъязычную связку.
|

Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
| ИНСТРУКЦИЯ
Рот держать широко открытым.
Улыбнуться. Медленно щёлкать языком,
присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.
|

Язычок теперь индюк.
И блы-блыкать может, друг.
Повторяй за ним, как я –
Превратишься в индюка.
| ИНСТРУКЦИЯ
Рот открыт.
Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.
|

Барабанит барабан:
Бум-бом-бам.
Барабанит тут и там.
Я ему же подражаю, Дробь за зубки отбиваю.
| ИНСТРУКЦИЯ
Улыбнуться, открыть рот,
кончик языка за верхними зубами - " дэ-дэ-дэ... "
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
|