|
|||
Тропари сия, глас 6. Тропари, глас 6 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Тропари сия, глас 6 (глас это определенный напев, один из восьми вариантов, в данном случае два тропаря 6-го напева и два 8-го): Яко посреде учеников Твоих / пришел еси, Спасе, мир дая им, / прииди и к нам, и спаси нас. Безкнижныя ученики / Дух Твой Святый наказатели показа, Христе Боже, / и многовещанным сличеством язык / прелести умали, яко всесилен. Слава, тропарь, глас 8: Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе. И ныне, глас 6: Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, / верно зовущих Ти, / ускори на молитву и потщися на умоление, / предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. (Приведем здесь перевод тропарей на русский. Кажется, церковнославянский текст более певучий и ёмкий. Русский явно уступает. В этом одна из проблем перевода богослужения. Первые тропари намекают на Пасху и Пятидесятницу. Господь явился апостолам после Своего Воскресения, сказав «мир вам! ». После Вознесения Он послал Духа Святого, умудрившего апостолов. Господь умудрил апостолов, умудрит и нас! Заключительный тропарь посвящен, как всегда, Пресвятой Богородице Тропари, глас 6 Как посреди учеников Твоих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам и спаси нас. Некнижных учеников Дух Твой Святой наставниками явил, Христе Боже, и многоречивым согласием языков заблуждение упразднил, как всемогущий. Слава, глас 8: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе! И ныне, глас 6: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя! ») Диакон: Вонмем (Будем внимательны! ). Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Чтец: Прокимен, глас 4-й: Из уст младенец и ссущих / совершил еси хвалу. Стих: Возрадуется сердце мое о спасении твоем. «Из уст младенцев и сосущих (сосунков, грудничков) Ты сотворил хвалу». Это слова из 8 псалма. Христос цитировал этот псалом, входя в Иерусалим, в ответ на недоумения фарисеев, когда дети встречали Его с пальмовыми ветвями. Чистые сердцем и непосредственные в своей вере дети смогли разглядеть то, что не увидели (или побоялись увидеть? ) многие взрослые. Прокимен это своего рода эпиграф к последующему евангельскому чтению: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых (простых, чистых, беззлобных) есть Царствие Небесное…» Диакон: Премудрость. Чтец: Ко Ефесеям послания святаго апостола Павла чтение. Диакон: Вонмем. (Апостол к Ефесянам, сборка из 1-й и 3-й глав послания, о премудрости, которую дает Бог, и что Он может дать несравненно больше, чем мы можем представить) Братие, не престаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих. Да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его. Просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых. И кое преспеющее величество силы Его в нас, верующих по действу державы крепости Его. Да возможете разумети преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем; по силе действуемой в нас. Тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков. Аминь. Братья, не перестаю благодарить за вас, вспоминая вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения в познании Его, просветил очи сердца вашего, чтобы вы знали, что есть надежда призвания Его, что — богатство славы наследия Его во святых, и что — безмерное величие силы Его в нас, верующих по действию державы силы Его, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Священник: Мир ти (тебе). Чтец: И духови твоему. И посем возглашает диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим. Лик: Господи, помилуй, трижды. Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: От Марка святаго Евангелия чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. Евангелие от Марка, глава 10, стихи 13-16. Во время оно, приношаху ко Иисусови дети, да коснется их: ученицы же прещаху приносящим. Видев же Иисус, негодова, и рече им: оставите детей приходити ко Мне, и не браните им, тацех бо есть Царствие Божие. Аминь глаголю вам, иже аще не приимет Царствия Божия яко отроча, не имать внити в не. И объем их, возложь руце на них, благословляше их. В то время приносили к Иисусу детей, чтобы Он к ним прикоснулся; но ученики не позволили им. Увидев же, Иисус вознегодовал и сказал: пустите детей приходить ко Мне, не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, благословил их, возложив на них руки. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Ектения: Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся Господу Богу нашему, о еже призрети милостивно на отроков сих, и низпослати в сердца, во ум и во уста их Духа премудрости, разума же и благочестия, и страха Своего, и просветити их светом Своего богоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро прияти и спешно навыкнути Божественнаго закона Его наказанию, и всему благому и полезному учению; еже преуспевати им премудростию и разумом, и всеми благими делы в славу Пресвятаго Его имени, и даровати им здравие, и долголетны их сотворити к созиданию и славе Церкве Своея, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй. О наказании и страхе уже было сказано. В дореволюционной России (а именно тогда, задолго до революции, создавался текст молебна) школьному и институтскому обучению всегда сопутствовало знакомство с основами богословия. Традиция эта пошла еще от первых европейских университетов, где теология была одним из главных предметов. Закон Божий изучался в каждой школе, отсюда и прошения о научении отроков Божественному закону. Сейчас он преподается только в православных гимназиях и некоторых кадетских корпусах, но и теперь для верующего человека, даже учащегося в светской школе, продолжается изучения Божьего Закона, например, на уроках физики, химии, биологии. Ведь мы верим, что важнейшие принципы строения мира были заложены Творцом! Так что, законы Ньютона¸ Кеплера, Менделя, Дарвина – на самом деле Божьи законы. И еще, одно замечание: слово «просвещение» (от слова «свет») как синоним обучения введено в наш обиход именно церковными молебнами. Имеется в виду свет Божественный, освЕщяющий и освЯщающий душу и разум человека. Лик: Господи, помилуй, трижды. Священник же возглашает: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече, и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Священник глаголет молитву сию: Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаемая им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави их от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако предуготовани прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследницы Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Господи, Боже и Создатель наш, образом Своим нас, людей почтивший; научивший избранников Твоих так, что дивились внимающие учению Твоему, открывший премудрость младенцам! Ты, Соломона и всех ищущих премудрости Твоей научивший, открой сердца, умы и уста вот этих рабов Твоих этих, да примут они силу закона Твоего, и с успехом усвоят преподаваемые им полезные учения во славу Пресвятого имени Твоего, на пользу и созидание Святой Твоей Церкви, и уразумеют благую и совершенную волю Твою. Избавь их от всякого навета вражьего (то есть диавольских икушений), соблюди их в Православной вере, и во всяком благочестии и чистоте во все дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; дабы, так предуготовленные, прославляли Пресвятое имя Твоё, и стали наследниками Царствия Твоего. Ибо Ты Бог сильный в милости, и благой в крепости, и Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. О словосочетании «раб Божий» тоже довольно сказано в интернете. «Мой бог меня рабом не называл», - троллят нас родноверы, «Быть рабом – унижение человеческого достоинства», - ругаются атеисты. Ну, во-первых, раб Бога – это значит, больше ничей, ибо выше Бога никого нет. Мы не принадлежим ни кому, у христианина нет хозяев на земле, только Бог, который как раз и даровал человеку свободу. Во-вторых, библейское понятие «раб» сильно отличается от привычного для нас после школьного курса истории древнего мира. Раб в Библии это помощник, соработник, в некоторых случаях даже друг и почти что родственник. Как вам такая история: Авраам посылает своего раба со стадом верблюдов и драгоценностями, поручая ему подыскать в далекой земле невесту для своего сына (см. книгу Бытия, 24 глава). Этот человек вовсе не безвольное и не бесправное существо, озлобленное на хозяина, это друг, которому поручают самое дорогое – судьбу сына. Так что быть рабом Божиим – не стыдно: «я раб Бога Всевышнего», - дерзновенно отвечали христианские мученики в ответ на предложение поклониться статуям римского пантеона или изображению императора. И это звучало как вызов всему обществу: «вы – прислужники своих богов, своих грехов, своих властителей, а я служу только Богу и слушаюсь только Его». Диакон: Премудрость. [Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас. ] Лик: Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Священник творит отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Лик: Аминь. Иерей, благословляя отроки крестом, глаголет: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь. Посем отроцы целуют святый крест. Иерей же кропит их освященною водою.
|
|||
|