|
|||
Молебное пение при начатии учения отроков.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Молебное пение при начатии учения отроков. Здесь дан полный чин, который может быть сокращен или удлинен в зависимости от местных условий, наличия времени и певчих, степени воцерковленности молящихся и других подобных соображений. Кроме того, в современных условиях, слово «отроков» часто заменяют на более подходящие по смыслу «учащих и учащихся», поскольку на молебне могут присутствовать не только отроки, но и более взрослый, студенческий контингент и учителя, которые не менее своих учеников нуждаются в молитвенной поддержке. Иногда говорят обобщенно: «всех зде (то есть здесь) предстоящих и молящихся», а в присутствии ректора, директора школы, завучей и прочего учебного начальства: «всех зде начальствующих, учащих и учащихся». В общем, возможны варианты. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков! Далее читается обычное начало¸ типовое для всех специальных молитвословий: Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Народ или хор поет: Царю Небесный: Чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12 раз. Приидите, поклонимся: трижды. И псалом 33 (его иногда оставляют на конец молебна и поют во время целования креста): Далее читается великая ектения, с дополнительными прошениями об отроках, учащих и учащихся. Хор, а иногда и весь народ, отвечает на каждое молитвенное прошение: «Господи, помилуй! » Мирная ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Лик (хор или весь народ): Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. И прилагает сия: О еже низпослати на отроков сих духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений, Господу помолимся. Слово «наказание» в церковнославянском языке не имеет того негативного значения, к которому мы привыкли в современном русском языке. В слове «наказать» тот же корень, что и в словах «наказ», «сказать», «рассказать» то есть – научить словом, рассказом. И только во второстепенном значении, это слово обозначало выговор или физическое наказание. В данном тексте, очевидно, чтобы не было тавтологии: «научения добрых учений», составители использовали разнокоренные слова со схожим смыслом. Лик: Господи, помилуй. О еже всадити в сердца их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое, Господу помолимся.
О страхе Божием сказано уже много, как апологетами христианства, так и его критиками. Все же, давайте будем придерживаться христианской трактовки христианских текстов. Это не животный страх, не страх раба перед наказанием. Страх Божий это почтение к Богу, благоговение перед Ним. Это страх потерять тот дар, который есть у каждого христианина, страх разбить драгоценную чашу, наполненную до краев… Именно такой страх отгоняет от сердца буесть (дерзость, надменность, своеволие) юности. Лик: Господи, помилуй. О еже отверзти ум их, еже прияти и разумети, и памятствовати вся добрая и душеполезная учения, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О еже подати им приседящую Престолу Его премудрость, и всадити ю (её, то есть премудрость) в сердца их, яко да научит их, что есть благоугодное пред Ним, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О еже преспеяти им премудростию и возрастом в славу Божию, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О еже быти им премудростию и добродетельным житием, и благостоянием в православней вере, радость и утешение родителем своим, и церкви Православно-кафоличестей утверждение, Господу помолимся. Выражение «православно-кафолической» - всегда режет слух и вызывает недоумение, поскольку слышится «католической». При чём тут католики? На самом деле – ни при чём. Это официальное дореволюционное (ведь молебен составлялся еще в царское время) наименование нашего вероисповедания и нашей Церкви: православно-кафолическая, греко-восточная церковь. Греческое слово κ α θ ο λ ι κ ο ς означает целостность, универсальность, вселенскость масштаба Православной Церкви. Но, римские папы тоже претендовали на вселенскость своей власти, и они тоже применяли этот термин к своей религиозной организации, только называли греческую букву θ «фиту» - «тетой», на западный манер. Отсюда и произношение католический, через «т». На слух «кафолический» и «католический» похожи, но по смыслу разница существенная. Лик: Господи, помилуй. О еже избавитися им и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. После ектении, поются стихи из 117 псалма «Бог Господь и явися нам», (традиционные для всех молебнов), к которым присоединяются краткие песнопения по смыслу события или праздника - тропари
|
|||
|