{6 – 7} М.
|
Необходимые данные актера
|
Амплуа
| Примеры ролей
| Сценические функции
|
1‑ й. Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талиии бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
| 1. ГЕРОЙ
| Первый
| Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов.
| Преодолевание трагических препятствий[i] в плане патетики (алогизм).
|
2‑ й. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.
| Второй
| Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.
| Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).
|
1‑ й. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
| 2. ВЛЮБЛЕННЫЙ
| Первый
| Ромео, Молчалин[ii], Альмавива, Калаф.
| Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
|
2‑ й. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.
| Второй (простец)
| 2‑ й. Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Федор, Алеша Карамазов.
| Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
|
1‑ й. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).
| 3. ПРОКАЗНИК (ЗАТЕЙНИК)
| Первый
| Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша-лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов.
| Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.
|
2‑ й. Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема.
| Второй
| Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.
| Игра препятствиями, не им созданными.
|
Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск[iii]). Данные для эквилибристики и акробатики.
| 4. КЛОУН, ШУТ, ДУРАК, ЭКСЦЕНТРИК.
| Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
| Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
|
1‑ й. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот — «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
| 5. ЗЛОДЕЙ и ИНТРИГАН.
| Первый
| Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер.
| Игра губительными препятствиями, им же созданными.
|
2‑ й. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.
| Второй
| Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.
| Игра губительными препятствиями, не им созданными.
|
Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.
| 6. НЕИЗВЕСТНЫЙ (ИНОЗРИМЫЙ)
| Неизвестный («Маскарад» и «Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
| Концентрация интриги[iv] выведением ее в иной личный план.
|
{8 – 9} Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою.
| 7. НЕПРИКАЯННЫЙ или ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНЫЙ).
| Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Соленый, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено.
| Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
|
Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом.
| 8. ФАТ.
| Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон.
| Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
|
Глубокий бас. Сложение безразлично.
| 9. МОРАЛИСТ.
| Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо.
| Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
|
Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.
| 10. ОПЕКУН (ПАНТАЛЕОНЕ).
| Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле.
| Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
|
Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.
| 11. ДРУГ (НАПЕРСНИК).
| Горацио, Артемида, (см. § 16), Банко.
| Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
|
Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.
| 12. ХВАСТЛИВЫЙ ВОИН (КАПИТАН).
| Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта.
| Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
|
Общих требований нет.
| 13. БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДКА (СКАРАМУШ).
| Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»).
| Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
|
Общих требований нет.
| 14. УЧЕНЫЙ (ДОКТОР, МАГ).
| Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон-Кихот.
| Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
|
Общих требований нет.
| 15. ВЕСТНИК.
| Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»).
| Передача событий, протекающих вне сцены.
|
Общих требований нет.
| 16. ТРАВЕСТИ.
| Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
|
|
Общих требований нет.
| 17. СО‑ ДЕЙСТВУЮЩИЕ.
| Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
| Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
|
{10 – 11} Ж.
|
1‑ я. Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бедер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
| 1. ГЕРОИНЯ.
| Первая
| Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д'Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис.
| Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
|
2‑ я. Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований § первого.
| Вторая
| Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.
| Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
|
1‑ я. Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
| 2. ВЛЮБЛЕННАЯ
| Первая
| Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (Островского), Нина («Маскарад»).
| Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
|
2‑ я. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты.
| Вторая
| Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюбленные.
| Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
|
1‑ я. Рост не выше среднего, голос безразличен, тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. (мимикрия).
| 3. ПРОКАЗНИЦА.
| Первая
| Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.
| Игра негубительными препятствиями, ею же созданными.
|
2‑ я. Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования
| Вторая
| М‑ с Пэдж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.
| Игра препятствиями, не ею созданными.
|
Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.
| 4. КЛОУНЕССА, ШУТИХА, ДУРА, ЭКСЦЕНТРИК.
| Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell'arte, слуги просцениума.
| Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
|
1‑ я. Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
| 5. ЗЛОДЕЙКА И ИНТРИГАНКА.
| Первая
| Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Ортруда.
| Игра губительными препятствиями, ею же созданными.
|
2‑ я. Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.
| Вторая
| Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).
| Игра губительными препятствиями, не ею созданными.
|
Требование приблизительно те же, что к первой героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра, богатый модуляциями.
| 6. НЕИЗВЕСТНАЯ (ИНОЗРИМАЯ).
| Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М‑ с Эрлино.
| Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
|
{12 – 13} Требования голоса те же, что к 1‑ й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.
| 7. НЕПРИКАЯННАЯ, ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНАЯ).
| Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна.
| См. соответствующие сценические функции соответствующих мужских амплуа
|
Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.
| 8. КУРТИЗАНКА.
| Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли.
| Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
|
Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.
| 9. МАТРОНА.
| Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданица»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния.
| Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
|
Рост, фигура и характер голоса безразличны.
| 10. ОПЕКУНША.
| Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор).
| Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне ее воли.
|
Общих требований нет.
| 11. ПОДРУГА, НАПЕРСНИЦА.
| Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги.
| Поддержка и побуждения того лица драмы, с которым она связана, объяснять свои поступки.
|
Общих требований нет.
| 12. СВОДНЯ (СВАХА).
| Все сводни, свахи, кроме клоунесс.
| Моралистическая защита аморальных поступков.
|
Общих требований нет.
| 13. БЛЮСТИТЕЛЬНИЦА ПОРЯДКА.
| Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, теток, старых дев, тещ (предпочтительнее эксцентрик).
| Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
|
Общих требований нет.
| 14. УЧЕНАЯ (СУФФРАЖИСТКА).
| Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам.
| Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
|
Общих требований нет.
| 15. ВЕСТНИЦА.
|
| Передача событий, протекающих вне сцены.
|
Общих требований нет.
| 16. ТРАВЕСТИ.
| Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.
|
|
Общих требований нет.
| 17. СО‑ ДЕЙСТВУЮЩИЕ.
| Гости, гуляющие, подруги и т. д.
| Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
|