|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Делайте паузы. 5. Не бойтесь ошибиться. Я - высказывания. Я - высказывания ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 4. Делайте паузы Если ребёнок после вашей реплики молчит — не засыпайте его своими предположениями и замечаниями. Пауза даст ему время подумать, разобраться в своих переживаниях и почувствовать, что вы рядом и никуда не спешите. 5. Не бойтесь ошибиться Делая предположения о душевном состоянии ребёнка и причинах его переживаний, вы можете ошибиться. Этого не нужно бояться: ребёнок сам вас поправит и всё равно расскажет больше, чем отвечая на стандартные вопросы. Беседуя с ним, вы постепенно нащупаете, что именно заставляет его чувствовать себя расстроенным. А он, в свою очередь, успокоится, так как почувствует ваше внимание и желание его понять. При этом нужно стараться придерживаться метода активного слушания на протяжении всего разговора.
Беседы по методу активного слушания поначалу не так просто вести. За день у ребёнка происходит очень много важных событий, которые обычному взрослому кажутся пустяками. Если и относиться к ним как к пустякам, ребёнок перестанет о них рассказывать. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными „Поздно! “, „Пора спать“, в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребёнка перед сном. Если каждый день находить для ребёнка эти несколько минут, со временем вы заметите, что чем больше вы слушаете его, тем больше он рассказывает. Важным «инструментом» при общении является техника Я-сообщения. С её помощью можно информировать подростка о чувствах взрослого, которые возникают в ответ на те или иные его действия. При этом Я-сообщение не содержит обвинительного контекста, а лишь констатирует происходящее и реакцию другого на это.
Пример: Ребенок поел u оставил тарелку и чашку на столе Пример «Ты-высказывания»: «Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку».
Пример «Я-высказывания» «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку».
Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т. д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя». 2 Задание для родителей: Переформулируете обидные «ты» высказывания в «я» высказывания.
Ответы:
3 Задание для родителей: Теперь я попрошу вас взять зелёный лист и нарисовать на нём «существо», которое олицетворяет всю вашу любовь к детям. Не смотря на то, что с ними иногда бывает нелегко, я знаю, что они самая большая драгоценность в вашей жизни. Давайте вместе будем друзьями для наших детей, ведь они самые замечательные!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|