|
|||
1. Назовите переживание ребёнка «по имени»1. Назовите переживание ребёнка «по имени» Когда ребёнок расстроен, обижен, испуган или просто устал, самое главное — дать ему понять, что вы слышите его и знаете о его переживании. Для этого нужно озвучить, что, как вы поняли, он сейчас чувствует. Именно это и означает «активно выслушать». На возмущённое «Мам, Катя забрала мой телефон! » можно сказать привычное «Ну ничего, поиграет и отдаст, она же маленькая». Или просто назвать его чувства: например, сказать «Ты очень огорчён». Вот только в первом случае вы показываете ребёнку, что его чувства не важны, оставляя его наедине с его обидой. Вторая фраза даёт ему понять — вы с ним, рядом, слышите и понимаете его. 2. Повернитесь к ребёнку лицом Когда вы хотите выслушать ребёнка, ваши глаза должны быть на одном уровне. Можно взять его за руки. Важно показать, что всё ваше внимание безраздельно принадлежит ему. Разговор не получится, если вы будете смотреть на ребёнка сверху вниз или возиться на кухне, иногда оглядываясь через плечо. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. 3. Не задавайте вопросов Вопросы — не самый лучший способ выразить сочувствие. Как часто на вопрос «Что-то случилось? » мы слышим «Ничего! ». Расстроенному ребёнку может показаться, что родитель интересуется внешней стороной истории и не хочет вникать в его переживания. Утвердительные фразы, пусть даже ошибочные, выражают то, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребёнка и старается его понять. Так, на реплику «Не буду больше общаться с Егором» правильной реакцией будет заключение «Ты на него обиделся», а не вопросительные «Что случилось? » или даже «Ты что, на него обиделся? ». Даже если просто утвердительно сказать «Что-то случилось…», ребёнку будет легче начать рассказывать о своих обидах.
|
|||
|