|
|||
Крупнин Сергей. Мешков Николай. Городчикова ДианаКрупнин Сергей
Мешков Николай
Городчикова Диана Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей. В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека. Физическая культура является самым ᴨ ервым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Она с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Физическая культура и спорт — неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Именно поэтому в нашей стране постоянно придавалось и придаётся большое значение развёртыванию массового физкультурного движения. Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость населения, благотворно влияют на психику человека — на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств — настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности, коллективизма, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. Кроме того, занятия физкультурой помогают людям всех возрастов более эффективно использовать своё свободное время, а также способствуют отвыканию от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение. Воздействие физических упражнений на организм человека выражается в ряде общебиологических эффектов. Увеличение резервных возможностей. С помощью регулярной физической тренировки значительно повышается потенциал всех систем и органов человека. В экстремальных ситуациях они будут, функционировать без перенапряжения, наблюдаемого у физически нетренированных. Влияние физической культуры на здоровье человека Здоровье-это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт. Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред. Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, начиная с младшего школьного возраста и на протяжении всей жизни. Научно-технический прогресс, являющийся отличительной чертой современности, наряду со всем положительным, что он вносит в нашу жизнь, имеет и свои отрицательные стороны. Одно из них является резкое понижение двигательной активности. В связи с механизацией и автоматизацией трудовых процессов, широким внедрением в быт различных видов транспорта происходит недостаточность двигательной активности, что является основной причиной ухудшения состояния здоровья. Состояние здоровья и уровень физической подготовленности школьников оставляют желать лучшего. Двигательная активность школьников к моменту окончания школы снижается на 50%. Два урока физической культуры ни в коей мере не компенсирует недостаток двигательной активности. В тоже время нередки случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. Неудовлетворенная биологическая потребность в движении становится у детей причиной многих неблагоприятных явлений: нарушение телосложения, ожирение и связанное с ним ухудшение функций сердечно-сосудистой системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, изменения в суставах нижних конечностей и т. д. Еще одним важным фактором развития гипокинезии среди школьников является практически полное отсутствие здорового образа жизни со всеми его составляющими: рациональное питание, благоприятно психологический климат в семье, здоровый своевременный сон, соблюдение гигиенических правил, занятия физическими упражнениями, как в школе, так и дома и т. п. Окружающие взрослые, педагоги, учителя в школах, тренера в спортивных школах должны, можно сказать обязаны, всеми доступными и разнообразными средствами помочь школьникам полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от доступных усилий при овладении каким-либо из них - промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом, уверенно чувствовать себя в воде и т. п. Сформированное с детских лет положительное отношение к физическим упражнениям, уверенное их выполнение развивают способность преодолевать возникающие препятствия, прикладывая для этого необходимые двигательные усилия. В школах вся организация физкультурных занятий, подвижных игр, физкультминуток должна стимулировать стремление детей активно двигаться. Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом. Ограничение двигательной активности противоречит биологическим законам развития человека, отрицательно сказывается на деятельности его морфологических и функциональных систем, на развитии интеллекта, приводит к снижению сопротивляемости организма различным неблагоприятным факторам внешней среды. Современная тенденция к ухудшению здоровья школьников стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, двигательная активность является важным средством охраны и укрепления здоровья. Необходима дальнейшая теоретическая разработка и более широкое практическое внедрение системы формирования здорового образа жизни школьников, средствами физической культуры. Правильное физическое воспитание учеников — необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой-важнейшаязадачалюбого цивилизованного общества. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта -- одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
|
|||
|