Этапы урока. Ход урока. 1. Организационный. 2. Определение темы урока. 3. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация.Целеполагание. 4.Открытие новых знаний. 5. Закрепление изученного материала. 6.Вокально-хоровая работа. Разучивание песни. 7. Контр
Этапы урока
1. Организационный.
2. Определение темы урока.
3. Подготовка к усвоению нового материала. Целеполагание.
4. Открытие новых знаний
5. Закрепление изученного материала.
6. Вокально-хоровая работа
7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
| 1 мин.
2 мин.
2 мин
11 мин
12 мин.
7 мин.
3 мин.
1 мин.
1 мин.
|
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
|
1. Организационный
| Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
| Демонстрируют готовность к учебной деятельности
|
2. Определение темы урока
| Актуализируетвнимание.
Предлагает ответить на вопросы: В какое время была написана песня? Какие жизненные события легли в основу?
Предлагает сформулировать тему урока.
Метод погружения. Предлагаетпосмотреть блок слайдов о блокаде Ленинграда, подготовленный одним из учеников класса.
Метод критического мышления.
Предлагаетобсудить утверждение«Когда пушки говорят, музы - молчат» и ответить на вопрос, звучала ли музыка на войне? Приводит пример написания симфонического произведения во время блокады и озвучивает тему урока.
| Слушаютпесню. Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война».
Отвечают на вопросы, приводят примеры военных песен. Обсуждают и формулируют тему урока, предполагая, что разговор пойдет о музыке, написанной во время Великой Отечественной войны. Показывают подготовленные слайды о Блокадном Ленинграде. Обсуждают выражение «Когда пушки говорят, музы - молчат», делают вывод, что музыка на войне звучала и была нужна людям даже в такихтрудных условиях.
|
3. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация. Целеполагание
| Помогает наводящими вопросами, предлагаетна основе полученной информации выбрать цель урока.
| Определяютцель: познакомиться с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.
|
4. Открытие новых знаний
| Фронтальная работа.
Метод моделирования художественно-творческого процесса.
Показываетслайд-портретДмитрия Дмитриевича Шостаковича, рассказываето жизни композитора, об истории создания симфонии, погружая в атмосферу тяжелых первых дней войны.
Рассказывает о том, что когда композитору из-за очень плохого зренияотказали в его желании попасть на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так, в блокадном Ленинграде, он и началсочинять свою Седьмуюсимфонию. Работа над симфонией шла очень быстро, была закончена в эвакуации уже в конце декабря 1941 года. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Первая премьера состоялась в 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру симфонии транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Тогда и возникла идея её исполнения в блокадном Ленинграде.
Предлагаетпослушатьфрагмент из воспоминаний художественного руководителя радиовещания Якова Бабушкина:
«По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. Всего 15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, новсемстало ясно - оркестру быть. Репетиции продолжались, не взирая ни на что…»
Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях? Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду?
Метод анализа музыкальных произведений.
Предлагаетвспомнить: что такое симфония?
Предлагает послушать тему главной и побочнойпартии из первой части, которая рисует столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, человека и цивилизованного варвара, добра и зла.
Во время слушания просит подуматькакой образ рисует главная партия и побочная.
Предлагает послушать знаменитую музыкальную тему симфонии, эпизод вместо разработки. Во время слушаниямысленно ответитьдна вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер?
Напоминает, что тема нашествиянаписана в формевариаций.
Предлагает подумать, как будут развиваться события дальше и послушать следующий фрагмент первой части симфонии - финал первой части симфонии – тему сопротивления советских войск)
Ставит задачуответить на вопрос: что происходит в музыке?
Акцентирует внимание, что война еще не закончена, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям.
Но финал Седьмой симфонии - победный!
| Слушают, сопереживают, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод, что симфонию хотели исполнить в блокадном Ленинградедля того, чтобы поднять дух народа, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.
Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы по теме.
Переходят к анализу муз произведения.
Слушают музыку (экспозиция 1 части - главная партия и побочная).
Анализируютглавную партию, приходя к выводу, что она показывает мирную жизнь нашего народа.
Анализируют характер побочной партии, отмечая, что мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, Это затишье на рассвете - «образ Родины и русского народа».
Слушают и анализируют эпизод фашистского нашествия, Приходят к выводу, что этообраз войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил.
Замечают, что начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то несерьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и тёмная разрушительная сила надвигается.
Слушают музыку, анализируют.
Отмечают, чтопоявляется тема советских войск, как противодействие фашистам. В музыке слышится борьба между ними. Этотема сопротивления советских войск.
| Учитель зачитываетотрывок из поэмы поэта ЛьваБолеславского «Шостакович»:
Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война, Простите, милый, но кому, дружище, Сегодня ваша музыка нужна? Солируют фугасы. Пули свищут, Кромешный ад. Селения горят. Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
| Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.
Смолкают? Нет уж! Нет! Молчать, нельзя! -
Оборотясь, отрезал. За очками, Казалось, полыхнули не глаза, А из души прорвавшееся пламя.
|
| Предлагает подумать, почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя! ”. О чём он говорит?
Метод погружения.
Предлагает придуматьназвание симфонии.
Озвучивает название Симфонии №7 - «Ленинградская». Зачитывает надпись Шостаковича на титульном листе партитуры: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».
Рассказывает о том, что в Ленинграде 7 симфония прозвучала 9 августа 1942 года, именно в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась из зала филармонии по радио и через уличные громкоговорители. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
За все 80 минут, пока звучала " Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Враг замертво слушал две симфонии- 7-ю симфонию Шостаковича и " залповую симфонию" наших солдат, защищавших площадь Искусств и зал Филармонии. Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что композитор будет казнен одним из первых после взятия Москвы. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!! Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие дирижера Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть... »
| Приходят к выводу о том, что это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом.
Придумывают свои названия для симфонии, близкие по смыслу: «Мужество в блокадном Ленинграде», «Симфония Победы», и. т. д.
Слушают и сопереживают.
|
5. Закрепление изученного материала
| Предлагает посмотреть фрагменты художественного фильма, снятого уже после войны, в 1957году -«Ленинградская симфония», в котором отражена история исполнения в осажденном Ленинграде «Седьмой Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.
Во время просмотра определить, какой момент изображен в фильме
| Смотрят и анализируют фрагмент фильма 2 мин. (16'-17'). Отвечают на вопрос(показано, как решается вопрос о приезде с фронта 50 музыкантов, о том, что симфония должна быть исполнена в Ленинграде 9 августа 1942 года).
| Во время просмотра следующего отрывка подумать, какие моменты из жизни Ленинграда в нем показаны.
Предлагает посмотреть фрагмент, в котором показывается момент концертного исполнения симфонии в блокадном Ленинграде.
Во время просмотра просит определить, какие темы звучат.
Подводит итог, что «Ленинградская симфония» - это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит 7 симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом.
Метод музыкальных обобщений. Предлагает ответитьна вопросы, слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня? Какие чувства возникли после знакомства с «Ленинградской» симфонией?
| Смотрят и анализируют фрагмент фильма3 мин (53'-55')
Узнаютдокументальные кадры из жизни блокадного Ленинграда.
Смотрят и анализируют фрагмент фильма5 минут (1, 23'-1, 27').
Узнают и определяют темы, которые были прослушаны на уроке - тема фашистского нашествия и тема сопротивления советских войск. И еще «залповая симфония» наших орудий.
Обобщают полученную информацию, приходя к выводу о том, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.
|
6. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни
| Учительпредлагает разучить песню «Москвичи», созвучную теме урока, написанную уже после войны в 1953 году.
Слова: Е. Винокурова, музыка: А. Эшпая. Исполнил Марк Бернес. Это песня про мальчишек, не вернувшихся с войны.
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой,
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
| Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать, в округе
Без них идет кино,
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
| Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.
Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой!
|
|
7. Контроль усвоения материала- самостоятельная работа обучающихся
| Учитель предлагает заполнить карточки по проверке усвоения материала. (Индивидуальная работа. )[1]
|
8. Домашнее задание
| Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник: По выбору учащихся: 1) Сообщение о том, как тема блокады нашла отражение в другом жанре 2) Привести примеры, как тема блокады нашла отражение в других жанрах: поэзии, изобразительном искусстве, кино и т. д.
|
9. Рефлексия
| Обучающиеся заполняют карточки рефлексии(Индивидуальная работа. )[2]
|
|