Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы урока. Ход урока. 1. Организационный. 2. Определение темы урока. 3. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация.Целеполагание. 4.Открытие новых знаний. 5. Закрепление изученного материала. 6.Вокально-хоровая работа. Разучивание песни. 7. Контр



Этапы урока

1. Организационный. 2. Определение темы урока. 3. Подготовка к усвоению нового материала. Целеполагание. 4. Открытие новых знаний 5. Закрепление изученного материала.  6. Вокально-хоровая работа 7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся 8. Домашнее задание 9. Рефлексия 1 мин. 2 мин. 2 мин 11 мин 12 мин. 7 мин. 3 мин. 1 мин. 1 мин.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

1. Организационный

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Демонстрируют готовность к учебной деятельности

2. Определение темы урока

Актуализируетвнимание. Предлагает ответить на вопросы: В какое время была написана песня? Какие жизненные события легли в основу? Предлагает сформулировать тему урока. Метод погружения. Предлагаетпосмотреть блок слайдов о блокаде Ленинграда, подготовленный одним из учеников класса.   Метод критического мышления. Предлагаетобсудить утверждение«Когда пушки говорят, музы - молчат» и ответить на вопрос, звучала ли музыка на войне? Приводит пример написания симфонического произведения во время блокады и озвучивает тему урока. Слушаютпесню. Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Отвечают на вопросы, приводят примеры военных песен. Обсуждают и формулируют тему урока, предполагая, что разговор пойдет о музыке, написанной во время Великой Отечественной войны. Показывают подготовленные слайды о Блокадном Ленинграде. Обсуждают выражение «Когда пушки говорят, музы - молчат», делают вывод, что музыка на войне звучала и была нужна людям даже в такихтрудных условиях.

3. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация. Целеполагание

Помогает наводящими вопросами, предлагаетна основе полученной информации выбрать цель урока.   Определяютцель: познакомиться с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.  

4. Открытие новых знаний

Фронтальная работа. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Показываетслайд-портретДмитрия Дмитриевича Шостаковича, рассказываето жизни композитора, об истории создания симфонии, погружая в атмосферу тяжелых первых дней войны. Рассказывает о том, что когда композитору из-за очень плохого зренияотказали в его желании попасть на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так, в блокадном Ленинграде, он и началсочинять свою Седьмуюсимфонию. Работа над симфонией шла очень быстро, была закончена в эвакуации уже в конце декабря 1941 года. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Первая премьера состоялась в 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру симфонии транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Тогда и возникла идея её исполнения в блокадном Ленинграде. Предлагаетпослушатьфрагмент из воспоминаний художественного руководителя радиовещания Якова Бабушкина: «По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. Всего 15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, новсемстало ясно - оркестру быть. Репетиции продолжались, не взирая ни на что…» Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях? Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду? Метод анализа музыкальных произведений. Предлагаетвспомнить: что такое симфония? Предлагает послушать тему главной и побочнойпартии из первой части, которая рисует столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, человека и цивилизованного варвара, добра и зла. Во время слушания просит подуматькакой образ рисует главная партия и побочная. Предлагает послушать знаменитую музыкальную тему симфонии, эпизод вместо разработки. Во время слушаниямысленно ответитьдна вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер? Напоминает, что тема нашествиянаписана в формевариаций. Предлагает подумать, как будут развиваться события дальше и послушать следующий фрагмент первой части симфонии - финал первой части симфонии – тему сопротивления советских войск) Ставит задачуответить на вопрос: что происходит в музыке? Акцентирует внимание, что война еще не закончена, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. Но финал Седьмой симфонии - победный! Слушают, сопереживают, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что симфонию хотели исполнить в блокадном Ленинградедля того, чтобы поднять дух народа, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу. Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы по теме. Переходят к анализу муз произведения. Слушают музыку (экспозиция 1 части - главная партия и побочная). Анализируютглавную партию, приходя к выводу, что она показывает мирную жизнь нашего народа. Анализируют характер побочной партии, отмечая, что мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, Это затишье на рассвете - «образ Родины и русского народа». Слушают и анализируют эпизод фашистского нашествия, Приходят к выводу, что этообраз войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил. Замечают, что начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то несерьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и тёмная разрушительная сила надвигается. Слушают музыку, анализируют. Отмечают, чтопоявляется тема советских войск, как противодействие фашистам. В музыке слышится борьба между ними. Этотема сопротивления советских войск.

Учитель зачитываетотрывок из поэмы поэта ЛьваБолеславского «Шостакович»:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война, Простите, милый, но кому, дружище, Сегодня ваша музыка нужна? Солируют фугасы. Пули свищут, Кромешный ад. Селения горят. Прёт супостат. Не до гармоний вечных. Когда, мой милый, пушки говорят, Смолкают музы. С музыкой, конечно. Смолкают? Нет уж! Нет! Молчать, нельзя! - Оборотясь, отрезал. За очками, Казалось, полыхнули не глаза, А из души прорвавшееся пламя.

 

Предлагает подумать, почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя! ”. О чём он говорит? Метод погружения. Предлагает придуматьназвание симфонии. Озвучивает название Симфонии №7 - «Ленинградская». Зачитывает надпись Шостаковича на титульном листе партитуры:  «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию». Рассказывает о том, что в Ленинграде 7 симфония прозвучала 9 августа 1942 года, именно в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась из зала филармонии по радио и через уличные громкоговорители. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну. За все 80 минут, пока звучала " Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Враг замертво слушал две симфонии- 7-ю симфонию Шостаковича и " залповую симфонию" наших солдат, защищавших площадь Искусств и зал Филармонии. Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что композитор будет казнен одним из первых после взятия Москвы. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!! Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие  дирижера Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть... » Приходят к выводу о том, что это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом. Придумывают свои названия для симфонии, близкие по смыслу: «Мужество в блокадном Ленинграде», «Симфония Победы», и. т. д. Слушают и сопереживают.

5. Закрепление изученного материала

Предлагает посмотреть фрагменты художественного фильма, снятого уже после войны, в 1957году -«Ленинградская симфония», в котором отражена история исполнения в осажденном Ленинграде «Седьмой Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Во время просмотра определить, какой момент изображен в фильме Смотрят и анализируют фрагмент фильма 2 мин. (16'-17'). Отвечают на вопрос(показано, как решается вопрос о приезде с фронта 50 музыкантов, о том, что симфония должна быть исполнена в Ленинграде 9 августа 1942 года).
Во время просмотра следующего отрывка подумать, какие моменты из жизни Ленинграда в нем показаны. Предлагает посмотреть фрагмент,  в котором показывается момент концертного исполнения симфонии в блокадном Ленинграде.  Во время просмотра просит определить, какие темы звучат. Подводит итог, что «Ленинградская симфония» - это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит 7 симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом. Метод музыкальных обобщений. Предлагает ответитьна вопросы, слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня? Какие чувства возникли после знакомства с «Ленинградской» симфонией? Смотрят и анализируют фрагмент фильма3 мин (53'-55') Узнаютдокументальные кадры из жизни блокадного Ленинграда. Смотрят и анализируют фрагмент фильма5 минут (1, 23'-1, 27'). Узнают и определяют темы, которые были прослушаны на уроке -  тема фашистского нашествия и тема сопротивления советских войск. И еще «залповая симфония» наших орудий. Обобщают полученную информацию, приходя к выводу о том, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.

6. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни

Учительпредлагает разучить песню «Москвичи», созвучную теме урока,  написанную уже после войны в 1953 году.

 Слова: Е. Винокурова, музыка: А. Эшпая. Исполнил Марк Бернес. Это песня про мальчишек, не вернувшихся с войны.

 

В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой, А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят. Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой. Друзьям не встать, в округе Без них идет кино, Девчонки, их подруги, Все замужем давно. Пылает свод бездонный, И ночь шумит листвой Над тихой Малой Бронной, Над тихой Моховой. Но помнит мир спасённый, Мир вечный, мир живой Серёжку с Малой Бронной И Витьку с Моховой!  

 

7. Контроль усвоения материала- самостоятельная работа обучающихся

Учитель предлагает заполнить карточки по проверке усвоения материала. (Индивидуальная работа. )[1]

8. Домашнее задание

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник: По выбору учащихся: 1) Сообщение о том, как тема блокады нашла отражение в другом жанре 2) Привести примеры, как тема блокады нашла отражение в других жанрах: поэзии, изобразительном искусстве, кино и т. д.

 

9. Рефлексия

Обучающиеся заполняют карточки рефлексии(Индивидуальная работа. )[2]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.