|
|||
«Наш журнал»После неудачи с изданием «Моего журнала» Каменский попытался воссоздать свою прежнюю идею в виде продолжения − «Нашего журнала». Он вышел в марте 1922 г. тиражом 5000 экз. в издательстве «Книгопечатник». В номере были опубликованы статьи проф. Н. Романова, А. К. Глазунова, О. Л. Д'Ора, Каменского, С. Фрида; обложку выполнил художник А. Кравченко, а иллюстрации и заставки − С. Чехонин, А. Кравченко и Г. Алексеев. Каменский попытался учесть претензии, предъявленные к «Моему журналу», и сделать содержание нового издания более сдержанным и строгим. В «Нашем журнале» уже не уделяется столько внимания личности Каменского, его присутствие в номере менее заметно даже по количеству написанных им материалов («На бирже искусства», «Турандот», стихотворения «Книгопечатник» и «Неужели не чуешь ты…», а также «Хроника цирка»). Каменский намеренно отстраняется от нарочитого самовосхваления, гиперболизации и экзальтации в стиле повествования. Впрочем, издание все же не лишено завуалированной саморекламы: на 10-й странице сообщается, что «17-го февраля Василий Каменский был вызван в Нижний Новгород правлением советских театров, чтобы просмотреть его пьесу в гортеатре " Стенька Разин" в постановке только что приглашенного главного режиссера Сергея Келя»19. Также есть небольшие вкрапления рекламы: на 14-й странице и на третьей странице обложки говорится о гастролях Н. Н. Евреинова и диспуте о пьесе Евреинова «Самое главное» со вступительным словом Каменского. По сравнению с искрометным «Моим журналом» его продолжение более нейтрально и умеренно. Номер «Нашего журнала» посвящен статьям о новых изобретениях («О полетах без моторов», «Наука и техника за четверть века», «Город будущего»), новостям из мира искусства («Литературные новости», среди которых и анонс премьеры пьесы «Здесь славят разум» Василия Каменского, «Хроника цирка», «За минувшие две недели»), материалам о культуре («Андрей Белый о культуре современной России», «Турандот» С. Фрида, «" Орестейя" С. И. Танеева» А. Глазунова, статья «Гравюра» профессора Н. Романова), также есть фельетон О. Л. Д'Ора «Райское житье». С одной стороны, журнал стал академичным и серьезным в плане содержания и оценок, с другой стороны, бледным и лишенным индивидуального облика. Вернуть к жизни «Мой журнал» Каменскому не удалось, а продолжать прежние эксперименты и создавать игровые формы журналов, балансируя на грани цирка и театра, заигрывая с читателем и прославляя собственную гениальность, было бы неуместно в ситуации, когда формировался новый канон далекой от футуристической эстетики советской прессы. Редакторский и издательский таланты Василия Каменского проявились в его организаторских способностях, умении привлечь к работе необходимых людей, тонком чутье того, как заинтересовать читателя, сделать содержание издания оригинальным. Получив необходимый опыт во время издания «Весны» и «Первого Журнала Русских Футуристов», Каменский решился организовать собственные издания и продемонстрировал умение соединять функции издателя, редактора и автора в одном лице. Подводя итоги, можно сказать о том, что завуалированная самореклама, характерная для «Весны», постепенно проступает все более явно и в результате становится нарочито откровенной в «Однодневной газете» и «Моем журнале Василия Каменского», в которых реализовались футуристические принципы жизнетворчества и «театрализации жизни». Это веселое балаганное издание, возможно, могло бы повлиять и на другие журналы, однако оказалось несвоевременным. Самореклама преподносится Каменским как игра, шутовство, а сами издания целиком направлены на освещение артистической жизни поэта. Вовлеченность Каменского в медиасферу, его плодотворное сотрудничество с прессой, большое количество рецензий современников о выступлениях, художественных акциях, авиаполетах, цирковых представлениях поэта свидетельствуют о том, что промотивная деятельность футутриста как редактора и издателя саморекламных журналов была успешна и стала одним из факторов его превращения в медиафигуру 1910-х гг.
|
|||
|