Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Мой журнал Василия Каменского»



Одновременно издателем, редактором и автором поэт выступил в единственном номере «Моего журнала Василия Каменского», опубликованном в феврале 1922 г. тиражом 3000 экз. Издание, которое должно было «служить революционному искусству», как это было обещано Госиздату, на деле являлось откровенно саморекламным и цирковым. Большинство материалов в издании принадлежат самому Каменскому, обложка выполнена Павлом Кузнецовым и Еленой Бебутовой. Талант Каменского прославляется и в чужих статьях: например, в речи Николая Евреинова «О Василье Каменском». В ответ на комплименты поэт отвечает, что «после такой воспаленной статьи Николая Николаевича, казалось бы, < …> должен действительно чувствовать себя нагруженным сознанием своей неотразимости и ходить мутно, как опоенная лошадь», но он «не таковский», он должен продолжать «Искусство Единого Жизнетворчества» и быть «без берегов удивляющим, затейным, кумачовым, юным, зажигающим, революционным»15.

Другой образец рекламной статьи от чужого лица − проникновенный рассказ о детстве Каменского и его поэтической карьере в статье Бориса Корнеева «Поэт Великого Пролома». В статье «Рождение журнала» Каменский застенчиво объясняет, что его давняя мечта о собственном журнале исполнилась благодаря настойчивым уговорам журналиста С. Фрида, который убедил «развернуть себя по-океански, по-каменски, во всю ширь»16. Также в статье «Пушкин − Лермонтов. Маяковский − Каменский» Фрид проводит смелые параллели между величайшими поэтами разных эпох.

Издатель привлекает официальных персон к своему журналу с целью придать вес изданию. «Мой журнал» приветствовал нарком А. В. Луначарский: «С удовольствием буду участвовать. Сочту за честь». Также в журнале была размещена анкета «Что увлекает Вас сегодня? », на вопросы которой ответили известные деятели культуры и партийные лица, в том числе Л. Б. Каменев и О. Д. Каменева. Эти громкие фамилии должны были расположить читателей, привлечь подписчиков и утвердить позиции издания.

На одиннадцатой странице среди анонсов мероприятий в рубрике «Что будет в Москве» перечислены балет «Власть комедиантов» (либретто Василия Каменского), его же роман в стихах «Ставка на бессмертие», выставка Павла Кузнецова и Елены Бебутовой, на которой будет выставлена картина к поэме «Цувамма» Каменского. Также сообщается о будущем журнале Маяковского и О. Брика, ожидаемом приезде Давида Бурлюка из Японии, новых книгах Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, пьесе Ю. Зорича «Марий», пьесе «Странствующий энтузиаст».

Каменский одновременно выступает в роли конферансье, заигрывающего с публикой, и бойкого торговца. Он смело и весело предлагает свой «товар» читателям на 15-й странице: «Все открывают магазины и бойко торгуют. Ну и я решил перейти к новой эконом. политике». В журнале помещена рекламная листовка «Магазин Василия Каменского», в которой автор расписывает свои профессиональные качества: «Принимаю заказы на стихи и речи по случаю именин, крестин, юбилеев, похорон, свадеб, семейных, коммерческих и общественных торжеств. < …> ГОТОВ выступать на концертах со стихами. Читаю уверенно, музыкально и, по отзывам спортсменов, вообще произвожу благоприятное впечатление. ЕЗЖУ (неудобно же сказать хожу) по частным квартирам в качестве именитого гостя: читаю стихи, рассказываю, держу себя просто, без фасона и никогда никого не обижаю»17.

Также Каменский настоятельно советует переиздать все свои книги: пьесу и роман «Стенька Разин», роман «Землянка», сборник стихов «Девушки босиком», «Его-Мою биографию Великого Футуриста», «Звучаль веснеянки» и «Книгу о Евреинове».

Дружеская интонация журнала создает впечатление разговора по душам с читателем. Например, Каменский публикует довольно личное «Письмо в Пермь» юноше Вите Пьянкову, тем самым создавая иллюзию абсолютной откровенности. На последней странице находится объявление об «историческом вечере», на котором «Василий Каменский будет держать публичный экзамен на Гения». Программа включает в себя следующие пункты:

1. биография – исповедь;

2. почему желаю знать − Гений я или нет;

3. мои критики, крытики и крутики;

4. портреты друзей и врагов;

5. мое настоящее и будущее;

6. образцы словотворчества из 15 книг моих;

7. желающие из публики читают стихи Василия Каменского;

8. автор читает стихи по выбору всей аудитории;

9. открытое публичное голосование за признание Василия Каменского гением;

10. слово поэта о результате признания или непризнания;

11. вопрос (в случае признания) о памятнике Василию Каменскому;

12. апофеоз;

13. разъезд.

 

В случае триумфа Каменского предлагается безотлагательно решить вопрос о памятнике поэту, чтобы закрепить за собой статус гения. Также на последней странице Каменский убеждает издателей опубликовать рукописи своих новых девяти книг: «Паровозная обедня», «Здесь славят разум», «Лестница на небо», «Карьера сукина сына», «Новеллы», «На океанском берегу стихов», «Сон великого лодыря», «Научная хрестоматия для поэтов-пистолетов», «Ставка на бессмертие».

Авантюрный, самопрославляющий, игривый, «Мой журнал Василия Каменского» вышел всего один раз, поскольку чересчур вольная политика издания не могла устроить Госиздат. В новой реальности подобные предприятия были обречены на провал. Почти сразу после выхода журнала пресса откликнулась недоброжелательными и язвительными рецензиями. Вот один из типичных отзывов: «Необыкновенно сумбурен " Мой журнал Василия Каменского". Напоминает ракету − треску много, а в результате скверно пахнущая картонная трубка…»18.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.