Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эксперименты Ж.Пиаже.



Испытуемому (ребенок 4 лет и старше), показывали объекты, изображенные на рисунке слева, далее спрашивали: Одинаковы ли эти объекты? Одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комочках? Во всех случаях испытуемые обычно говорят: «Одинаково».

Затем на глазах испытуемого изменяли форму одного из предметов: 1)один ряд бусин расставляют на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняют; 2) воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы (например, более узкий); 3) один из комочков глины раскатывают в длинную колбаску.

После этого испытуемого снова спрашивали: Одинаковы ли теперь эти два предмета? Одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комочках?

И хотя ребенок внимательно наблюдал за изменением формы одного из предметов, обычно дошкольник (4-6 лет) отвечал, что в первом ряду бусин больше, чем во втором; в более узком сосуде воды больше; в колбаске больше глины. Дети более старшего возраста давали другие ответы.

Пиаже считал, что ребенок 4-6 лет находится на первой стадии развития познавательной способности, когда он еще не владеет принципом сохранения (количества, объема, массы). На второй промежуточной стадии ребенок (обычно 7-10 лет) в одних случаях дает верный ответ, а в других –неверный: он только начинает овладеть принципом сохранения. И, наконец, на третьей стадии (обычно 11-13 лет) ребенок всегда уверенно дает верный ответ, что предметы остались одинаковыми, и может как-то обосновать свое утверждение. В этом случае ребенок владеет принципом сохранения. Эти явления, происходящие в психологическом развитии любого ребенка, были впоследствии названы «феноменом Пиаже».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.