|
|||
ТЕМА УРОКА: ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И ТЕРМИНОВСтр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА УРОКА: ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И ТЕРМИНОВ • Морфологический (с помощью приставок, суффиксов, сложением слов, основ) • Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую) • Лексико-синтаксический (образование слова из словосочетания) • Лексико-семантический (образование омонимов) Профессионализмы - слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые преимущественно в разговорной речи людьми одной профессии. Как правило, это специальные наименования производственных процессов, орудий производства, сырья, изготовляемой продукции: розлив, отжим, подсол, переплав. Профессионализмы часто образуются в результате усечения основы (демисезон - демисезонное пальто, легал, эксклюзив, ультрафиолет), и иногда путем стяжения неоднословных наименований и суффиксации (горючка - горючие материалы, атомка - электростанция). Иногда созданные по таким моделям слова понятны всем и получают широкое распространение, но не в словарях, а в разговорной практике, их еще называют жаргонизмами (образуются чаще в результате усечения основы): абитура, академка, губа, самоволка, горючка, легковушка, дембель. Памятка 1. Определи часть речи. Образуй начальную форму. 2. Установи значение слова. Постарайся «развернуть» его в словосочетание с родственным словом. 3. Вспомни разницу между производной и производящей основой и подумай, какую именно основу нужно найти. 4. Ищи не корень, а производящую основу, ведь слова от корней не образуются. 5. Помни, что есть слова, у которых нет производящей основы (страна, вода). 6. Может быть, нужно найти не производящую основу, а производящее слово или производящее словосочетание? 7. Не всякое сложное слово образовано путём сложения! 8. Не спеши с выводами, если слово образовано без суффикса или без приставки! 9. Может быть не одно, а два словообразовательных решения. Рассмотри и докажи каждое. 10. Постепенно «снимай» морфемы «ближайших родственников», идя от производного слова к производящей основе. 11. Если трудно решить вопрос, образовано ли слово приставочно-суффиксальным способом, проверь, употребляется ли бесприставочная часть как отдельное слово. Если не употребляется, то в данном случае приставочно-суффиксальное словообразование. Например, анализируя таким образом слово безвыходный, устанавливаем, что в речи нет слова выходный. Следовательно, здесь приставочно-суффиксальный способ. 12. Помни, что производящая основа (слово) может отличаться от созданного ею другого слова ударением, конечным гласным или согласным.
|
|||
|