|
|||
Стерлитамакская трагедия 2 страницаРанним утром, пока все ещё спали, Любовь Александровна хлопотала у печи, выбегая в сени за необходимым и стараясь не шуметь. Чтобы успеть протопить печь, поставить самовар, приготовить завтрак, вставать приходилось затемно. Александр Александрович уходил на работу очень рано, путь был не близкий, почти 3 километра пешком. Выход из дома был на восток, навстречу солнцу, за рекой ясно был виден величественный шихан Шах Тау, что создавало особенное настроение. У юго-западного угла дома высился красавец тополь с пышной кроной, в самое жаркое время суток летом тень от него падала на дом. Фруктовых садов в степном городе Стерлитамаке в то время ещё не было. Перед домом простиралась лужайка, покрытая травой-муравой. Дом стоял в северном конце улицы, в глубине от красной линии. Дальше к северу начинался пустырь, за ним огромная Ярмарочная площадь, где два раза в год, зимой и осенью, проводили широкие ярмарки, на которые съезжались жители окрестностей и торговцы из дальних городов и весей, включая иностранных гостей. Улица Набережная была тупиковой, посторонние там не гуляли, транзитный транспорт не проходил. Революционное подполье в Стерлитамаке работало в сложных условиях. К полицейским силам в Стерлитамаке добавлялись силы конвойной команды и казачьего гарнизона. Казаки, например, использовались для пресечения и разгона рабочих митингов и " маёвок", которые собирались за Ашкадаром. Разгоняли конями и нагайками. Основную массу населения города составляли мещане-обыватели, в массе своей люди достаточно инертные, консервативные, религиозные. Революционная работа сводилась к распространению литературы, листовок, устной агитации, проведению собраний и митингов. Собрания, как правило, проводили на дому, в неформальной обстановке, с чаепитиями и чтением вслух художественной литературы. В отличие от более крупных городов, в Стерлитамаке революционеры сами были в основном рабочими. Главное разногласие между меньшевиками, которые считали, что революцию должны делать рабочие, и большевиками, которые настаивали, что партия (в которой преобладали интеллигенты и профессиональные революционеры) должна возглавить революционную борьбу, для стерлитамаковцев не существовало. Посему они не тратили время на пустопорожние дискуссии и идеологические споры, жили дружно. Замечу, что до 1917 года большевики руководствовались идеей, представлявшей сущность России – идеей всемiрного человеческого обновления. Они не ставили своей целью насильственное свержение власти, не устраивали террористических актов и не подстрекали к бунтам. В этом преуспели эсеры, партия намного более сильная и многочисленная, имевшая поддержку в армии. В поволжском регионе и на Урале их позиции были особенно сильны. Известно, что революции не делаются, они приходят. Русская революция пришла в Стерлитамак из центра. Вот как это было. С момента рокового вступления России в 1-ю мiровую войну, Стерлитамак, вместе со всей империей, начал болезненный поворот в своей исторической судьбе. Долгожданный кризис возник в результате 1-й мiровой войны, которая была ничем иным как повальным безумием. Вскоре после начала войны в Стерлитамаке появились раненые, искалеченные солдаты и матросы, военнопленные немцы и австро-венгерцы, агитаторы политических партий. Началось всеобщее брожение. Активно действовали агенты иностранных государств. После падения самодержавия, в феврале 1917-го и разложения русской императорской армии, город наводнили демобилизованные солдаты и матросы, а также откровенные дезертиры. Всё это усиливало накал политических страстей в Башкирии и в Стерлитамаке, в частности. Продолжительная война резко увеличила число бедняков, что зафиксировано результатами подворных переписей 1915, 1916 и 1917 годов. Значительно упала урожайность хлебов: в 1912 году валовый сбор зерна в Уфимской губернии составлял 100. 7 тысяч пудов зерна, а в 1917-м – 70. 6 тысяч пудов зерна. Временное правительство оказалось не в состоянии обеспечить продовольствием население и действующую армию. Народ всё больше доверял большевикам, которые перехватывали инициативу. Вытеснение земств из органов распределения продовольствия означало их политическое поражение. После Февральской революции 1917-го, русский солдат, большевик А. А. Николаев, стал лидером Стерлитамакского городского Совета солдатских и рабочих депутатов. К сожалению, вскоре он погиб от рук правых эсеров. Произошло это 30 марта 1918 года, в Самаре. Августа Ивлева была командирована на его похороны. Период от февраля до октября 1917 года в Стерлитамаке был довольно сумбурным. Многочисленные политические партии и лидеры «тянули одеяло на себя», в городе участились грабежи и насилие. Процветало самогоноварение и безобразное пьянство. Богатые казённые и купеческие склады были разграблены. Временное правительство оказалось не в состоянии поддерживать элементарный порядок в столице и на местах. Для укрепления большевистской фракции, в мае 1917 года, в Стерлитамак переехал с семьей из Петрограда рабочий Путиловского завода Павел Петрович Шепелюк (1870–1918+). Он был харизматической личностью и обладал колоссальным авторитетом. Павел Петрович устроился механиком на лесозавод. По роду своей работы он часто бывал почти на всех предприятиях Стерлитамака и общался с рабочими и служащими. Всегда был окружён народом. Его пышная, живописная шевелюра цвета «соль с перцем», борода клинышком и горящие молодые глаза выделяли его в любой толпе. Вскоре ему удалось создать при Совете небольшую большевистскую организацию и объединить сочувствующих ей: В. С. Андреев, А. А. Ивлев, И. А. Башкатов, И. И. Красногорский, И. С. Мельников, А. А. Саурцев, В. Красильников, Ф. Уткин, Я. О. Шабанов, Ф. Чугунов, Н. Казин и др. Они распространяли газеты " Правда", " Социал-демократ", " Вперед! " и другие большевистские и социал-демократические издания, выступали на собраниях и митингах. * * * * * * Средства для социальной помощи нуждающимся в основном поступали за счёт конфискаций, реквизиций и контрибуций излишков товаров и наличности у купцов, крупных землевладельцев, бахчевников, заводчиков, перекупщиков, спекулянтов базарных. Такие формы налогообложения были установлены центральным правительством и не являлись самоуправством со стороны ревкома. После Октябрьской революции, до прихода Комуча, в Стерлитамаке не было анархии, вооружённых столкновений, грабежей и массовых беспорядков, тем более не было расстрелов. В октябре 1917-го к власти в Стерлитамаке пришли наиболее активные, организованные и безкорыстные люди, принявшие на себя всю полноту ответственности за город. Им удавалось вполне достойно поддерживать в городе законность и порядок. Было это ой как не просто, учитывая соседство со степным гуляй-полем, скопление в городе всяческого отребья (дезертиры и прочая пьянь, беглые уголовники), иностранных агентов, ультранационалистов, а также повальное пьянство по причине самогоноварения. Были в городе и военнопленные, и представители враждебных новой власти политических партий. В отличие от " профессиональных революционеров" верхушки партии, стерлитамакские партийцы не были одержимы жаждой власти. Для них мерилом правды были справедливость, равенство и готовность к самопожертвованию ради общего блага, во имя " светлого будущего". Все они отличались дисциплиной, организованностью, вели трезвый образ жизни, трудились, содержали семьи, имели детей. Как люди умные и достаточно образованные, они понимали необходимость перемен и имели несокрушимую уверенность в возможности переустройства общества на справедливых началах. Следует помнить, что они не ставили своей задачей изменение жизни в отдельно взятом городе, но мыслили и действовали как члены всероссийской организации, действующей в интересах огромной страны. Члены ревкома понимали, что, в сложившейся тогда в Стерлитамаке ситуации, единство и координация действий важнее межпартийной борьбы и идеологических разногласий. Занимались они, в основном, экономическими проблемами. Вместе с «рабочим контролем» поддерживали нормальную работу предприятий, занимались лесосплавом, заготовкой дров. Чтобы накормить, одеть, обуть наиболее нуждающееся население, проводили конфискации излишков товаров и организацию общественных работ. Организовали народные школы, детские сады, общественные столовые и даже краеведческий музей. Фанатизма, репрессий, массовых арестов и расстрелов с их стороны не было. Ни одно общественное или культовое здание при ревкоме не было сожжено или разграблено. Все православные храмы и мечети были открыты, духовенство пользовалось абсолютной свободой, независимо от настроя священнослужителей и их отношения к советской власти. К сожалению, среди исполнителей и вооружённых сторонников советской власти находились люди агрессивные, слабо-дисциплинированные, склонные к самоуправству. Они доставляли ревкому много хлопот. * * * * * * * * * Большевики имели большое влияние в Петрограде. Армию контролировали эсеры, которые также заняли сильные позиции в Поволжье и на Урале. Нужно отметить, что Партия социалистов-революционеров (СР) была намного более многочисленной чем партия большевиков. В 1917 году численность эсеров перевалила за один миллион. Председатель Временного правительства, А. Ф. Керенский, был эсером. Эсеры всегда делали ставку на силу оружия и умело склоняли на свою сторону слабо образованные народные массы. Все свои проблемы они решали по принципу: «Нет человека -- нет проблемы», то есть посредством террора, политических убийств. Именно на эсерах лежит ответственность за повышение градуса противостояния и взаимного ожесточения в России в 1905-1917 годах. Но, в боевых действиях на фронтах гражданской войны, эсеры оказались жидковатыми в коленках. Как гласит русская пословица: «Камень в воду всяк бросит, да не всяк его вытащит». Супруги Прозоровские, члены партии левых эсеров, прибыли по заданию партийного руководства в Стерлитамак в начале марта 1917 года, когда только-только начинал работу новый уездный орган самоуправления — Комитет общественных организаций. Эсеры имели большое влияние на солдат стерлитамакского гарнизона (солдаты в своей массе не были партийными, а те, кто были, состояли в партии эсеров). Вскоре В. Я. Прозоровский был избран председателем уездного Совнаркома. По роду занятий адвокат, бывший комиссар Временного правительства, Стерлитамак он знал поверхностно. В одежде и манерах придерживался стиля «а ля Керенский», был хорошим оратором, за словом, как говорится, в карман не лез и, как достаточно опытный политик, поддерживал товарищеские отношения с лидерами большевиков. В то время большевики и эсеры ещё ладили. У Прозоровских было двое маленьких детей. Поселившись в Стерлитамаке, в тихом и безопасном тогда городе, они никак не ожидали, что вскоре попадут в смертельный водоворот гражданской войны. Среди членов всех политических партий страны тогда преобладало устойчивое мнение о необходимости созыва Учредительного собрания, которое решило бы дальнейшую судьбу России. В пасхальный понедельник 1917-го, в Петроград прибыл из-за границы, после долгого отсутствия, В. И. Ленин. Тут же, на Финляндском вокзале, с броневика, он обратился к «революционным массам» с призывом немедленно начать новую революцию, пролетарскую. Учредительное собрание объявлялось ненужным. Это, по сути, было объявлением гражданской войны. Немедленно после смены курса, для усиления позиций большевиков на местах, из Петрограда были посланы наиболее грамотные, опытные товарищи, в основном рабочие. Среди них было много путиловцев. Павел Петрович Шепелюк в Стерлитамак приехал в мае 1917 года из Петрограда, где работал на Путиловском заводе. Путиловский завод был ведущим предприятием России, численность работников на котором превышала 30 тысяч человек. Рабочих-путиловцев отличал высокий уровень профессионального мастерства, образованности и, как следствие, политической активности и сплочённости. Во время революций 1905 и 1917 годов, завод был оплотом большевистской партии, а слово " путиловец" стало синонимом понятия " революционер". П. П. Шепелюк не был чужим в Стерлитамаке. Его старший сын, Анатолий, родился в Стерлитамаке, в 1908-м. Видимо, именно в тот год (возможно и раньше) Павел Петрович познакомился с моим прадедом, А. А. Ивлевым, и они стали не просто товарищами по партии, но и близкими друзьями. Судьбы их тесно переплелись. У обоих было по трое детей, они были прекрасными семьянинами, любящими мужьями и отцами. Зрелые, вполне состоявшиеся личности, достойные уважения по всем показателям. Оба любили русскую классику, особенно поэзию Некрасова. Жили они совсем близко друг от друга, на соседних улицах и похоронены практически в одной могиле, примерно в трёхстах метрах от их домов. Оба погибли на посту, в окружении товарищей. Все их дети выжили, обзавелись семьями и потомство их умножилось. Объединёнными усилиями, они провели менее опытных товарищей через самое напряжённое и опасное для большевиков время, с середины лета до сентября 1917-го. В эти месяцы Временное правительство предприняло самые энергичные усилия для устранения большевиков от власти. Все руководители партии оказались либо в тюрьмах, либо в изгнании. Старые большевики, главным образом из рабочих, продолжали подготовку пролетарской революции, и к сентябрю 1917-го большевики уже контролировали Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в центре и на местах. В отечественной публицистике и, соответственно, в общественном мнении просматривается тенденция приравнять старую большевистскую гвардию к их наследникам, ничтожным перерожденцам, которые сначала извратили саму идею социализма, а в итоге, в 1991-м, предали свой народ и страну. Мало кто из наших современников представляет себе, какими были те люди, которые подготовили и совершили революцию 1917 года. Большевизм был ничем иным, как стратегией модернизации. Под модернизацией понималось строительство социализма и трансформация человека, создание человека будущего. Конечной целью коммунистической системы изначально было изменение человеческой природы, чрез просвещение, воспитание принципиально нового человека. Первые большевики отрекались от старого мiра, построенного на насилии и несправедливости. Они имели мистическую веру в существование абсолютной правды, исполнению которой посвящали свои жизни. Стать большевиком до 1917 года можно было только чрез принятие строгих правил жизни и достижение высокого образовательного уровня. Большевики презирали весь идиотизм и закоснелость старого мiра эксплуататоров и обывателей, их жажду наживы и одержимость низменными страстями. Они не пили водку, не участвовали в примитивных развлечениях, противостояли побоям и насилию в обществе и в быту, активно защищали права женщин. Даже внешне большевики отличались от прочих людей, предпочитали скромную одежду тёмных тонов, высокие сапоги, не пользовались дорогими вещами. Представители интеллигенции, студенты и авторитетные лидеры часто носили бородки, пенсне. До революции, большевиков было очень мало, в таком городе как Стерлитамак начала 20-го века все они прекрасно знали друг друга, поддерживали почти что родственные связи (многие по факту являлись родственниками), основанные на взаимной любви и уважении. Партийные собрания проводили на дому, в непринуждённой обстановке. Собрания не были формализованы, включали совместное чтение литературы, чаепитие, пели песни, играли в настольные игры. Образование настоящего большевика состояло из осознанной, критической оценки собственной жизни и жизни других людей с точки зрения идеалов справедливости и правды. Обязательным было общее образование, особенно для рабочих. Время, проведённое в тюрьмах, на каторге и в ссылках, целиком посвящалось обучению, в том числе и общеобразовательным предметам (математика, физика и пр. ). Более образованные товарищи обучали менее образованных. Широко практиковалось совместное чтение книг, особенно русской классики. Старых большевиков было очень мало, но это была реальная сила. Основная часть большевиков находилась в Петрограде. Старые большевики не были террористами. По этой части преуспели эсеры. Как сказал В. И. Ленин, после казни своего старшего брата-народовольца А. Ульянова: " Мы пойдём другим путём". Это был путь агитации и пропаганды, подготовки к взятию власти. Начиная с июля 1918 года, большевики уже официально назывались коммунистами и перешли к активной борьбе за сохранение власти. В короткий период, после февраля 1917-го и до сентября 1918-го, в новой России существовала абсолютная свобода, не имеющая аналогов в истории человечества. Это было прямое самоуправление рабочих на заводах и фабриках, солдат в армии, крестьян в деревнях. В России тогда свободно действовали 11 политических партий, 12 влиятельных, независимых от Временного правительства организаций, например: Советы, думы, земства, участвовавшие в управлении страной и 7 мощных объединений граждан, активно участвовавших во всех событиях (в их числе Красная гвардия и Белая гвардия). Шаги к независимости, вплоть до отдельно взятой деревни, никак не пресекались. Только во время гражданской войны, начиная с сентября 1918-го, большевики приняли идею единого государства с центральным правительством. По прибытии в Стерлитамак в мае 1917-го, Шепелюки поселились в доме Басманникова, на Старо-Ашкадарской улице. Впоследствии это был дом 135 на улице Халтурина. Занимали они квартиру из 6 комнат, а всего в доме было три квартиры, в одной из которых жил сам Басманников с семьёй. Двухэтажный, бревенчатый, наборный дом городского типа стоял на СЗ углу улиц Соборной (Садовой) и Старо-Ашкадарской (Халтурина). Местоположение исключительно удобное: всё необходимое — в шаговой доступности: Народный дом, штаб Красной гвардии, типография и редакция, школа, собор, базар и, конечно, Ашкадар. Дом достаточно интересный, простоял больше ста лет, снесён несколько лет назад. Жаль, он имел полное право быть причисленным к памятникам архитектуры, как памятник деревянного зодчества. Схожий с ним Дом мещанина Пояркина, нынешний адрес: улица Карла Маркса, 122, того же класса и возраста, официально признан памятником деревянного зодчества, причём, на мой взгляд, по исторической ценности он значительно уступает Дому Шепелюка. Для детей Шепелюков, выросших в рабочих каменных кварталах Петербурга, с постоянными дождями, холодным ветром, промозглой погодой, Стерлитамак стал настоящей «землёй обетованной». Город в те времена был, по сути, степным курортом. Чистейшие воздух и вода, купание, рыбалка, горячее солнце, поразительной красоты горы-шиханы, привольная степь. После голодного Петрограда — прекрасные, лучшие в мiре хлеб, мёд, молочные продукты. Свежайшие рыба ценных пород и мясные продукты были доступны таким высококлассным, хорошо оплачиваемым специалистам, как Шепелюк и мой прадед, в достаточном количестве. Крестьяне всегда, даже в самые голодные годы, охотно обменивали плоды своего труда на услуги механиков и столяров. Пригородные бахчи поставляли местные арбузы. Рыбалка на Ашкадаре была просто сказочной, грибы, ягоды — в изобилии. Несколько менее насыщенное, но также увлекательное зрелище представляли собой потоки по улице Соборной (Садовой). Утром и вечером с великим рёвом проходил стерлитамакский табун. Хозяйки торопились на базар, на реку полоскать бельё. Воинские команды с песнями проходили и проезжали на полигон и ипподром за Ашкадаром и обратно. По воскресеньям и праздникам, под колокольный звон, прихожане торопились к центральному собору Казанской Божией Матери. В жаркие дни горожане, особенно детвора, стремились вниз, к Ашкадару, чтобы искупаться. Летними вечерами гуляющие пары спускались к Ашкадару, чтобы насладиться речной прохладой и поглазеть на суда у причала, прокатиться на катерах и лодках. Тогда было принято обязательно приветствовать друг друга при встрече, даже если вы не были знакомы. Иногда завязывался короткий разговор, обменивались новостями.
|
|||
|