Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стерлитамакская трагедия 2 страница



Ранним утром, пока все ещё спали, Любовь Александровна хлопотала у печи, выбегая в сени за необходимым и стараясь не шуметь. Чтобы успеть протопить печь, поставить самовар, приготовить завтрак, вставать приходилось затемно. Александр Александрович уходил на работу очень рано, путь был не близкий, почти 3 километра пешком. Выход из дома был на восток, навстречу солнцу, за рекой ясно был виден величественный шихан Шах Тау, что создавало особенное настроение.

Чтобы семья ни в чём не нуждалась, прадед брал подработку на дом. В те времена каждый настоящий мастер имел домашнюю мастерскую. Северо-западный угол дома использовался в качестве столярной мастерской, где он изготовлял мебель на заказ. Очень вероятно, что что-то из этой мебели возможно и сейчас отыскать в нашем городе, по крайней мере в краеведческом музее. Эту мастерскую я ещё застал. Хорошо помню полный набор старинных столярных инструментов, цельнодеревянный верстак, старинную печку-буржуйку. Папа мой самостоятельно освоил ремесло и мастерил в этой мастерской весьма приличную мебель. Кое-чему и меня научил.

У юго-западного угла дома высился красавец тополь с пышной кроной, в самое жаркое время суток летом тень от него падала на дом. Фруктовых садов в степном городе Стерлитамаке в то время ещё не было. Перед домом простиралась лужайка, покрытая травой-муравой.

Дом стоял в северном конце улицы, в глубине от красной линии. Дальше к северу начинался пустырь, за ним огромная Ярмарочная площадь, где два раза в год, зимой и осенью, проводили широкие ярмарки, на которые съезжались жители окрестностей и торговцы из дальних городов и весей, включая иностранных гостей. Улица Набережная была тупиковой, посторонние там не гуляли, транзитный транспорт не проходил.

В те годы было принято принимать гостей и посетителей чрез парадный вход (при советской власти их постепенно почти все заколотили), цепных псов и их шумной реакции на чужаков не было. Дом был идеальным местом для секретных встреч революционного подполья. На ночь окна обязательно наглухо закрывали сплошными деревянными ставнями с железным засовом, таким образом, что открыть снаружи их было невозможно, равно как и подглядывать в закрытые окна. Парадную дверь изнутри закладывали крепкой доской, по-тихому открыть её снаружи также было невозможно. Единственный подход к дому хорошо просматривался, Ашкадар — в 200 метрах, за Ашкадаром — глиняные карьеры гончарной мастерской. В случае опасности можно было легко скрыться, отсидеться. За домом простиралась лощина – бывшее русло Ашкадара, за ней – обширный конный двор с выходом на Старо-Ашкадарскую улицу (ныне Халтурина), ещё один путь к отступлению.

Северный конец улицы Набережной был заселён рабочим людом. Первый перекрёсток к югу был с улицей Соборной, которая поднималась от Ашкадара к Казанскому собору и далее к Стерле. На Соборной улице жили учителя, служащие, приказчики. Дети с обоих улиц играли вместе, на обширной лужайке напротив дома Ивлевых, откуда был удобный выход на берег Ашкадара, на детский пляж. За Ашкадаром начиналась раздольная степь, с изумительными природными объектами и массой развлечений. Вот за светлое будущее этих детей, чтобы никто не смог отобрать у них красоту и богатства родной земли и сложили свои головы мой прадед со товарищи.

* * *
Руководитель стерлитамакской подпольной большевистской организации (в которую входили А. А. Ивлев и его старшая дочь Августа), солдат Александр Александрович Николаев, был частым гостем в нашем доме. Человек он был весёлый, жизнерадостный, компанейский. Чтобы как-то объяснить регулярные собрания, организовывались вечеринки с танцами и играми, под предлогом того, что Августа — невеста и ищет женихов. А в это время в мастерской шли серьёзные разговоры.

Революционное подполье в Стерлитамаке работало в сложных условиях. К полицейским силам в Стерлитамаке добавлялись силы конвойной команды и казачьего гарнизона. Казаки, например, использовались для пресечения и разгона рабочих митингов и " маёвок", которые собирались за Ашкадаром. Разгоняли конями и нагайками.
Профессиональных, квалифицированных рабочих-пролетариев в Стерлитамаке было не так много, несколько сот человек.

Основную массу населения города составляли мещане-обыватели, в массе своей люди достаточно инертные, консервативные, религиозные. Революционная работа сводилась к распространению литературы, листовок, устной агитации, проведению собраний и митингов. Собрания, как правило, проводили на дому, в неформальной обстановке, с чаепитиями и чтением вслух художественной литературы.

В отличие от более крупных городов, в Стерлитамаке революционеры сами были в основном рабочими. Главное разногласие между меньшевиками, которые считали, что революцию должны делать рабочие, и большевиками, которые настаивали, что партия (в которой преобладали интеллигенты и профессиональные революционеры) должна возглавить революционную борьбу, для стерлитамаковцев не существовало. Посему они не тратили время на пустопорожние дискуссии и идеологические споры, жили дружно.

Замечу, что до 1917 года большевики руководствовались идеей, представлявшей сущность России – идеей всемiрного человеческого обновления. Они не ставили своей целью насильственное свержение власти, не устраивали террористических актов и не подстрекали к бунтам. В этом преуспели эсеры, партия намного более сильная и многочисленная, имевшая поддержку в армии. В поволжском регионе и на Урале их позиции были особенно сильны.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ

Известно, что революции не делаются, они приходят. Русская революция пришла в Стерлитамак из центра. Вот как это было.

С момента рокового вступления России в 1-ю мiровую войну, Стерлитамак, вместе со всей империей, начал болезненный поворот в своей исторической судьбе.
Изменить жизнь страны возможно только после катастрофического кризиса, случившегося по объективным причинам или искусственно созданного. В разгар кризиса действия населения конкретно взятой страны зависят от того, какие идеи были до этого внедрены в данное общество. Именно тогда то, что казалось политически невозможным, становится политически неизбежным. Большевики поняли это лучше всех остальных партий, поэтому они победили.

Долгожданный кризис возник в результате 1-й мiровой войны, которая была ничем иным как повальным безумием.

Вскоре после начала войны в Стерлитамаке появились раненые, искалеченные солдаты и матросы, военнопленные немцы и австро-венгерцы, агитаторы политических партий. Началось всеобщее брожение. Активно действовали агенты иностранных государств.
В Уфимскую губернию к 1916 году прибыло около 60 тысяч беженцев с Украины и из Прибалтики. Для работы на предприятиях использовали труд военнопленных (турецких, австро-венгерских, немецких солдат, всего около 17 тысяч военнопленных); интернированных жителей Австро-Венгрии и Германии; завезённых китайских и корейских рабочих, женщин, подростков.

После падения самодержавия, в феврале 1917-го и разложения русской императорской армии, город наводнили демобилизованные солдаты и матросы, а также откровенные дезертиры. Всё это усиливало накал политических страстей в Башкирии и в Стерлитамаке, в частности.

Продолжительная война резко увеличила число бедняков, что зафиксировано результатами подворных переписей 1915, 1916 и 1917 годов. Значительно упала урожайность хлебов: в 1912 году валовый сбор зерна в Уфимской губернии составлял 100. 7 тысяч пудов зерна, а в 1917-м – 70. 6 тысяч пудов зерна. Временное правительство оказалось не в состоянии обеспечить продовольствием население и действующую армию. Народ всё больше доверял большевикам, которые перехватывали инициативу. Вытеснение земств из органов распределения продовольствия означало их политическое поражение.

После Февральской революции 1917-го, русский солдат, большевик А. А. Николаев, стал лидером Стерлитамакского городского Совета солдатских и рабочих депутатов. К сожалению, вскоре он погиб от рук правых эсеров. Произошло это 30 марта 1918 года, в Самаре. Августа Ивлева была командирована на его похороны.

Период от февраля до октября 1917 года в Стерлитамаке был довольно сумбурным. Многочисленные политические партии и лидеры «тянули одеяло на себя», в городе участились грабежи и насилие. Процветало самогоноварение и безобразное пьянство. Богатые казённые и купеческие склады были разграблены. Временное правительство оказалось не в состоянии поддерживать элементарный порядок в столице и на местах.

Для укрепления большевистской фракции, в мае 1917 года, в Стерлитамак переехал с семьей из Петрограда рабочий Путиловского завода Павел Петрович Шепелюк (1870–1918+). Он был харизматической личностью и обладал колоссальным авторитетом. Павел Петрович устроился механиком на лесозавод. По роду своей работы он часто бывал почти на всех предприятиях Стерлитамака и общался с рабочими и служащими. Всегда был окружён народом. Его пышная, живописная шевелюра цвета «соль с перцем», борода клинышком и горящие молодые глаза выделяли его в любой толпе. Вскоре ему удалось создать при Совете небольшую большевистскую организацию и объединить сочувствующих ей: В. С. Андреев, А. А. Ивлев, И. А. Башкатов, И. И. Красногорский, И. С. Мельников, А. А. Саурцев, В. Красильников, Ф. Уткин, Я. О. Шабанов, Ф. Чугунов, Н. Казин и др. Они распространяли газеты " Правда", " Социал-демократ", " Вперед! " и другие большевистские и социал-демократические издания, выступали на собраниях и митингах.

В эти дни наиболее активные горожане собирались на открытые собрания в Народный дом, на улице Соборной (ныне Садовая), где выступал Шепелюк. Каждое выступление заканчивалось чтением стихов Некрасова. Поэзия Некрасова имела особенно сильное влияние на революционно настроенную интеллигенцию и молодёжь.
После событий октября 1917 года, в Стерлитамаке был создан Революционный комитет, который от имени Совета до июля 1918 года был исполнительным органом власти в городе и уезде.

* * *
Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями. Действовали во время гражданской войны в России, брали на себя всю полноту гражданской и военной власти.

* * *
Возглавил стерлитамакский ревком П. П. Шепелюк.

В качестве члена ревкома, в должности народного комиссара, А. А. Ивлев отвечал за социальное обеспечение, то есть снабжал самым необходимым солдаток, вдовиц, стариков, больных, сирых и убогих. Очевидно, что мой прадед был человеком честным, поскольку ему доверяли в единоличное распоряжение огромные суммы денег, драгоценностей и самых ходовых товаров. После его гибели, в сентябре 1918-го, в его доме не оказалось ничего ценного. Наследства от него, помимо дома, осталось не много: столярные инструменты, книги и вилки с деревянными ручками его работы. Потеряв кормильца, семья Ивлевых долгое время бедствовала.

Средства для социальной помощи нуждающимся в основном поступали за счёт конфискаций, реквизиций и контрибуций излишков товаров и наличности у купцов, крупных землевладельцев, бахчевников, заводчиков, перекупщиков, спекулянтов базарных. Такие формы налогообложения были установлены центральным правительством и не являлись самоуправством со стороны ревкома. После Октябрьской революции, до прихода Комуча, в Стерлитамаке не было анархии, вооружённых столкновений, грабежей и массовых беспорядков, тем более не было расстрелов.
Нота бене: ни один мирный человек не был убит по приказу ревкома.
Несколько нежилых каменных зданий, принадлежавших купцам, ревкомовцы конфисковали не для личного пользования, а для нужд отряда самообороны и аппарата городского и уездного управления, 600 человек солдат и матросов не могли оставаться на улице. Жилые дома не конфисковывались, только магазины, которые к тому времени уже почти не использовались по назначению. Всё руководство города и уезда и члены их семей продолжали жить в тех домах, которые они имели до революции. Разумное правление ревкома позволило избежать хаоса, разрухи и голода в условиях, когда старый, имперский аппарат управления рассеялся.

В октябре 1917-го к власти в Стерлитамаке пришли наиболее активные, организованные и безкорыстные люди, принявшие на себя всю полноту ответственности за город. Им удавалось вполне достойно поддерживать в городе законность и порядок. Было это ой как не просто, учитывая соседство со степным гуляй-полем, скопление в городе всяческого отребья (дезертиры и прочая пьянь, беглые уголовники), иностранных агентов, ультранационалистов, а также повальное пьянство по причине самогоноварения. Были в городе и военнопленные, и представители враждебных новой власти политических партий.
Дворянство, офицерство и старшее духовенство оставались в Стерлитамаке и жили достаточно вольно. Не хватало продовольствия, склады были разграблены ещё при Временном правительстве: как писали газеты, к моменту установления советской власти в городе " продовольственные склады пустовали, касса местного казначейства была разграблена".

В отличие от " профессиональных революционеров" верхушки партии, стерлитамакские партийцы не были одержимы жаждой власти. Для них мерилом правды были справедливость, равенство и готовность к самопожертвованию ради общего блага, во имя " светлого будущего". Все они отличались дисциплиной, организованностью, вели трезвый образ жизни, трудились, содержали семьи, имели детей. Как люди умные и достаточно образованные, они понимали необходимость перемен и имели несокрушимую уверенность в возможности переустройства общества на справедливых началах. Следует помнить, что они не ставили своей задачей изменение жизни в отдельно взятом городе, но мыслили и действовали как члены всероссийской организации, действующей в интересах огромной страны.

Члены ревкома понимали, что, в сложившейся тогда в Стерлитамаке ситуации, единство и координация действий важнее межпартийной борьбы и идеологических разногласий. Занимались они, в основном, экономическими проблемами. Вместе с «рабочим контролем» поддерживали нормальную работу предприятий, занимались лесосплавом, заготовкой дров. Чтобы накормить, одеть, обуть наиболее нуждающееся население, проводили конфискации излишков товаров и организацию общественных работ. Организовали народные школы, детские сады, общественные столовые и даже краеведческий музей.

Фанатизма, репрессий, массовых арестов и расстрелов с их стороны не было. Ни одно общественное или культовое здание при ревкоме не было сожжено или разграблено. Все православные храмы и мечети были открыты, духовенство пользовалось абсолютной свободой, независимо от настроя священнослужителей и их отношения к советской власти. К сожалению, среди исполнителей и вооружённых сторонников советской власти находились люди агрессивные, слабо-дисциплинированные, склонные к самоуправству. Они доставляли ревкому много хлопот.

Духовным и политическим лидером для революционеров Стерлитамака, несомненно, был П. П. Шепелюк, питерский рабочий-путиловец.

* * *
Официальная справка:
Шепелюк Павел Петрович (1870–18. 03. 1918+), первый председатель Стерлитамакского уездного ревкома, участник революции 1917 года. Был рабочим Путиловского завода (Петроград, впоследствии Ленинград, ныне Санкт-Петербург), с мая 1917-го работал механиком на Стерлитамакском лесозаводе. Являлся организатором группы РСДРП(б) в Стерлитамаке, вёл активную агитационную и пропагандистскую работу среди жителей города, а также среди крестьян Стерлитамакского уезда. В 1917-м возглавил рабочую секцию Совета рабочих и солдатских депутатов. В ноябре 1917-го был избран председателем уездного ревкома, который начал работу по созданию волостных Советов и осуществлению первых декретов Советской власти на территории уезда. Делегат 3-го Всероссийского съезда Советов (1918 год).

* * *
В Старом городе, на углу улиц Садовой и Халтурина, уже несколько лет зияет пустотой неухоженный участок земли. Многие горожане помнят, что не так давно здесь стоял аккуратный, ладный двухэтажный бревенчатый дом -- Дом Шепелюка. В этом доме жил с семьёй герой революции Павел Петрович Шепелюк. Отсюда его проводили в последний путь. Место его захоронения стало первым мемориалом Советской власти в Стерлитамаке, на краю бывшей Ярмарочной площади (ныне это мемориальный сквер имени Шепелюка, рядом с бывшим стадионом «Каучук»). Позже здесь захоронили его верных товарищей, членов Стерлитамакского ревкома. В советские времена этот сквер был местом паломничества учащихся ближайших школ. Здесь они давали Клятву пионеров.

* * *
После Февральской революции 1917-го, в стране сложилось двоевластие. Формально всем управляло Временное правительство и его представители на местах. По факту, власть принадлежала Советам рабочих и солдатских депутатов. Без одобрения Советов, Временное правительство не могло решить ни одного вопроса.

Большевики имели большое влияние в Петрограде. Армию контролировали эсеры, которые также заняли сильные позиции в Поволжье и на Урале. Нужно отметить, что Партия социалистов-революционеров (СР) была намного более многочисленной чем партия большевиков. В 1917 году численность эсеров перевалила за один миллион. Председатель Временного правительства, А. Ф. Керенский, был эсером. Эсеры всегда делали ставку на силу оружия и умело склоняли на свою сторону слабо образованные народные массы. Все свои проблемы они решали по принципу: «Нет человека -- нет проблемы», то есть посредством террора, политических убийств. Именно на эсерах лежит ответственность за повышение градуса противостояния и взаимного ожесточения в России в 1905-1917 годах. Но, в боевых действиях на фронтах гражданской войны, эсеры оказались жидковатыми в коленках. Как гласит русская пословица: «Камень в воду всяк бросит, да не всяк его вытащит».

Супруги Прозоровские, члены партии левых эсеров, прибыли по заданию партийного руководства в Стерлитамак в начале марта 1917 года, когда только-только начинал работу новый уездный орган самоуправления — Комитет общественных организаций. Эсеры имели большое влияние на солдат стерлитамакского гарнизона (солдаты в своей массе не были партийными, а те, кто были, состояли в партии эсеров). Вскоре В. Я. Прозоровский был избран председателем уездного Совнаркома. По роду занятий адвокат, бывший комиссар Временного правительства, Стерлитамак он знал поверхностно. В одежде и манерах придерживался стиля «а ля Керенский», был хорошим оратором, за словом, как говорится, в карман не лез и, как достаточно опытный политик, поддерживал товарищеские отношения с лидерами большевиков. В то время большевики и эсеры ещё ладили.

У Прозоровских было двое маленьких детей. Поселившись в Стерлитамаке, в тихом и безопасном тогда городе, они никак не ожидали, что вскоре попадут в смертельный водоворот гражданской войны.

Среди членов всех политических партий страны тогда преобладало устойчивое мнение о необходимости созыва Учредительного собрания, которое решило бы дальнейшую судьбу России.

В пасхальный понедельник 1917-го, в Петроград прибыл из-за границы, после долгого отсутствия, В. И. Ленин. Тут же, на Финляндском вокзале, с броневика, он обратился к «революционным массам» с призывом немедленно начать новую революцию, пролетарскую. Учредительное собрание объявлялось ненужным. Это, по сути, было объявлением гражданской войны.

Немедленно после смены курса, для усиления позиций большевиков на местах, из Петрограда были посланы наиболее грамотные, опытные товарищи, в основном рабочие. Среди них было много путиловцев.

Павел Петрович Шепелюк в Стерлитамак приехал в мае 1917 года из Петрограда, где работал на Путиловском заводе. Путиловский завод был ведущим предприятием России, численность работников на котором превышала 30 тысяч человек. Рабочих-путиловцев отличал высокий уровень профессионального мастерства, образованности и, как следствие, политической активности и сплочённости. Во время революций 1905 и 1917 годов, завод был оплотом большевистской партии, а слово " путиловец" стало синонимом понятия " революционер".

П. П. Шепелюк не был чужим в Стерлитамаке. Его старший сын, Анатолий, родился в Стерлитамаке, в 1908-м. Видимо, именно в тот год (возможно и раньше) Павел Петрович познакомился с моим прадедом, А. А. Ивлевым, и они стали не просто товарищами по партии, но и близкими друзьями. Судьбы их тесно переплелись.
Оба были из одного поколения (Павел Петрович на пять лет старше) и погибли в один и тот же год. Оба были членами партии большевиков с 1905 года, революционерами, народными комиссарами, членами Стерлитамакского ревкома. Оба принадлежали к рабочей элите. К их мнению прислушивались, как товарищи по работе, так и управленцы. Авторитет их был настолько высок, что даже по отношению к откровенно враждебным людям они действовали почти всегда уговорами, не прибегая к грубой силе, личного оружия не носили, хотя оно им полагалось по статусу.

У обоих было по трое детей, они были прекрасными семьянинами, любящими мужьями и отцами. Зрелые, вполне состоявшиеся личности, достойные уважения по всем показателям. Оба любили русскую классику, особенно поэзию Некрасова. Жили они совсем близко друг от друга, на соседних улицах и похоронены практически в одной могиле, примерно в трёхстах метрах от их домов. Оба погибли на посту, в окружении товарищей. Все их дети выжили, обзавелись семьями и потомство их умножилось. Объединёнными усилиями, они провели менее опытных товарищей через самое напряжённое и опасное для большевиков время, с середины лета до сентября 1917-го. В эти месяцы Временное правительство предприняло самые энергичные усилия для устранения большевиков от власти. Все руководители партии оказались либо в тюрьмах, либо в изгнании. Старые большевики, главным образом из рабочих, продолжали подготовку пролетарской революции, и к сентябрю 1917-го большевики уже контролировали Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в центре и на местах.

Рабочий класс в Стерлитамаке сформировался, как влиятельная группа, в конце 19 века. Столяры и плотники, пильщики и токари, слесари и механики, каменщики и маляры, грузчики и землекопы, пимокаты и красильщики, мукомолы и пекари легко находили общий язык. С начала революции в Стерлитамаке единственной легальной общественной вооружённой организацией была Красная гвардия -- боевая дружина, состоявшая из добровольцев, подчинялась она только ревкому.

В отечественной публицистике и, соответственно, в общественном мнении просматривается тенденция приравнять старую большевистскую гвардию к их наследникам, ничтожным перерожденцам, которые сначала извратили саму идею социализма, а в итоге, в 1991-м, предали свой народ и страну. Мало кто из наших современников представляет себе, какими были те люди, которые подготовили и совершили революцию 1917 года.

Большевизм был ничем иным, как стратегией модернизации. Под модернизацией понималось строительство социализма и трансформация человека, создание человека будущего. Конечной целью коммунистической системы изначально было изменение человеческой природы, чрез просвещение, воспитание принципиально нового человека. Первые большевики отрекались от старого мiра, построенного на насилии и несправедливости. Они имели мистическую веру в существование абсолютной правды, исполнению которой посвящали свои жизни. Стать большевиком до 1917 года можно было только чрез принятие строгих правил жизни и достижение высокого образовательного уровня. Большевики презирали весь идиотизм и закоснелость старого мiра эксплуататоров и обывателей, их жажду наживы и одержимость низменными страстями. Они не пили водку, не участвовали в примитивных развлечениях, противостояли побоям и насилию в обществе и в быту, активно защищали права женщин. Даже внешне большевики отличались от прочих людей, предпочитали скромную одежду тёмных тонов, высокие сапоги, не пользовались дорогими вещами. Представители интеллигенции, студенты и авторитетные лидеры часто носили бородки, пенсне.

До революции, большевиков было очень мало, в таком городе как Стерлитамак начала 20-го века все они прекрасно знали друг друга, поддерживали почти что родственные связи (многие по факту являлись родственниками), основанные на взаимной любви и уважении. Партийные собрания проводили на дому, в непринуждённой обстановке. Собрания не были формализованы, включали совместное чтение литературы, чаепитие, пели песни, играли в настольные игры.

Образование настоящего большевика состояло из осознанной, критической оценки собственной жизни и жизни других людей с точки зрения идеалов справедливости и правды. Обязательным было общее образование, особенно для рабочих. Время, проведённое в тюрьмах, на каторге и в ссылках, целиком посвящалось обучению, в том числе и общеобразовательным предметам (математика, физика и пр. ). Более образованные товарищи обучали менее образованных. Широко практиковалось совместное чтение книг, особенно русской классики. Старых большевиков было очень мало, но это была реальная сила. Основная часть большевиков находилась в Петрограде.

Старые большевики не были террористами. По этой части преуспели эсеры. Как сказал В. И. Ленин, после казни своего старшего брата-народовольца А. Ульянова: " Мы пойдём другим путём". Это был путь агитации и пропаганды, подготовки к взятию власти. Начиная с июля 1918 года, большевики уже официально назывались коммунистами и перешли к активной борьбе за сохранение власти.
Рабочие, до 1918-го, уважительно именовались «рабочим классом». С введением военного коммунизма, в конце 1918-го, они стали официально именоваться «рабочая сила» или «рабсила».

В короткий период, после февраля 1917-го и до сентября 1918-го, в новой России существовала абсолютная свобода, не имеющая аналогов в истории человечества. Это было прямое самоуправление рабочих на заводах и фабриках, солдат в армии, крестьян в деревнях.

В России тогда свободно действовали 11 политических партий, 12 влиятельных, независимых от Временного правительства организаций, например: Советы, думы, земства, участвовавшие в управлении страной и 7 мощных объединений граждан, активно участвовавших во всех событиях (в их числе Красная гвардия и Белая гвардия). Шаги к независимости, вплоть до отдельно взятой деревни, никак не пресекались.

Только во время гражданской войны, начиная с сентября 1918-го, большевики приняли идею единого государства с центральным правительством.
«Старая гвардия» большевиков погибла в революционных бурях и на полях сражений гражданской войны. На смену им приходила молодёжь, выдвиженцы из комсомола, по происхождению, как правило, из крестьян, с минимальным образованием на уровне курсов ликбеза, амбициозные, безкомпромиссные, лишённые сострадания к кому бы то ни было, «отолстевшие сердцем». Многие из них прошли через безумие 1-й мiровой и гражданской войн, имели проблемы с психикой. Яркий пример – трагическая судьба хорошо известного в Стерлитамаке писателя Аркадия Гайдара, талантливейшего детского писателя.

По прибытии в Стерлитамак в мае 1917-го, Шепелюки поселились в доме Басманникова, на Старо-Ашкадарской улице. Впоследствии это был дом 135 на улице Халтурина. Занимали они квартиру из 6 комнат, а всего в доме было три квартиры, в одной из которых жил сам Басманников с семьёй. Двухэтажный, бревенчатый, наборный дом городского типа стоял на СЗ углу улиц Соборной (Садовой) и Старо-Ашкадарской (Халтурина). Местоположение исключительно удобное: всё необходимое — в шаговой доступности: Народный дом, штаб Красной гвардии, типография и редакция, школа, собор, базар и, конечно, Ашкадар. Дом достаточно интересный, простоял больше ста лет, снесён несколько лет назад. Жаль, он имел полное право быть причисленным к памятникам архитектуры, как памятник деревянного зодчества. Схожий с ним Дом мещанина Пояркина, нынешний адрес: улица Карла Маркса, 122, того же класса и возраста, официально признан памятником деревянного зодчества, причём, на мой взгляд, по исторической ценности он значительно уступает Дому Шепелюка.

Для детей Шепелюков, выросших в рабочих каменных кварталах Петербурга, с постоянными дождями, холодным ветром, промозглой погодой, Стерлитамак стал настоящей «землёй обетованной». Город в те времена был, по сути, степным курортом. Чистейшие воздух и вода, купание, рыбалка, горячее солнце, поразительной красоты горы-шиханы, привольная степь. После голодного Петрограда — прекрасные, лучшие в мiре хлеб, мёд, молочные продукты. Свежайшие рыба ценных пород и мясные продукты были доступны таким высококлассным, хорошо оплачиваемым специалистам, как Шепелюк и мой прадед, в достаточном количестве. Крестьяне всегда, даже в самые голодные годы, охотно обменивали плоды своего труда на услуги механиков и столяров. Пригородные бахчи поставляли местные арбузы. Рыбалка на Ашкадаре была просто сказочной, грибы, ягоды — в изобилии.
Благодаря местоположению на очень важных тогда в Стерлитамаке улицах, обитатели дома были в курсе всех важных событий. Старо-Ашкадарская улица была частью Оренбургского тракта, одного из самых древних и самых важных маршрутов не только России, но и всей Евразии. Никакого другого транспорта, кроме гужевого, в Стерлитамаке тогда не было. Но лошадей было в избытке. Посыльные, вестовые, курьеры на взмыленных лошадях проносились по дороге со срочными сообщениями. Поток, состоявший из местных крестьян, доставлявших товары и продовольствие на три торговые площади и групп кочевников; беженцы, воинские команды, казаки, табуны скота и лошадей двигались по Старо-Ашкадарской улице, под окнами дома Шепелюка.

Несколько менее насыщенное, но также увлекательное зрелище представляли собой потоки по улице Соборной (Садовой). Утром и вечером с великим рёвом проходил стерлитамакский табун. Хозяйки торопились на базар, на реку полоскать бельё. Воинские команды с песнями проходили и проезжали на полигон и ипподром за Ашкадаром и обратно. По воскресеньям и праздникам, под колокольный звон, прихожане торопились к центральному собору Казанской Божией Матери. В жаркие дни горожане, особенно детвора, стремились вниз, к Ашкадару, чтобы искупаться. Летними вечерами гуляющие пары спускались к Ашкадару, чтобы насладиться речной прохладой и поглазеть на суда у причала, прокатиться на катерах и лодках. Тогда было принято обязательно приветствовать друг друга при встрече, даже если вы не были знакомы. Иногда завязывался короткий разговор, обменивались новостями.
При П. П. Шепелюке и А. А. Ивлеве, Стерлитамакский Совет был максимально автономным и практически не контролировался из центра. Очень многое зависело от личностей лидеров. С ними шли на переговоры, верили их слову. То, что они удержали город от анархии, голода, массовых погромов, поджогов, убийств и грабежей, говорит о многом, в первую очередь указывает на авторитет руководителей, их высокие моральные качества. Поставленных целей они добивались не грубой силой, а убеждениями и силой авторитета, в том числе и центральной власти, которую они тогда представляли. Никакого «красного террора» в Стерлитамаке при них не было.

В Стерлитамаке никогда не было центробежных и сепаратистских настроений. Купечество, лидеры мусульманского движения, староверы и умеренные националисты были достаточно разумными реалистами и прекрасно понимали, что сохранение сильной России отвечает их интересам.

После Октябрьской революции большевики усилили своё влияние в городе, но действовали осторожно, избегая ненужных конфликтов. Для сравнения, в соседнем губернском городе Оренбурге, авантюрные, непродуманные действия оренбургского ревкома вылились в тяжёлый конфликт с казачеством, что осложнило и положение Стерлитамака.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.