Картина Карла Брюллова «Всадница» (1832) - поэтическая дуэль
Картина Карла Брюллова «Всадница» (1832) - поэтическая дуэль
Стих №1
Однажды, двести лет назад, Была я дочерью графини – Спина прямая, гордый взгляд Лазурно-яркий, свеже-синий… Однажды я была юна, Легка, прекрасна, как цветок. Я выезжала после сна Туда, где багровел восток. И подо мной орловский конь, Сияя блеском черноты, Был полон силы. Только тронь – И он в секунду три версты Преодолеет, взяв галоп… И вот однажды на прогулке Ему я приказала «стоп» В усадьбы тихом закоулке… Здесь было тихо ранним днём, И был балкона низкий выступ – И вот сестра моя на нём Вдруг появилась в платье чистом, Блестящем, будто розы цвет. Кудряшки, завитые туго Вокруг красивого лица Подпрыгнули слегка, упруго, Румянец – нежная пыльца, Кружавчик новых панталон Белел воздушностью зефира… Я для сестренки – эталон, Во мне нашла она кумира. Взирала восхищенно вверх, На шелк наряда моего, Я для сестренки – лучше всех! Я образ светлого всего. Но много времени прошло, Сменила я страну, эпоху… Я помню – было хорошо. И пусть сейчас порой всё плохо, Я помню этот детский взгляд, С восторгом что меня касался… Пусть это было двести лет назад, Но графский дух во мне остался.
***
Cтихотворение состоит из 41 строки (многостишие)
Стихи астрофические (без разделения на строфы)
Рифмы:
Назад – графини – взгляд – синий Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск Рифмовка: aBaB
Юна – цветок – сна – восток Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск Рифмовка: abab
Конь – черноты – тронь – версты Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск Рифмовка: abab
Галоп – прогулке – стоп – закоулке Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск Рифмовка: aBaB
Днём – выступ – нём – чистом Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск Рифмовка: aBaB
Цвет – туго – лица – упруго – пыльца Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск – мужск Рифмовка: aBcBc
Панталон – зефира – эталон – кумира Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск Рифмовка: aBaB
Вверх – моего – всех – всего Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск Рифмовка: abab
Прошло – эпоху – хорошо – плохо Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск Рифмовка: aBaB
Взгляд – касался – назад – остался Клаузулы: мужск – женск – мужск – женск Рифмовка: aBaB
***
Однажды двести лет назад -! -! -! -! (8 слогов) Была я дочерью графини -! ! ! -- -! - (9 слогов) Спина прямая гордый взгляд -! -! -! -! (8 слогов) Лазурно яркий свеже синий -! -! -! -! - (9 слогов) Однажды я была юна -! -! -! -! (8 слогов) Легка прекрасна как цветок -! -! -! -! (8 слогов) Я выезжала после сна ! --! - -! ! (8 слогов) Туда где багровел восток -! ! --! -! (8 слогов) И подо мной орловский конь ! ! -! -! -! (8 слогов) Сияя блеском черноты -! -! - --! (8 слогов) Был полон силы Только тронь ! ! -! -! -! (8 слогов) И он в секунду три версты ! ! -! -! -! (8 слогов) Преодолеет взяв галоп ---! -! -! (8 слогов) И вот однажды на прогулке ! ! -! -! -! - (9 слогов) Ему я приказала стоп -! ! --! -! (8 слогов) В усадьбы тихом закоулке -! -! - --! - (9 слогов) Здесь было тихо ранним днём ! ! -! -! -! (8 слогов) И был балкона низкий выступ ! ! -! -! -! - (9 слогов) И вот сестра моя на нём ! ! -! -! ! ! (8 слогов) Вдруг появилась в платье чистом ! --! -! -! - (9 слогов) Блестящем будто розы цвет -! -! -! -! (8 слогов) Кудряшки завитые туго -! - -! --! - (9 слогов) Вокруг красивого лица -! -! -- -! (8 слогов) Подпрыгнули слегка упруго -! -- -! -! - (9 слогов) Румянец нежная пыльца -! -! -- -! (8 слогов) Кружавчик новых панталон -! -! - --! (8 слогов) Белел воздушностью зефира -! -! -- -! - (9 слогов) Я для сестренки эталон ! ! -! - --! (8 слогов) Во мне нашла она кумира ! ! -! -! -! - (9 слогов) Взирала восхищенно вверх -! - --! -! (8 слогов) На шелк наряда моего ! ! -! - --! (8 слогов) Я для сестренки лучше всех ! ! -! -! -! (8 слогов) Я образ светлого всего ! ! -! -- -! (8 слогов) Но много времени прошло ! ! -! -- -! (8 слогов) Сменила я страну эпоху -! -! -! -! - (9 слогов) Я помню было хорошо ! ! -! - --! (8 слогов) И пусть сейчас порой всё плохо ! ! -! -! ! ! - (9 слогов) Я помню этот детский взгляд ! ! -! -! -! (8 слогов) С восторгом что меня касался -! -! -! -! - (9 слогов) Пусть это было двести лет назад ! ! -! -! -! -! (10 слогов) Но графский дух во мне остался ! ! -! ! ! -! - (9 слогов)
***
од-НАЖ/-ды, ДВЕС/-ти ЛЕТ/ на-ЗАД/, бы-ЛА/ я ДО/-черь-ю/ гра-ФИ/-ни – спи-НА/ пря-МА/-я, ГОР/-дый ВЗГЛЯД/ ла-ЗУР/-но-ЯР/-кий, СВЕ/-же-СИ/-ний…
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.
Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.
Схема пиррихия: _ _
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:
_! / _! / _! / _! / _! / _! / _ _ / _! / _ _! / _! / _! / _! / _! / _! / _! / _! / _
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия:
Однажды, двести лет назад, Была я дочерью графини –
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора:
Кружавчик новых панталон Белел воздушностью зефира…
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет:
Спина прямая, гордый взгляд Лазурно-яркий, свеже-синий …
(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )
- сравнение:
Однажды я была юна, Легка, прекрасна, как цветок.
Вдруг появилась в платье чистом, Блестящем, будто розы цвет.
(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )
- анафора:
Однажды, двести лет назад, Была я дочерью графини – Спина прямая, гордый взгляд Лазурно-яркий, свеже-синий… Однажды я была юна, Легка, прекрасна, как цветок. Я выезжала после сна Туда, где багровел восток.
( Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. )
***
Стихотворение написано со сбоем в чередовании клаузул, отсюда происходит нарушение в количестве слогов. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины.
Итог:
|