Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Виктора Васнецова «Спящая Царевна» (1880е) - поэтическая дуэль



Картина Виктора Васнецова «Спящая Царевна» (1880е) - поэтическая дуэль

Стих №1

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА.

Ясным днём, не ночью тёмной,
Светлый терем погружён
В сон, но рано или поздно,
Возвратится к жизни он.

В позах лёгких, безмятежных
И с улыбкой на устах,
В ярких праздничных одеждах,
Прямо в туфельках, лаптях.

Сон бездонно невесомый,
Без движения ресниц,
Охраняет лес еловый
Двести лет без пенья птиц.

Крепки колдовские чары,
А царевна ждёт и ждёт,
Может снятся ей кошмары,
В половицах мак цветёт.

Неужели не успеет
Юное прочесть дитя
Книгу жизни и истлеет,
Двух ступеней не пройдя.

Сон пришёл как гость непрошен,
Закрутив веретено,
Злою Марой отгорожен
Счёт за тайное окно.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тёмной – погружён – поздно – он
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная  

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: безмятежных - устах – одеждах – лаптях  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: невесомый – ресниц – еловый – птиц  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: чары – ждёт – кошмары – цветёт  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: успеет – дитя – истлеет – пройдя  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная  

6-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: непрошен – веретено – отгорожен – окно  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

***

Ясным днём не ночью тёмной
! -! ! ! -! - (8 слогов)
Светлый терем погружён
! -! - --! (7 слогов)
В сон но рано или поздно
! ! ! -! -! - (8 слогов)
Возвратится к жизни он
--! -! -! (7 слогов)
В позах лёгких безмятежных
! -! - --! - (8 слогов)
И с улыбкой на устах
! -! -! -! (7 слогов)
В ярких праздничных одеждах
! -! -- -! - (8 слогов)
Прямо в туфельках лаптях
! -! -- -! (7 слогов)
Сон бездонно невесомый
! -! - --! - (8 слогов)
Без движения ресниц
! -! -- -! (7 слогов)
Охраняет лес еловый
--! -! -! - (8 слогов)
Двести лет без пенья птиц
! -! ! -! ! (7 слогов)
Крепки колдовские чары
! - --! -! - (8 слогов)
А царевна ждёт и ждёт
! -! -! ! ! (7 слогов)
Может снятся ей кошмары
! -! -! -! - (8 слогов)
В половицах мак цветёт
--! -! -! (7 слогов)
Неужели не успеет
--! -! -! - (8 слогов)
Юное прочесть дитя
! -- -! -! (7 слогов)
Книгу жизни и истлеет
! -! -! -! - (8 слогов)
Двух ступеней не пройдя
! -! -! -! (7 слогов)
Сон пришёл как гость непрошен
! -! ! ! -! - (8 слогов)
Закрутив веретено
--! ---! (7 слогов)
Злою Марой отгорожен
! -! - --! - (8 слогов)
Счёт за тайное окно
! ! ! -- -! (7 слогов)

***

ЯС-ным/ ДНЁМ, не/ НОЧЬ-ю/ ТЁМ-ной/,
СВЕТ-лый/ ТЕ-рем/ ПОГ-ру/-ЖЁН
в СОН, но/ РА-но/ И-ли/ ПОЗД-но/,
воз-вра/-ТИТ-ся/ к ЖИЗ-ни/ ОН.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем с применением безударного пиррихия.

Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «! » (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема: ! _

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

! _ /! _ /! _ /! _ /
! _ /! _ /! _ /!
! _ /! _ /! _ /! _ /
_ _ /! _ /! _ /!

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Ясным днём, не ночью тёмной,
Светлый терем погружён
В сон, но рано или поздно,
Возвратится к жизни он.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Сон бездонно невесомый,
Без движения ресниц,
Охраняет лес еловый
Двести лет без пенья птиц.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

В позах лёгких, безмятежных
И с улыбкой на устах,
В ярких праздничных одеждах,
Прямо в туфельках, лаптях.

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Сон пришёл, как гость, непрошен

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Виктора Васнецова «Спящая Царевна». Однако в плане сюжета данное произведение проигрывает Стихотворению №2 и не столь яркое.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.