Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Он спросил однажды беса: “Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я - свят, то, – что я не спасусь?”. Бес насмешливо ответил: “Мы никогда правды не говорим”…



  Он спросил однажды беса: “Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я - свят, то, – что я не спасусь? ”. Бес насмешливо ответил: “Мы никогда правды не говорим”…

 преподобный Силуан Афонский

24 сентября (по нов. ст. )

Один из величайших святых XX века — преподобный Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов, 1866-1938).

Детство и молодые годы

Отец Семена, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды, в праздничный день, с особенным удовольствием он пригласил к себе некоего книгоношу, надеясь от него, как человека “книжного, ” узнать что-либо новое и интересное, ибо томился он своей “темнотой” и жадно тянулся к знанию и просвещению. В доме гостю были предложены чай и еда. Маленький Семен, которому было не более 4-х лет, внимательно прислушивался к беседе. Книгоноша доказывал отцу, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова: “Где Он, Бог-то? ” и он подумал: “Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога”. Когда гость ушел, то Семен сказал отцу: “Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет. ” На это отец сказал: ” Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его”. Но ответ отца не изгладил из души мальчика сомнения.

Около 15 лет прошло с тех пор. Семен вырос, стал большим здоровым парнем и работал неподалеку от их села, в имении князя Трубецкого. Работали артелью, Семен в качестве столяра. У артельщиков была кухарка, деревенская баба. Однажды она ходила на богомолье и посетила могилу замечательного подвижника – затворника Иоанна Сезеновского (1791-1839). По возвращении она рассказала о святой жизни затворника и о том, что на его могиле бывают чудеса. Некоторые из присутствующих подтвердили рассказы о чудесах, и все говорили, что Иоанн был святой человек. Слыша эту беседу, Семен подумал: “Если он - святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле – искать Его”, и при этой мысли юное сердце загорелось любовью к Богу.

После того как Семен почувствовал себя обретшим веру, ум его прилепился к памяти Божией, и он много молился с плачем. Тогда же он ощутил в себе внутреннее изменение и влечение к монашеству. В то время он даже просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру, но отец категорически ответил: “Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти”. В таком необычном состоянии Семен пробыл три месяца; затем оно отступило от него, и он снова стал водить дружбу со своими сверстниками, гулять с девками за селом, пить водку, играть на гармонике, и вообще жить подобно прочим деревенским парням.

Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, Семен наслаждался жизнью. В селе его любили за хороший миролюбивый и веселый характер, а девки смотрели на него, как на завидного жениха. Сам он увлекся одною из них и, прежде чем был поставлен вопрос о свадьбе, в поздний вечерний час с ними произошло “обычное”. На следующий день утром, когда он

 

--------------------------------------------------------- ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ ------------------------------------------------------------- 2

работал с отцом, тот тихо сказал ему: “Сынок, где ты был вчера, болело сердце моё. ” Эти кроткие слова отца запали в душу Семена, и позднее, вспоминая его, Старец говорил: “Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, и даже “Отче наш” читал с ошибкой, говорил “днесть” вместо “днесь”, заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек”.

Когда Старца Силуана после рассказа об этом случае из его молодости спросили, почему же он не женился на той девушке, с которой у него была связь и которую он искренне любил, он ответил: «Когда мне захотелось пойти в монахи, то я много просил Бога устроить так, чтобы я мог спокойно это сделать, и Бог все так хорошо устроил. Я ушел в солдаты, а за это время один купец-хлеботорговец приехал в наше село для закупки хлеба; увидав ту девушку в хороводе, что она красивая, стройная, хорошо поет и очень веселая, он полюбил и взял ее замуж. Они были счастливы и имели много детей».

 Семен был весьма большой физической силы. Голыми руками Семен мог брать горячий чугун со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака он мог перебить довольно толстую доску. Он поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару, и в холод, он мог есть очень помногу и много работать.

Но эта сила, которая позднее послужила ему для совершения многих исключительных подвигов, в то время была причиной его самого большого греха, за который он принес чрезвычайное покаяние. Однажды, в престольный праздник села, днем, когда все жители весело беседовали возле своих изб, Семен с товарищами гулял по улице, играя на гармонике. Навстречу им шли два брата – сапожники села. Старший – человек огромного роста и силы, большой скандалист, был “навеселе”. Когда они поравнялись, сапожник насмешливо стал отнимать гармошку у Семена; но он успел передать её своему товарищу. Стоя против сапожника, Семен уговаривал его “проходить” своей дорогой, но тот, намереваясь, по-видимому, показать своё превосходство над всеми парнями села в такой день, когда все девки были на улице и со смехом наблюдали сцену, набросился на Семена. И вот, как рассказывал об этом сам Старец:

– Сначала я подумал уступить, но вдруг стало мне стыдно, что девки будут смеяться, и я сильно ударил его в грудь; он далеко отлетел от меня и грузно повалился навзничь посреди дороги; изо рта его потекла пена и кровь. Все испугались и я; думаю: убил. И так стою. В это время младший брат сапожника взял с земли большой булыжник и бросил в меня, я успел увернуться; камень попал мне в спину, тогда я сказал ему: “Что ж, ты хочешь, чтоб и тебе то же было? ” – и двинулся на него, но он убежал. Долго пролежал сапожник на дороге; люди сбежались и помогали ему, омывали холодной водой. Прошло не менее получаса прежде, чем он смог подняться, и его с трудом отвели домой. Месяца два он проболел, но, к счастью,  остался жив, мне же потом долго пришлось быть осторожным: братья сапожника со своими товарищами по вечерам с дубинками и ножами подстерегали меня в закоулках, но Бог сохранил меня.

Так в шуме молодой жизни начал уже заглушаться в душе Семена первый зов Божий к монашескому подвигу, но избравший его Бог снова воззвал его уже

 

--------------------------------------------------------- ПРП. СИЛУАН АФОНСКИЙ ------------------------------------------------------------- 3

Фото: http: //12millionov. com/10-samyx-opasnyx-zmej-v-mire. html
некоторым видением. Однажды, после нецеломудренно проведенного времени, он задремал и в состоянии легкого сна увидел, что змея через рот проникла внутрь его. Он ощутил сильнейшее омерзение и проснулся. В это время он слышит слова: “Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь. ” Семен никого не видел. Он слышал лишь произнесший эти слова голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычный. Действие, им произведенное, при всей своей тихости и сладости было потрясающим. По глубокому и несомненному убеждению старца – то был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения.

Этот вторичный зов имел уже решающее значение на выбор дальнейшего пути. Семен ощутил глубокий стыд за свое прошлое и начал горячо каяться перед Богом. Решение по окончании военной службы уйти в монастырь вернулось с умноженной силой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.