Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Михаила Александровича Зичи «Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны» (1867) - поэтическая дуэль



Картина Михаила Александровича Зичи «Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны» (1867) - поэтическая дуэль

Стих №1

Свершилось: я с избранницей своей
Стою рука в руке пред алтарём.
Нам солнцем светят тысячи свечей,
Тропарь во славу Господа поём.

Круг третий. Символ вечности творим
И бесконечности любви в земном раю.
Чудесный этот миг неповторим,
И счастья своего я не таю.

Величественный, царственный собор
Гостями полон, здесь весь высший свет.
Глядят на подвенечный твой убор,
Хотят услышать в верности обет.

Родители, дыханье затая,
На таинство взирают в стороне.
Им радостно, что ты, судьба моя,
Свою судьбу сейчас вручаешь мне.

Благослови же, Боже, наш союз!
Из врат собора вместе мы пойдём
По жизни до конца и наших уз
Священных никогда не разорвём.

***

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: своей – алтарём – свечей – поём
Клаузулы: мужск – мужск – мужск - мужск
Рифмовка: abab - перекрёстная

2-я cтрофа – 4  строки, четверостишие.
Рифмы: творим – раю – неповторим – таю  
Клаузулы: мужск – мужск – мужск - мужск
Рифмовка: abab - перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: собор – свет – убор – обет  
Клаузулы: мужск – мужск – мужск - мужск
Рифмовка: abab - перекрёстная

4-я cтрофа – 4  строки, четверостишие.
Рифмы: затая – стороне – моя – мне  
Клаузулы: мужск – мужск – мужск - мужск
Рифмовка: abab - перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: союз – пойдём – уз – разорвём
Клаузулы: мужск – мужск – мужск - мужск
Рифмовка: abab – перекрёстная  

***

Свершилось я с избранницей своей
-! -! -! -- -! (10 слогов)
Стою рука в руке пред алтарём
-! -! -! ! --! (10 слогов)
Нам солнцем светят тысячи свечей
! ! -! -! -- -! (10 слогов)
Тропарь во славу Господа поём
-! ! ! - --! -! (10 слогов)
Круг третий Символ вечности творим
! ! -! -! -- -! (10 слогов)
И бесконечности любви в земном раю
! --! -- -! -! -! (12 слогов)
Чудесный этот миг неповторим
-! -! -! ---! (10 слогов)
И счастья своего я не таю
! ! - --! ! ! ! - (10 слогов)
Величественный царственный собор
-! ---! -- -! (10 слогов)
Гостями полон здесь весь высший свет
-! - -! ! ! ! -! (10 слогов)
Глядят на подвенечный твой убор
-! ! --! -! -! (10 слогов)
Хотят услышать в верности обет
-! -! -! -- -! (10 слогов)
Родители дыханье затая
-! -- -! - --! (10 слогов)
На таинство взирают в стороне
! ! -- -! - --! (10 слогов)
Им радостно что ты судьба моя
! ! --! ! -! -! (10 слогов)
Свою судьбу сейчас вручаешь мне
-! -! -! -! -! (10 слогов)
Благослови же Боже наш союз
---! ! ! -! -! (10 слогов)
Из врат собора вместе мы пойдём
! ! -! -! -! -! (10 слогов)
По жизни до конца и наших уз
! ! -! -! ! ! -! (10 слогов)
Священных никогда не разорвём
-! - --! ! --! (10 слогов)

***

свер-ШИ/-лось: Я/ с из-БРАН/-ни-цей/ сво-ЕЙ/
сто-Ю/ ру-КА/ в ру-КЕ/ пред ал/-та-РЁМ/.
нам СОЛН/-цем СВЕ/-тят ТЫ/-ся-чи/ све-ЧЕЙ/,
тро-ПАРЬ/ во СЛА/-ву ГОС/-по-да/ по-ЁМ/.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Нам солнцем светят тысячи свечей

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Им радостно, что ты, судьба моя,
Свою судьбу сейчас вручаешь мне.

По жизни до конца и наших уз
Священных никогда не разорвём

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Величественный, царственный собор,

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Нам солнцем светят тысячи свечей

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

- гипербола:

Нам солнцем светят тысячи свечей

(Гипербола – преувеличение)

- риторическое восклицание:

Благослови же, Боже, наш союз!

(Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность)

***

Стихотворение написано с небольшим сбоем в количестве слогов, хотя читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Михаила Александровича Зичи.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.