Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2. Смена научных парадигм – закон развития науки



Тема 2. Смена научных парадигм – закон развития науки

(2 часа)

Цель: Сформировать у студентов-магистров представление о научных революциях как перестройках оснований науки; о научных революциях в истории гуманитарных наук (педагогики); понятие научной и образовательной парадигмы.

Занятие проводится в форме информационного проекта по теме «Основные модели развития науки»,   вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-магистрам критически осмыслить основные подходы к проблеме развития науки: кумулятивные концепции (Г. Спенсер, О. Конт и др. ) и некумулятивные концепции (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос).

Опорные понятия: парадигма, научное сообщество, научная революция, несоизмеримость парадигм, научные традиции; этапы развития науки.

Вопросы для осмысления:

1.  Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна. Этапы развития науки.

- Какова, по словам Т. Куна, цель его работы «Структура научных революций»?

- Какой подход к пониманию сущности науки и истории ее развития критикует Т. Кун? Какие аргументы Вы бы привели, выступая оппонентом Т. Куна?

- Какие смыслы Т. Кун вкладывает в понятие «парадигма»? С какой целью он предлагает термин «дисциплинарная матрица»?

- Раскройте содержание основных понятий, введенных Т. Куном в научный оборот: «парадигма», «научное сообщество», «аномалии», «экстраординарная наука», «нормальная наука», «научная революция», «дисциплинарная матрица», «головоломки».

- Кратко охарактеризуйте основные этапы (стадии) развития науки по Т. Куну.

- Почему Т. Кун сравнивает изменения взглядов ученых в результате научной революции с переключением зрительного гештальта?

- Приложимо ли, на Ваш взгляд, понятие «парадигма» к педагогике? Докажите (или опровергните) парадигмальный характер развития педагогики.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.