|
|||
Тема 2. Смена научных парадигм – закон развития наукиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 2. Смена научных парадигм – закон развития науки (2 часа) Цель: Сформировать у студентов-магистров представление о научных революциях как перестройках оснований науки; о научных революциях в истории гуманитарных наук (педагогики); понятие научной и образовательной парадигмы. Занятие проводится в форме информационного проекта по теме «Основные модели развития науки», вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-магистрам критически осмыслить основные подходы к проблеме развития науки: кумулятивные концепции (Г. Спенсер, О. Конт и др. ) и некумулятивные концепции (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос). Опорные понятия: парадигма, научное сообщество, научная революция, несоизмеримость парадигм, научные традиции; этапы развития науки. Вопросы для осмысления: 1. Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна. Этапы развития науки. - Какова, по словам Т. Куна, цель его работы «Структура научных революций»? - Какой подход к пониманию сущности науки и истории ее развития критикует Т. Кун? Какие аргументы Вы бы привели, выступая оппонентом Т. Куна? - Какие смыслы Т. Кун вкладывает в понятие «парадигма»? С какой целью он предлагает термин «дисциплинарная матрица»? - Раскройте содержание основных понятий, введенных Т. Куном в научный оборот: «парадигма», «научное сообщество», «аномалии», «экстраординарная наука», «нормальная наука», «научная революция», «дисциплинарная матрица», «головоломки». - Кратко охарактеризуйте основные этапы (стадии) развития науки по Т. Куну. - Почему Т. Кун сравнивает изменения взглядов ученых в результате научной революции с переключением зрительного гештальта? - Приложимо ли, на Ваш взгляд, понятие «парадигма» к педагогике? Докажите (или опровергните) парадигмальный характер развития педагогики.
|
|||
|