|
|||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия»Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия» Срок реализации программы ( на 2018-2019 учебный год) Составитель: Керн А. В. Пояснительная записка. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. Евгений Шварц Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, к Тематический план кружковой работы « В гостях у сказки» предназначен для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, игры драматизации по сказкам, чтение сказок, фольклора, конкурс чтецов, викторины, игры на звукоподражание, игры-фантазии. Данная программа предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения. Цели и задачи кружка: Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми; Задачи: Для детей: Ø познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения; Ø воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; Ø развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; Ø воспитывать чувства дружбы и коллективизма; Ø побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Ø снизить уровень тревожности и агрессивности; Ø развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Следует отметить особенности выбора сказки: используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Репка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора»; «Гуси – лебеди»; «Хаврошечка» и т. д. Ø сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; Ø возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия: Ø наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, канцтовары); Ø практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д. ); Ø консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки); Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются: Ø диалоговые взаимоотношения, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки; Ø взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки; Ø насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки; Основные этапы применения сказкотерапии. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме. Для родителей: Ø создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка; Ø развитие совместного творчества родителей и детей; Ø развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; Ø заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии. Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. Занятия с детьми проводятся в течении одного года в объеме 34 часа с интервалом 1 раз в неделю во второй половине дня с старшей группой детей. Предполагаемый результат: Ø развитие интереса к русской литературе; Ø развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; Ø совершенствование выразительности и связной речи детей; Ø содействие творческому развитию детей; Ø развитие эмоциональной отзывчивости; Ø гармонизация отношений между взрослыми и детьми. Основные этапы реализации кружка: Подготовительный: Ø опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки; Ø обсуждение кружковой деятельности, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации кружка. Совместная деятельность детей и воспитателя: 1. Чтение сказок, фольклора; Самостоятельная деятельность детей: 1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок; 2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд). Совместная деятельность детей и родителей: 1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам; 2. Заучивание отрывков из сказок; 3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам; 4. Изготовление костюмов для игр- драматизаций; Заключительный этап: 1. Оформление выставки «По дорогам русских сказок»; 2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки! »; 3. Подведение итогов кружковой деятельности.
|
|||
|