записки. проскомидия. дискос
записки
Сколько бы записок ни было, все они прочитываются. Об этом, наверное, не стоило бы и говорить, – разве это не само собой разумеется, если бы не постоянные подозрительные вопросы наших бабушек: «Батюшка, а мою-то прочитали? »
Основную массу записок, конечно, читает не священник. У него на это просто нет времени, а помощники – чтецы и пономари, которых в алтаре бывает немало.
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image101.jpg)
проскомидия
Где бы Литургия ни совершалась – в храме или на улице, – всегда проскомидия совершается обычным порядком. В 2006 году в соборе, где служит автор этих строк, произошел пожар. Верующим пришлось несколько дней молиться на улице. На фотографии мы видим проскомидию перед началом Литургии, которая совершается на паперти собора.
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image103.jpg)
Закончив проскомидию, священник переворачивает просфору, из которой он вынимал частицы о здравии, и вынимает частицу за… себя самого: «Помяни, Господи, и моенедостоинство…»
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image105.jpg)
дискос
Все частицы ссыпаются на дискос, к Агнцу. Весь мир – и живые, и усопшие, – таким образом, оказывается вовлеченным в священнодействие. Весь мир приводится церковной молитвой ко Христу. Мы кладем частицы, вынутые за конкретных людей, святых и несвятых, живых и уже отшедших в иной мир, на дискос, в центре которого лежит Частица, которой предстоит стать Телом Христовым. И позже, когда хлеб станет Хлебом – Телом Господа и Спасителя нашего, Распятого и Воскресшего, – все частицы, все, кого поминали, окажутся возле Самого Настоящего живого Христа. А в конце Литургии все эти частицы опустят в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи здепоминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».
– Есть люди, которых мы не можем поминать во время проскомидии? – Да. Из живых – это нехристиане (то есть, люди некрещеные), еретики, раскольники и люди, отлученные от Церкви. Из усопших – это те же плюс самоубийцы.
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image107.jpg)
часы
В то время, когда в алтаре священник совершает проскомидию, перед самой Божественной литургией, чтец на клиросе, то есть, на возвышенной площадке перед алтарем читает часы. Часами называется небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, тропарей и некоторых молитв. Еще в Иерусалимском Храме, в ветхозаветные времена, четыре раза в день через равные промежутки времени Богу воссылалась молитва. Таким образом, Богу посвящалось как бы само течение времени жизни человеческой. В Новом Завете эта практика не исчезает, но переосмысляется и дополняется. Для нас регулярное ежедневное воспоминание о Боге связывается с воспоминанием самого великого, и прекрасного о чем можно помыслить: с Пришествием в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его искупительной Смертью, Воскресением и дарованием верующим во Христа благодати Святого Духа.
Существуют службы первого, третьего, шестого и девятого часов. Перед Божественной литургией совершаются третий и шестой часы. Прихожане «со стажем» знают, что, пока чтец что-то перед Литургией читает, под этот приятный, благочестивый «аккомпанемент» можно купить свечку, написать записку, поделиться новостями … Правильно ли это? Многие ли прихожане вслушиваются в слова часов? Многие ли знают, о чем во время этих небольших молитвенных последований говорится? Если в это время мы и можем купить и затеплить свечу перед иконой, написать записку, то разговаривать на посторонние темы никак не допустимо. Нужно стараться вслушиваться в то, что читается.
На службе третьего часа мы вспоминаем событие Сошествия Святого Духа на Апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова. Молитва этого часа произносится только в Великом посту:
Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Тебе. (Господи, в третий час пославший апостолам Пресвятой Твой Дух, не отними Его, Благий, и от нас. И освяти и очисти нас, Тебе молящихся». – Рус. )
Именно с Сошествия Святого Духа на Апостолов начался путь Церкви в истории. Церковь и сегодня существует в истории, все мы живем в конкретное время. И мы так же, как и Апостолы два тысячелетия назад, нуждаемся в укреплении нас и наполнении Духом Святым.
Шестой час посвящен воспоминанию шествия Христа на Голгофу и Его Распятия (Лк. 23, 26-38).
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image109.jpg)
каждение
После того как дискос с Агнцем и Чаша с вином покрыты, диакон, испросив благословение священника, совершает каждение всего храма. Начинает он его в алтаре. Кадит престол, жертвенник, Горнее место, иконы алтаря, священнослужителей и всех, находящихся в алтаре. Выходит и кадит иконостас, хоры. Спускается и обходит, совершая каждение, весь храм, причем сперва кадит иконы, затем поворачивается и, кланяясь, кадит людей. Это очень интересный и древний обычай. На античном Востоке, в богатых домах, окуривание благовониями приходящих гостей относилось к ритуалу приветствия. Оттуда этот обычай пришел и в христианские собрания. Диакон, покадив алтарь, приготовленные дары и иконы, обходит весь храм и кадит верующим, выражая почтение христианам, гостям Господа, сошедшимся на Небесную трапезу.
– Уже не первый раз диакон кадит. А зачем мы кадим? Богу это нужно? – Мы кадим, выражая благоговение перед Богом. И делается это, безусловно, не для Бога, а для нас. «Обоняние – одно из пяти человеческих чувств и самое сильное из пяти, поскольку самое бессознательное. Почувствовать, учуять что-то – значит получить некую иррациональную уверенность в том, что невозможно доказать. Кроме того, запах – это знак присутствия, след, который оставляет за собой всякое живое существо. Поиск того, что скрыто от глаз, охота, выслеживание требуют чуткого обоняния. И когда мы устремляемся на поиски Бога, Он тоже оставляет нам знаки Своего таинственного присутствия – летучие и трудноуловимые, но реальные» (свящ. П. Дюмулен).
Издавна благовоние служило способом любовного общения мужчины и женщины:
Ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро, поэтому девицы любят тебя (Песн. 1, 1-2),
– говорит жениху возлюбленная. И тот отвечает ей:
О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! …Благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! (Песн. 4, 10-11).
Если мы вспомним, что книга Песнь Песней, полная прекрасных эротических образов, на самом деле вошла в Библию не как памятник любовной лирики, а как поэма об отношении человеческой души (невесты) с Богом (Женихом), то станет понятно: сладкий аромат благовоний в Библии – это знак любви, доверия, нежности.
За несколько столетий до Рождества Христова, Бог устами пророка Малахии, восклицает: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему…» (Мал. 1, 11). И, словно слыша поступь верблюдов, везущих новорожденному Христу дары: благовония и золото, Исаия пророчествует: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они… принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6).
Наступает долгожданное время прихода в мир Сына Божия. И тут можно сказать, что весь Новый Завет заключен между двумя ароматами: фимиамом, принесенным в дар к Рождеству Христову, как предсказывали то пророки, и благовониями, предназначенными для погребения Спасителя. Для христианина принесение ароматов Богу, каждение – знак любви к Нему и благоговейного почитания. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое», – молится псалмопевец Давид (Пс. 140, 20). А тайновидец Иоанн, автор Апокалипсиса, приобщенный Боговидению и знанию судеб мира, сообщает нам о небесном Богослужении так: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом… И пришел иный Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела» (Откр. 8, 2-4).
Сам Христос показал нам истинный пример поклонения Богу, предав «Себя в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5, 2). Вся жизнь Христова была непрестанным приношением любви, угодным Богу, истинным благоуханным каждением. Каждый человек, вступающий в Церковь, на служение Богу, также помазывается благовонным маслом – Св. Миром. Христианин – это помазанник Христа, а значит, как и наш Спаситель, мы должны быть благоуханием пред Лицом Божиим. Об этом очень выразительно сказал Ап. Павел: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2, 14-16).
Таким образом, кадильное воскурение – больше, чем жертва, чем символический дар Богу. С одной стороны, кадильный аромат свидетельствует о всепроникающем сладком присутствии Господнем в нашей жизни, с другой – это напоминание нам, христианам, какой должна быть наша жизнь. А она должна быть жертвенной, как жертва кадильная, чистой, как чиста кадильная смола, ароматной, как ароматен фимиам. Еще раз вспомним радикальные слова Ап. Павла, что Бог «дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте», то есть, мир узнает через благоухание нашей жизни о Боге, и наша жизнь, наше благоухание «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Кто-то через наш пример приходит к Богу и приобщается к вечной жизни, а кто-то – бежит от Бога, прячется от благодати, делает свой выбор – жить без Бога.
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image111.jpg)
Прихожане в это время ставят свечи.
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image113.jpg)
Кто-то получает благословение священника или задает неотложный вопрос.
![](https://helpiks.su/imgart/baza8/5490216723509.files/image115.jpg)
Другие исповедуются… Через минуту-две начнется великолепная и священная служба Божественной литургии.
Фоторассказы священника Константина Пархоменко
https: //azbyka. ru
https: //azbyka. ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/proskomidiya/
|