Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





антидор. просфора. просфора. дискос. поминовение



антидор

Священник аккуратно отрезает боковые части просфоры (мелко порезанные, эти части будут раздаваться верующим как антидор)…

Обратите внимание на красный цвет облачения – эта фотография сделана во время Пасхальной литургии.

просфора

Затем священник отрезает подрумяненный низ просфоры…

просфора

…и крестообразно надрезает просфору.

Приготавливая частицу, священник тихо произносит страшные по своей значимости и ответственности слова, напоминающие нам о том, для чего пришел в мир Спаситель:

Как овца, веден был Он на заклание.
И, как непорочный агнец пред стригущими его безгласен,
так и Он не отверзает уст Своих.
По смирению Своему был осужден без суда.
Происхождение Его кто объяснит?
Берется от земли жизнь Его!
Приносится в жертву Агнец Божий,
берущий на Себя грех мира, ради жизни и спасения мира.
(Рус. )

Агнец

Итак, у нас получается Частица с изображением Креста и надписью: ИС-ХР – НИ-КА, что в переводе с греческого значит: Иисус Христос – Победитель.

Вырезанная Частица – Агнец – кладется на специальное блюдо на высокой ножке – дискос. Дискос, с выгравированными на нем изображением Вифлеемского вертепа и сцены Рождества Христова, напоминает, что Евхаристия – не просто старинный красивый обряд, но Таинство, вновь и вновь, день за днем, актуализирующее, то есть делающее настоящей для нас, Тайну Боговоплощения.

Рядом с дискосом на жертвеннике стоят Чаши (или, по-гречески, Потиры). В обычные дни используется Чаша среднего размера, но в воскресные и праздничные дни претворение вина в Кровь Христову совершается в одной Чаше (большой), а потом для того, чтобы могли причащать несколько священников, Святые Дары разливаются по небольшим Чашам. В нашем соборе для высокоторжественных праздников хранится Чаша пятилитровая. Она вмещает 5 литров Животворящей Крови Христовой, и на весу, в руке, удержать ее невозможно. Если священник захочет причащать из нее, ему придется держать Чашу на подставке.
Существуют Чаши для торжественных богослужений Патриарха, которые вмещают до 20 литров. Из этой Чаши Святые Дары можно разделить на 50 мелких Чаш, из которых священники причастят более десяти тысяч человек.

Но я смотрю на фотографию и вижу, что от большой просфоры отрезано совсем мало. А вы говорите, вырезается Частица?..
– Верно. Когда людей много (а эта фотография сделана на проскомидии праздничного дня) и будет причащаться сто и более человек, мы отрезаем от просфоры лишь края. В тот же день, когда причастников немного, от просфоры отрезается больше и получается самая настоящая Частица. Позже, на других фотографиях, вы это увидите.

Агнец

Со словами: Один из воинов копьем пронзил Ему [Иисусу Христу] ребра, и тотчас истекли кровь и вода… – Агнец надрезается копием.

Другая Литургия (пятью годами раньше), но вы видите, что и здесь священник пронзает точно такую же часть Агнца.

Агнец

Когда Агнец из просфоры вырезан, в чашу вливается вино с небольшим количеством воды…

А зачем к вину добавляется вода?
– На символическом языке это обозначает, что во Христе были соединены Божественное и человеческое измерения: Он – Богочеловек.
Пока – это немного холодной воды. Непосредственно перед Причащением мы вольем в Чашу горячую воду, которая у нас называется теплотой (по-греч. – просто кипяток). Она смешается с Кровью Христовой и сделает Ее теплой – в напоминание о том, что во Христе всегда (даже когда Он умер) присутствовало Бессмертное Божество (подробнее о богословском значении теплоты см.: Литургия верных).

дискос

Итак, Агнец положен на дискос. Вырезание (или, по-славянски, изъятие) из просфоры Агнца символически означает Рождение Христа.
Затем из небольших просфор мы вынимаем частицы в память Богоматери и святых.
Конечно, за Божию Матерь и святых мы не молимся, молимся лишь за простых людей. В таком случае, зачем вынимать частицы в их память? А делается это потому, что Литургия – Таинство, объемлющее и землю, и небо. И наше поминание святых означает приглашение им участвовать в сей великолепной и духоносной службе!

поминовение

После того как из просфор вынуты частицы в честь Божией Матери и святых, священник вынимает частицы за всех тех людей, за кого просили помолиться (подали записки), – за живых и усопших.

Усопших, то есть, мертвых?..
– Можно и так, но Церковь избегает употреблять слово «мертвый». Чаще всего используется слово усопший (то есть, уснувший), или преставльшийся (то есть, переставившийся на Небеса). Смерть для христианина есть не конец, но переход к новой, вечной жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.