Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проскомидия



Раннее утро. Я очень люблю это время. Город еще только пробуждается, заспанные люди спешат на работу, идешь в храм и ты. Идешь в храм для того, чтобы от имени всех этих людей (кроме тех, кто враждует против веры) вознести Богу молитву. Молитву благодарения за Его милости, ежечасно на нас изливаемые. Молитву просительную, о том, чтобы Господь не оставлял нас, помогал, наставлял, сохранял и в дальнейшем…
Не будем недооценивать силу молитвы. Некоторым подвижникам Бог открыл, что, если мир еще не погублен сатаною, не полностью обезумел и развратился, то это потому, что его удерживает от падения и гибели наша молитва.
Высшей из молитв является Божественная литургия. Она требует от священника полной мобилизации и собранности всех сил и чувств, он, как воин, выходящий на брань, облачается во все священнические облачения – духовные доспехи.

Я подхожу к храму, в котором мы будем молиться. Фотографии, сделанные на Божественной литургии в этом величественном храме, вы и увидите.
Это Свято-Троицкий Измайловский собор в Санкт-Петербурге.

Большая часть фотографий – с праздничной Литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы – сделана петербургским фотографом Дмитрием Заболоцким. Другие фотографии сделаны Владимиром Меклером и мною самим.

Тем, кто не впервые обращается к нашему фотоальбому о Божественной литургии, известно, что это второй альбом. Прежде был другой альбом и другие фотографии. К решению создать расширенный вариант альбома на тему Литургии нас подтолкнули просьбы посетителей сайта и моих прихожан. Они просили сделать более подробный рассказ о самой великой из православных служб – о Божественной литургии.
Вы, дорогие, увидите, какое это богатство, какая сила и благодать – Божественная литургия. Вы откроете целый мир, с которым не были знакомы, если, конечно, специально не изучали этот вопрос.

Может ли наскучить Литургия? Некоторые прихожане жалуются, что с годами восприятие службы притупилось, они перестали чувствовать остроту и актуальность богослужебных текстов.
Я всегда отвечаю: открывайте для себя Литургию! Когда я однажды, еще будучи чтецом, поймал себя на мысли, что от того, что хорошо знаю Литургию и привык к ней, меня мало трогают ее тексты, я начал читать о Литургии, изучать ее. Я понял, что мы знакомы лишь с верхушкой айсберга, тогда как эта священная служба стократ глубже, возвышенней, чем мы ее воспринимаем. Процесс погружения в Литургию, ее осмысления, переживания прекращать нельзя. И вот, уже больше десяти лет будучи священником, я продолжаю ее для себя открывать. И она бесконечно и каждый раз по-новому трогает мое сердце и душу.

Еще одно: В нынешнем варианте фотоальбома вы встретитесь с вопросами и ответами, касающимися разных моментов богослужения, обряда и проч. Через такую диалоговую форму я попытался ответить на самые распространенные вопросы, которые задают прихожане. Это не выдуманные вопросы, а самые настоящие, нередко задаваемые людьми думающими и интересующимися, но находящимися на разных стадиях воцерковления.

И, последнее: Многие молитвы, которые я буду приводить, я даю в переводе на русский язык. В действительности во время Божественной литургии эти молитвы читаются по-церковнославянски, но для лучшего понимания я перевел их на русский язык. Это касается в основном тех молитв, которые читаются в алтаре и молящиеся их не слышат. Гласные же молитвы даю так, как их слышат, сопровождая некоторые из них, может быть, сложные для понимания, русским вариантом.

Перекрестившись на паперти у входа в собор, войдем под его своды. Собор в это время еще пуст. Но уже за час-полтора до начала службы в храме начинается жизнь.

Кто-то до работы забежит поставить свечку, кто-то зайдет помолиться перед чтимой иконой, а мы, священнослужители и церковнослужители, в алтаре готовимся к богослужению.

Прежде всего, это значит приготовить просфоры, вино, записки, облачения... Затем нужно разжечь кадило, затеплить лампады

Когда приготовления закончены, а диакон расставил на жертвеннике, специальном столе в левой части алтаря, священные сосуды, священники и диаконы встают перед престолом и молятся. Затем они прикладываются к престолу... (Традиционно в церкви говорят прикладываются, а не > целуют. )

... и выходят пред царские врата для чтения особых молитв. Называются эти молитвы входными, потому что в этих молитвах священник испрашивает у Господа разрешения войти в алтарь и приступить к совершению службы.
Свет пока не включен, поэтому в храме сумрак.

Если в храме окажется ранний посетитель, он заметит, что священники стоят лицом к алтарю. Священник и диакон испрашивают благословения Божия на совершение великой службы Литургии. Сначала обычные молитвы: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» и две молитвы, читаемые только в это время.

Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе. Священник, возглавляющий службу (его называют предстоятель), произносит:

Господи, Боже наш! Простри руку Твою из Святого жилища Своего и дай мне силу на предстоящее служение Тебе. Чтобы, без осуждения представ пред страшным Твоим алтарем, совершил я священное приношение Бескровной Жертвы… (Рус. )

Вот священнослужители приложились к иконам, поклонились друг другу, повернулись лицом к храму и поклонились всем в храме со словами: «Простите мя, братья и сестры».

Простить?.. За что? ..
– Разве вы не помните, что, приходя к Божественной литургии, нужно быть со всеми примиренным? Христос завещал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, что когда-то, в самом начале своего служения, он имел на одного человека сильную обиду. И вот он приходил за несколько часов до богослужения и со слезами молился, прося, чтобы Бог растопил его сердце, изгнал оттуда неприязнь и позволил ему совершать Божественную службу. Естественно, что любой священнослужитель, собирающийся совершать Литургию, не должен иметь ни на кого злобы или неприязни. По собственному опыту и по опыту общения с собратьями-священнослужителями скажу, что так практически всегда и бывает. Если сердце не мирно, то боишься приступить к Таинству, и молишься, и просишь Бога даровать покой и силу примириться с обидевшими.

Это я понимаю, но зачем священник просит прощения у прихожан?
– Опыт показывает, что все мы, даже те из нас, кого называют «духовные лица», можем кого-то невольно обидеть. Понятно, что человек, имеющий верное представление о христианской жизни, обидевшись, например, на священнослужителя, тут же, в ближайшие день-два, разрешит свое недоумение. Может быть, поймет свою неправоту, а может, и подойдет к священнику на несколько слов и искренне скажет о том, что огорчен каким-то его словом или действием. Но не все прихожане – люди со зрелым христианским сознанием. Нередко, обидевшись на священника, они начинают его избегать, с кем-то сплетничают о батюшке… Древний обряд испрашивать прощения перед службой говорит о том, что священник в любом случае всем открывает свое сердце и объятия отчии. Если не можешь преодолеть обиду – знай, что это твоя, односторонняя, страсть и болезнь души: священник перед каждой службой примиряется со всеми и у всех просит прощения за вольные и невольные поводы к обиде.

А что делать тем, кто находится в ссоре с кем-либо и приходит на службу? Не приходить в храм?
– Во-первых: постараться примириться, до прихода в храм.
Во-вторых: если наши шаги к примирению были отвергнуты (наш оппонент находится в сильном озлоблении), сами простим его от всего сердца – Бог ему милосердный и долготерпеливый Судья.
Далее: Не гневаться – не значит не воспитывать. Иногда родители (или супруг/супруга), чтобы показать согрешившим детям или своей супружеской половине, что они огорчены и что единство любви нарушено, ведут себя более сдержанно. В педагогических целях это оправданно. Так и Церковь отлучает от общения на какое-то время согрешивших своих членов до их покаяния

Затем священник и диакон облачаются в священные одежды.

…В известном американском фильме «Троя» (фильм 2004 года) есть замечательный и очень выразительный момент: один из главных героев, Гектор, облачается перед смертельным боем. Он надевает кольчугу, зашнуровывает нарукавники… Ничего лишнего… Ничто не должно сковывать его движения, все должно быть на своем месте. На моменте облачения воина режиссер делает акцент. Камера долго следит за тем, как воин облачается перед смертельной схваткой, – и ты тоже вдруг проникаешься серьезностью происходящего. Облачение воина – не нечто маловажное. От того, как одет воин, в каком-то смысле зависит исход боя.
Что-то подобное происходит в алтаре перед Божественной литургией. Священнослужители облачаются в священные одежды. Не одеваются, а именно облачаются.
Диакон, облачаясь, испрашивает на то благословения священника, священник благословляет одежды себе сам.

Для совершения Литургии священнослужители надевают полное облачение.
Для священника это: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, палица, фелонь.
Надевая на себя священные ризы, священник произносит соответствующие молитвы. На стихарь:

Возвеселится душа моя о Господе, Который облек меня в ризу спасения и одел меня одеждою правды. Как на жениха, возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством. (Рус. )

На фотографии мы видим, что священник уже надел стихарь (стихарь священника называется еще подризник)…

Рукава стихаря закрепляются особыми тесемками

Поклонившись верующим и испросив прощения, священник и диакон удаляются в алтарь...

А я могу когда-нибудь войти в алтарь?
– Посторонние люди в алтарь как самое святое место в храме не входят. Для женщин вход почти совсем ограничен (в алтарь допускаются лишь игуменьи, благословленные на это монахини и те из мирянок, которые получили благословение настоятеля помогать с уборкой алтаря), мужчины тоже входят в алтарь только по особому благословению.
Но я расскажу и покажу, что сейчас там происходит.

Предстоятель дает другим священнослужителям поцеловать крест.

Надевая епитрахиль, священник произносит молитву:

Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как драгоценный елей, возлитый на голову, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий до низа одежд его. (Рус. )

Затем произносится молитва:

Благословен Бог, препоясывающий меня силою и устрояющий мне верный путь; Он делает ноги мои, как у оленя, и на высотах поставляет меня. (Рус. )

И надевается пояс.

– Я обратил внимание, что все одежды – голубого цвета.
– Да, как известно, на разные праздничные дни используются богослужебные облачения разного цвета. Обычно это золотой цвет; на праздники, посвященные Иисусу Христу (Рождество, Крещение, Преображение и проч. ), – это белые ризы. На праздники, посвященные Богородице, – это облачения цвета небесной чистоты: голубого. На Пасху, на дни мучеников – это красные одежды; на Троицу и в дни памяти преподобных – зеленый цвет, наконец, в дни Великого Поста – черный или фиолетовый.

Затем надеваются поручи. Надевая поруч на левую руку, мы молимся:

Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Рус. )

Во время надевания поруча на правую руку мы молимся:

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Множеством силы Твоей победил восставших против Тебя… (Рус. )

– Столько молитв?.. Их священник читает по книге или наизусть?
– Можно читать и по книге, но вообще молитвы «на облачение» – так они называются – учатся в Духовной семинарии наизусть, еще на самом первом курсе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.