|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 - и зучение физиологических механизмов. Цель психологии – это способность раскрыть способности человека, понять принцип работы психологии человека, структурировать полученные знания.
Педагогика – это наука о воспитании, о передаче социального и культурного опыта от старших поколений к младшим; это наука о закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Предмет педагогики – это педагогический процесс, который является специально организованным, целенаправленным взаимодействием учителя и ученика. Задачи педагогики: - изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе; - разработка методик педагогического познания; - разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности; - подготовка научно-педагогических и педагогических кадров. Цель педагогики – это развитие и формирование всесторонне развитой и гармоничной личности.
Часть 5.
Тема 1. Методы психолого-педагогических исследований.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Беседа – это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т. е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ». Анкетирование – это метод сбора данных, используемый в рамках конкретного социального исследования и предполагающий самостоятельное заполнение анкет целевыми группами респондентов и возврат анкет интервьюеру.
Тесты – это специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Лонгитюдное исследование – научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.
Тема 2. Познавательные психические процессы и их совершенствование.
Восприятие – целостное отображение предметов и явлений объектного мира при непосредственном воздействии на органы чувств.
Внимание – направленность, сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенных объектах или определенной деятельности.
Представление – образ предмета основывается на прошлом опыте и возникает в отсутствии воздействия этого предмета на орган чувств. Воображение – психологический процесс создания и функционирования новых образов на основе на основе ранее воспринятых.
Мышление - объективное, последовательное отражение человеком действительности в ее существенной связи и отношениях.
Речь – система, используемая человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Тема 3. Индивидуально-психологические особенности личности.
Личность – это человек в системе социально-обусловленным психологическим характеристикам, которые проявляются в связях и отношениях и определяют нравственные поступки человека.
Индивидуальность – единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры.
Фрустрация – это эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели.
Стресс – это состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в трудных условиях.
Страсть – длительное и устойчивое эмоциональное состояние, которое в отличие от настроения характеризуется сильным эмоциональным наклоном.
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой и средней силой выражения, но при этом значительной устойчивостью.
Аффект – это очень сильное быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние.
Тема 4. Основы психологии общения. Пути решения конфликтов.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоре чий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.
Принятие решения – это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.
Компромисс – разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
Соперничество – действие или состояние, направленное на борьбу за право обладать объектом и тем самым, но уравнивание или улучшение собственной позиции по отношению к сопернику.
Сотрудничество – это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Тема 5. Методы воздействия на личность. Современные образовательные технологии.
Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.
Убеждение – элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования развития их личности.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования каких-либо привычек.
Языковой портфель – это пакет рабочих материалов, которые предоставляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности человека по овладению иностранным языком.
обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп людей в реальном или виртуальном классе. Метод проектов – это способ достижения ди дактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Тема 6. Образовательная система России.
Гуманизация – это ориентация образовательной системы на развитие отношений взаимного уважения между педагогами и обучающимися, сохранение и укрепление здоровья, развитие личностного потенциала.
Гуманитаризация – это свобода общаться с людьми разных национальностей, знать свой родной язык, историю и культуру, владеть иностранными языками, экономическая и юридическая грамотность.
Диффиринциация – это разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитные, массовые и специальные.
Стандартизация – это ориентация на реализацию государственного образовательного стандарта.
Фундаментализация – это усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки.
Образование – это процесс получения знаний за счет централизованного обучения группы людей в течение определенного периода времени.
Аспирантура – это форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию ученой степени кандидата наук.
Тема 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социо-культурная среда воспитания и развития личности.
Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социо-культурными нормативными моделями.
Брак – это регулируемая обществом и регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста.
Жизненный цикл семьи – это последовательная смена определенных событий и сопровождающих их ситуаций.
Воспроизводство населения – это смена поколений в результате естественного движения населения.
Рождаемость – это демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.
Среда воспитания – это природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек и в которых происходит формирование или развитие его как личности.
Часть 6.
Часть 4. Практическое занятие № 1. Тест на тип мышления.
Предметно-действенное мышление. 1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 3. Мне нравится все делать своими руками. 4. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 5. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей. 6. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 7. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 8. Истинно только то, что можно потрогать руками.
Абстрактно-символическое мышление. 1. Мне интересно составлять компьютерные программы. 2. Я люблю играть в шахматы. 3. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями. 4. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 5. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 6. Я понимаю красоту математических формул. 7. Мне интересно было бы расшифровать древние рукописи. 8. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
Словесно-логическое мышление. 1. Я люблю читать книги. 2. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 3. Я придаю большое значение сказанному слову. 4. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста. 5. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов. 6. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 7. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 8. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
Наглядно-образное мышление. 1. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 2. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. 3. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 4. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 5. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 6. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 7. Я согласен с Ф. М. Достоевским, что красота спасет мир. 8. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
Креативность. 1. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 2. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. 3. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 4. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 5. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 6. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 7. Не люблю ходить одним и тем же путем. 8. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления: 0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий. Пояснение
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
Практическое занятие №2.
Способности человека.
1. Аутист из Великобритании Даниель Таммет с трудом говорит, не различает лево и право, не умеет вставить вилку в розетку, но при этом легко в уме осуществляет сложнейшие математические вычисления. Даниэль знает наизусть 22514 цифр, следующих после запятой в числе пи, и понимает одиннадцать языков, в том числе валлийский, эсперанто и исландский, который он выучил за 7 дней.
2. Джоди Остройт способен замечать детали, которые невозможно рассмотреть невооруженным глазом. Например, внутреннюю структуру листа растения, которую можно увидеть только в электронный микроскоп. Бен Андервуд ослеп из-за болезни, но благодаря своему суперслуху он способен различать даже очень тихие звуки, исходящие от любого объекта. В принципе, Бена можно назвать человеком-дельфином, поскольку именно дельфины используют биологический сонар для ориентации в пространстве. Биолог Кевин Ричардсон может провести ночь в клетке со львами. По непонятным причинам львы принимают его за своего.
3. Вьетнамец Тай Нгок вообще не спит с 1973 года, с того самого момента, как он переболел лихорадкой.
4. Француз Мишель Лотито по прозвищу «Месье Ем все» действительно ест все. В 9 лет он съел телевизор, а с 16-ти начал развлекать народ за деньги, поедая металл, стекло и резину. В книгу рекордов Гиннеса Лотито попал за то, что съел самолет " Сессна-150".
5. Врач гипнолог Вуль демонстрировал способность внушения на расстоянии. Он посылал по почте письмо, в котором было написано его почерком слово: «Спать! » Если пациент бывал до этого на приеме у Вуля, то едва такая записка попадала ему в руки, как он тотчас погружался в глубокий сон.
6. По теории Шелдрейка человеческий мозг и мозг животного не содержит ни знаний, ни памяти. Все эти знания, вся информация содержится в избытке в этих морфогенных (т. е. формообразующих) полях. И скрытые способности человека проявляются в том, что если необходимо, то мозг настраивается так же, как радиоприемник настраивается на радиоволну, на вполне определённое морфогенное поле.
Практическое занятие №5.
Структура убеждающего воздействия
Убеждающее воздействие обычно включает:
-воздействие источника информации; -воздействие содержания информации; -воздействие ситуации информирования. Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.
Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.
Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается.
Убедительность зависит в большой степени от учета присущих объекту воздействия установок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей и своеобразия языка. Таким образом, чтобы добиться убедительности, требуется учитывать значительное количество факторов.
Доказательность не включает в себя автоматически убедительность. Ее может обеспечить только правильная пропорция между логическим и эмоциональным компонентами информационного сообщения.
Часть 3. Практическое занятие №1. Мышление.
Практическое занятие №2. Способности и их развитие.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого. Так же это важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность... В другую сторону - посредственность, бездарь... О задатках мы говорим, когда видим, что человек в силу своих природных особенностей или опыта мог бы быть успешным в том или ином деле. Если человек развил свои задатки, у него отмечают - способности. Следующий уровень – одаренность, это более развитые в сравнении с другими людьми способности, которые дают возможность человеку особенно успешно выполнять какой-либо вид деятельности. Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее – способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет. Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности. Развитие таланта зависит от собственной активности человека и его окружающей среды. И, наконец, гениальность – высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет. Способности классифицируют по видам психических функциональных систем и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т. п. ). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Главные общие способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей. Частных, специальных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Способности в определенной степени связаны с полом человека: мужчины более способны в мире дела и предметов, женщины - в мире разговоров, чувств и отношений. Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности.
Часть 2.
Практическое занятие №3. Психологические особенности личности. Поведенческая теория личности
Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис – утверждение о том, что личность – это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S-> R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления – Альберт Бандура и Джулиан Роттер. В психологическом процессе изменения личности вызываются функциональной дезорганизацией мозговой деятельности. Будучи проявлением и следствием болезни мозга, сами они зависят от личности. Чем тяжелее болезненное состоящие и болезненный процесс, тем больше изменяется личность человека. Не зависящим от личности в внешних условий, т. е. эндогенным заболеванием считается циклофрения, или маникально-депрессивный психоз, издавна относимый к функциональным психозом. Связь циклофрении с особым типом телосложения, с изменениями обмена, а, следовательно, с измененной диэнцефальной динамикой мозговой деятельности несомненна. (Ананьев) оведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Банудра и Дж. Роттер. [1][6] Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки. В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок – самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу – не могу». А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.
Практическое занятие № 4.
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия. 1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов
Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии): -анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач; -решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; -проверка решения проблемы.
Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.
Часть 7.
За время курса лекций и практических занятий по дисциплине «Психология и педагогика» мы разобрали такие темы, как:
1. Методы психолого-педагогических исследований; 2. Познавательные психические процессы и их совершенствование; 3. Индивидуально-психологические особенности личности; 4. Основы психологии общения. Пути решения конфликтов; 5. Методы воздействия на личность. Современные образовательные технологии; 6. Образовательная система России; 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социо- культурная среда воспитания и развития личности;
Все это помогло нам:
1. Расширить свой словарный запас терминов, относящихся к психологии и педагогики; 2. Научиться находить подход к каждому человеку индивидуально, исходя из личных особенностей каждого: темперамента, характера, настроения и т. д.; 3. Узнать, какие бывают методы психолого-педагогических исследований и вполне сможем применить их в бедующем; 4. Уточнить аспекты образовательной системы России, дабы иметь полное представление способах получения образования. 5. Познали себя с психологической и педагогической точки зрения.
Библиографический список
1. «Психология и педагогика», Бардовская Н. В., 2002 г., Спб; 2. Методические указания по изучению дисциплины ««Психология и педагогика», Пащина С. М., 2007 г., СибАди; 3. Сайт http: //www. koob. ru/.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|