Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Ливерпуль» - «Милан» 3:3, финал Лиги чемпионов-2006



 

Команда, которую Рафаэль Бенитес унаследовал от Жерара Улье, была, с точки зрения «Ливерпуля», командой, звезда которой клонилась к закату. Длинная серия невыразительных матчей, недобор очков во всех турнирах, а также перерасход средств привели к тому, что у совета директоров «Ливерпуля», наконец, лопнуло терпение, и они расстались с французским тренером. Последующие поиски нового наставника закончились назначением Рафаэля Бенитеса, испанца, который сделал себе имя, тренируя «Валенсию» в течение предшествующих трех сезонов. Располагая ограниченными финансовыми средствами, Бенитес смог создать замечательную команду, которая за три года дважды выигрывала чемпионат Испании, обойдя двух гигантов испанского футбола – «Барселону» и мадридский «Реал». За это время «Валенсия» успела встретиться и с «Ливерпулем», с которым сыграла в Лиге чемпионов. Первая игра заставила болельщиков «Ливерпуля» покраснеть от стыда за свою команду, которая, несмотря на многомиллионный бюджет, выглядела на поле совершенно не в своей тарелке. Игроки «Валенсии», словно рой, кружились вокруг своих оппонентов, сбивая их с толку замысловатыми пасами и раз за разом вспарывая их оборону. К концу матча «Ливерпуль» понимал, что счет 2: 0 в пользу «Валенсии» говорит о том, что повезло ему, а не «Валенсии». К ответному матчу «Ливерпуль» пришел в себя, собрался и вышел на поле родного стадиона с твердым намерением реабилитировать себя перед болельщиками. Однако боевой дух англичан не оказал особого впечатления на игру испанцев – «Валенсия» снова без излишних усилий взяла игру под свой контроль и закончила матч вполне устраивавшей ее победой 1: 0.

Два года спустя игроки «Ливерпуля» все еще помнили свой опыт общения с испанцами. Когда исполнительный директор клуба Рик Пэрри попросил их назвать лучшую команду, с которой они играли за предыдущие два года, все согласились, что это была «Валенсия», хотя за это время им довелось встречаться со многими топ-командами Европы. Это укрепило Пэрри во мнении, что Бенитес – лучший тренер на данный момент. «Валенсия» не была командой звезд, однако все игроки постоянно показывали исключительно высокий уровень игры, и для многих было ясно, что основной фактор, лежащий в основе этого явления, – это качество их тренера.

Когда Бенитес вступал на новый пост, ожидания в отношении него были чрезвычайно высоки, можно даже сказать, нереалистично высоки. Эти ожидания были порождены отчаянным желанием «Ливерпуля» вернуть заново свое невероятно успешное прошлое. Его задача заключалась в том, чтобы закрыть значительное отставание в классе между «Ливерпулем» и командами верхнего эшелона Английской лиги, потратив на это умеренные денежные средства. При нормальных обстоятельствах такая цель показалась бы недостижимой, однако, учитывая, что Бенитес уже добился подобного результата в «Валенсии», ситуация была не столь однозначной. Год спустя решение пригласить Бенитеса доказало свою состоятельность. После ухода Бенитеса «Валенсия» сразу сдала, переместившись с первого места на седьмое в турнирной таблице конца сезона. «Ливерпуль» же, наоборот, начал постепенно набирать обороты, что привело к победе в Лиге чемпионов в мае 2005 г.

Широко распространено мнение, что одним из основных факторов совершенно неожиданного успеха «Ливерпуля» в самом элитном европейском турнире, была тактика Рафаэля Бенитеса. Команда, качества которой уступали качествам многих других команд, участвовавших в турнире, ухитрилась, тем не менее, его выиграть. Произошло это благодаря тому, что их тренер-шахматист руководил ими, проявляя тактическую проницательность настоящего гроссмейстера. Честно говоря, тот факт, что «Ливерпулю» вообще удалось добраться до финала, напоминал какое-то чудо. В конце-то концов, у Бенитеса не было ни времени, ни средств, чтобы заменить большую часть игроков, с которыми работал Улье. Несмотря на это, испанцу удалось на пути к финалу организовать победы над «Ювентусом» и «Челси», ведущими командами итальянской и английской лиг. Сделал он это, в первую очередь, благодаря организации настолько хорошей обороны, что соперникам с трудом удавалось поразить ворота его подопечных. В связи с этим последовали обвинения в скучной игре, анти-футболе, многочисленные заявления о том, что «Ливерпуль» не заслужил места в финале самого престижного клубного турнира в мире и что сам факт того, что «Милану» придется биться за титул с такой командой – это величайшая несправедливость. Однако последовавший за этим финал заставил умолкнуть самых ожесточенных критиков.

План, разработанный Анчелотти на первый тайм, сработал идеально. Быстрый гол в ворота «Ливерпуля» здорово осложнил игру англичанам, однако причину того, что к перерыву счет на табло показывал 1: 0 в пользу «Милана», в основном, следует искать в умелом использовании итальянцами слабых мест английской команды.

Анчелотти определили, что хуже всех у англичан работает с мячом Траоре. Поэтому, когда Финнан владел мячом на правом фланге, все усилия итальянцев были направлены на то, чтобы оказать на него как можно более сильное давление и заставить перевести мяч на противоположный фланг Траоре. После этого «Ливерпулю» никак не удавалось проводить быстрые и плавные атаки, поскольку они захлебывались уже на этой ранней стадии. Траоре не обладал атакующими способностями, которые позволили бы ему создать что-либо стоящее, поэтому «Милан», не опасаясь последствий, спокойно позволял ему держать мяч, опекая тем временем остальных игроков.

 

 

Здесь общая оборонительная расстановка «Милана, в основном, нацелена на активные действия, чем на действия реактивные, – эта техника описана в главе «Прессинг». Перекрыв определенные каналы продвижения мяча, итальянцы диктуют «Ливерпулю» способ и направление развития атаки.

 

Если говорить в целом, «Милан» играл по схеме 4-3-1-2. Такая расстановка отличается от стандартной 4-4-2 тем, что здесь отсутствует ярко выраженный акцент на атаку по флангам. Вместо этого итальянцы плотно заполнили центральную зону и поставили Кака между средней линии и нападением, обеспечивая потенциальную угрозу сопернику через центр. Ширину обеспечивали крайние защитники, Кафу и Малдини, а также нападающие, которые компенсировали отсутствие вингеров, смещаясь к краям.

Поскольку «Ливерпуль» играл по схеме 4-4-2, стратегический план англичан состоял в том, чтобы создать атакующее давление на флангах. В результате возникла следующая интрига: кто победит в этом противостоянии - ширина «Ливерпуля» или давление «Милана» по центральной оси. Стратегически эта ситуация соответствует той, что сложилась в партии Ботвинник – Капабланка, которую мы рассматривали в главе «Построение атаки».

К несчастью для «Ливерпуля», связи (линии передачи мяча) у «Милана» оказались лучше. Эти сильные связи помогли итальянцам доминировать в центре поля и обеспечить бесперебойную поставку мяча Кака, что, в свою очередь, позволило тому наносить сопернику огромный урон. Неудивительно, что в своем стремлении увеличить счет сначала до 2: 0, а затем до 3: 0, «Милан» использовал не фланговые каналы, а центральную вертикаль поля. Голы были очень похожи и, в определенном смысле, неизбежны, поскольку в данном случае постоянно повторялась одна и та же ситуация. Дилемма, возникшая перед Бенитесом в начале игры, заключалась в том, следует ли уделить особое внимание Кака, добавив для этого дополнительного игрока обороны, или же попытаться взять инициативу на себя, используя расстановку более атакующего плана. В конце концов, он решил, что последний вариант предоставляет больше шансов для создания неприятностей «Милану». Поэтому перед центральными полузащитниками Алонсо и Джеррардом, кроме основной их обязанности – начинать атаки, была поставлена задача постоянно присматривать за Кака в обороне.

 

К несчастью для Бенитеса, большую часть первого тайма эти игроки разрывались между необходимостью выполнять две задачи, в результате чего им не удавалось выполнить ни одну из них, то есть ни останавливать Кака, ни начинать атакующие действия. Несколько раз Кака удавалось освободиться без каких-либо помех со стороны опекунов. И каждый раз крайние защитники «Ливерпуля» реагировали на эти действия смещением к центру, поскольку «Милан» не демонстрировал никаких намерений атаковать по флангам.

Уже в перерыве, казалось, что «Ливерпуль» вчистую проиграл этот матч. Многие, еще до матча, предрекали, что «Милан» выиграет без особых усилий, и счет на табло после первого тайма, казалось, подтверждал их правоту. Причем нельзя было сказать, что «Ливерпуль» так уж плохо играл, просто очень уж разным казался класс соперников. Соответственно, букмекеры давали за победу «Ливерпуля» умопомрачительный коэффициент – 100 к 1.

В перерыве Бенитес сделал очень странный ход, заменив Финнана Хаманном. В результате в тылу «Ливерпуля» осталось 3 защитника, причем наибольшую тревогу вызывало то, что одним из троих был Траоре, самый слабый защитник англичан в первом тайме, который теперь перешел с края на более важную позицию в центре. Однако, в конечном счете, оказалось, что странное решение Бенитеса на самом деле было поистине гениальным. Вместо того, чтобы окончательно развалиться, оборона стала гораздо более крепкой и плотной.

Хаманн заполнил ту брешь, которую с большой пользой для «Милана» использовал Кака в первой половине матча, и перекрыл линию поступления мяча к нападающим итальянцев. Это означало, что потеря одного защитника не играла особой роли, тем более что «Милан» не атаковал по флангам. Таким образом, принеся в жертву защитника, Бенитес воспользовался принципом экономичности обороны, предложенным шахматистом Стейницом.

Основным следствием выхода на поле Хаманна стало то, что в результате «Ливерпуль» снова вернул себе центр поля. И здесь вопрос заключался не просто в численном преимуществе. Как и в шахматах, так и в футболе господство в центре зависит о того, как игроки (или фигуры) взаимодействуют между собой в этой зоне. Тренер, как и шахматист, должен использовать своих игроков таким образом, чтобы их сильные стороны проявились в наиболее полной мере. Если бы в данном случае на поле действовал другой набор игроков, то они бы, возможно, и не сыграли так же хорошо. То есть вопрос состоит не в том, чтобы поставить игроков на правильные позиции, а в том, чтобы поставить нужных игроков на правильные позиции. Одним из важнейших следствий данного решения стало то, что Джеррард и Алонсо смогли снова вздохнуть полной грудью и начать самовыражаться, поскольку Джеррард теперь стал играть впереди Алонсо. «Игра «Ливерпуля» в центральной зоне стала гораздо более быстрой и плавной, а оборона «Милана» обрела новый источник атакующей угрозы в лице Джеррарда. В конечном счете, благодаря этой новой угрозе «Ливерпулю» и удалось снова вернуться в игру. Если раньше нападающему англичан Баросу приходилось в одиночку разбираться с мячами, поступающими с флангов, то сейчас его поддерживали Джеррард и Гарсия. В то же время, когда мяч находился у «Милана», эти игроки оказывались на более высоком уровне поля и могли раньше начинать прессинг.

 

Если раньше путь мяча вверх неизменно обрывался на Траоре, то теперь он все больше и больше оказывался у более креативного Алонсо, который располагал пространством в глубоких позициях, позволявших выбрать хороший пас. Кроме того, Риисе мог подходить вверх для получения мяча на левом фланге, поскольку оборона «Милана» вынуждена была отряжать больше людей в центр для борьбы с новой угрозой в середине поля. Тем временем Каррахер, один из центральных защитников, не испытывал на себя никакого давления, и мог совершать вылазки в передние зоны, вместо того, чтобы жестко держать позицию. Теперь, когда инициатива, наконец, перешла к «Ливерпулю», ему нужно было использовать ее, увеличивая количество атакующих действий.

«Милан» на смог справиться с таким полным и неожиданным изменением динамики игры и за восемь минут пропустил три гола.

После 90+30 минут счет на табло показывал 3: 3, а в последующей серии пенальти «Ливерпуль» вырвал победу в этом удивительном противостоянии и стал победителем Лиги чемпионов.

 

Часть 3

ОБЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЯ  НАД ИГРОЙ

 

 

Инициатива

 

Инициатива – это термин, используемый для описания способности футбольной команды или шахматиста представлять угрозу для соперника. Можно сказать, что команда или игрок, обладающий инициативой, в этот момент времени обладает наибольшим атакующим потенциалом. Игроки по-разному относятся к ценности такого фактора как инициатива в зависимости от предпочтений с точки зрения типа построения атаки. Игроки, предпочитающие контратакующий стиль, зачастую позволяют сопернику владеть инициативой на протяжении значительной части игры. Одним из таких примеров может служить гроссмейстер Корчной, который говорит: «Я не люблю атаковать первым... Я предпочитаю предоставлять сопернику возможность атаковать».

Немаловажным фактором, определяющим, кто будет владеть инициативой в футбольном матче, является «преимущество игры на своем поле». Результаты показывают, что игра на своем поле, - это значительное преимущество. Очень редко случается, чтобы команда на протяжении сезона выигрывала в гостях больше матчей, чем дома. Знакомство со стадионом и полем вкупе с поддержкой трибун придает команде уверенность и энергию, необходимые для владения инициативой в течение длительных отрезков игры. Разницу между игрой дома и на выезде можно сравнить с разницей игры черными или белыми в шахматах. Как и в футболе, этот фактор носит, в значительной мере, психологический характер, однако нельзя спорить и с тем, что право на первый ход позволяет постоянно находиться на один шаг впереди соперника и, соответственно, с самого начала диктовать игру. На шахматных турнирах мастера часто стараются выигрывать партии, играя белыми, и добиваться ничьих, играя черными. На групповых этапах Лиги чемпионов команды используют похожую стратегию. Они рады ничье в выездных играх, полагая, что дома заработают достаточно очков для того, чтобы пройти дальше.

Вне зависимости от того, имеется у команды или шахматиста преимущество или нет, для того, чтобы его получить, нужно немало потрудиться. Один из способов этого добиться заключается в игре с высоким темпом, за которым соперник не сможет поспевать. Под словом «темп» подразумевается прямолинейность действия с точки зрения его атакующего потенциала. Например, если, находясь на определенном этапе, вы ставите шах и мат сопернику за три хода, то такой темп будет выше, чем, если бы вы поставили ему мат за десять ходов. И в футболе, и в шахматах игра в быстром темпе приносит невероятное удовольствие и игрокам, и зрителям, однако поддерживать его очень трудно, потому что при этом очень легко потерять контроль над самыми простыми вещами. Природа обеих игр такова, что игра в каком-то одном темпе не дает лучших результатов. В большинстве случаев важно использовать разный темп, чередуя быстрые, агрессивные действия с более медленными, чьи последствия не будут очевидны мгновенно.

Латвийский гроссмейстер Михаил Таль поднял шахматы на новый уровень, отказавшись от старых доктрин контролируемой позиционной игры и предложив новый стиль, отличающийся высоким темпом, дерзостью и креативностью. Таль считал, что необходимо владеть инициативой на протяжении всей игры. Он точно знал, что, пока игра ведется в высоком темпе, соперник не сможет справиться с предложенной интенсивностью напора. И, действительно, во многих из сыгранных им партий так и случалось. У соперников не хватало хладнокровия и организованности, чтобы попытаться использовать его собственные слабые места.

Похожие изменения в тактике игры произошли в 1970-х гг. и в футболе, когда «Аякс» предложил новую философию «Тотального футбола». Сходство этого направления с подходом Таля в шахматах состоит в том, чтобы освободить игру из оков незыблемых представлений о тактике футбола, господствовавших в тот период, и добиться этого удалось, как и Талю, благодаря поднятию уровня сложности и предоставлению игрокам свободы действий в атаке. Теперь защитники могли по своему желанию идти вперед, подключаясь к атаке, а другие игроки поддерживали их, прикрывая позиции партнеров. В результате, соперник, сталкивавшийся с такой командой, не знал, чего от нее ожидать, как контратаковать, что вылилось в трех подряд победах «Аякса» в европейских кубках.

Ринус Михелс, которого называют изобретателем «Тотального футбола», так говорил о своем детище: ««Тотальный футбол» и его атакующий напор – очень зрелищная вещь. Такая игра предъявляет огромные требования к индивидуальному и командному тактическому мастерству… Непременное условие, позволяющее овладеть таким командным тактическим мастерством, - это наличие позитивной ментальности у всех ее игроков». Таль также мог использовать такую тактику лишь благодаря исключительно позитивному настрою, в противном случае она могла бы сыграть против него. Лишь исключительная вера в свою способность сохранять инициативу могла позволить ему делать такую большую ставку на атаку. Здесь нужно помнить о той тонкой границе, которая разделяет гениальность и беспечность.

Михелс, как и Таль, прекрасно понимал важность сохранения инициативы: «Ты всегда берешь инициативу на себя… обязан это делать. Однако если вести игру не удается и попадаешь под давление, то соперник воспользуется слабыми сторонами того стиля, в котором ты играешь». Спасский указывает на нечто подобное в стиле игры Таля: «Он, конечно, лучше всего играл, когда владел инициативой. Без этого он бы задохнулся». Основная слабость, о которой говорил Михелс, - это большое количество пространства, оставляемое позади обороны. Это требовало и от «Аякса» и от Таля чрезвычайного внимания и качества действий в обороне.

 

 

Таль – Толуш (1956)

 

На первый взгляд, расстановка белых, которыми играет Таль, отдает безрассудством любительского подхода. Черный ферзь ворвался в его расположение и теперь, даже на таком раннем этапе игры, угрожает его королю. Однако Таль просчитал, что защита сможет с этим справиться, и, несмотря на опасную ситуацию, его атакующие фигуры продолжают двигаться вперед к победе.

Джереми Силман делит шахматную инициативу на два типа. Первый подразумевает «динамическое преимущество». В этой ситуации игрок должен действовать в высоком темпе для того, чтобы реализовать полученное преимущество. Контратакующие команды, готовые отдавать инициативу сопернику в течение большей части игры, буквально кормятся «динамическими преимуществами», надеясь, что им удастся забить голы в спорадически возникающие моменты, позволяющие провести атаку. Как поясняет Джереми Силман, «динамическое преимущество зиждется на временных, непостоянных факторах, и со временем часто исчезает». Выдающиеся мастера нападения, такие как Таль и Каспаров, могут сохранять «динамическое преимущество» почти на протяжении всей партии, но такие случаи встречаются редко.

Конечно, высокий темп сам по себе не может обеспечить инициативу. В шахматах, если вы не обладаете «динамическим преимуществом», заложенным в самом положении, которое вы занимаете, не следует пытаться навязать высокий темп с помощью прямых атакующих ходов. Нужно оценить, действительно ли существует такое «динамическое преимущество». Аргентинская сборная, участвовавшая в ЧМ-2006, чудесно умела определять наличие этого фактора. И только будучи полностью уверенными в том, что такое преимущество присутствует, они взвинчивали темп игры.

«Статическое преимущество» - это более долговременный фактор. Оно играет роль своеобразного трамплина для проведения атак на более поздних этапах игры. «Статическое преимущество» определяется лучшим позиционированием и связями в ситуации, когда фигуры или игроки действуют более гармонично, согласованно. Наличие статического преимущества позволяет контролировать игру, дожидаясь нужного момента для реализации этого преимущества в виде атакующих действий. Если сборная Аргентины не обладала «динамическим преимуществом», то играла в более медленном темпе, в то же время сохраняя инициативу благодаря хорошей передаче мяча и перемещениям. Таким образом, меняя темп в ходе игры, аргентинцы могли сохранять инициативу на всем ее протяжении.

Английский футбол, наоборот, часто критикуют за склонность использовать настолько высокий темп, что он отрицательно сказывается на качестве и результатах игры. После серии унизительных поражений в европейских турнирах на протяжении 1990-х гг. последовал период переосмысления, когда многие специалисты и тренеры решили, что англичане отстали от более продвинутого европейского футбола с его менее скоростной, но более контролируемой игрой. Однако после появления в Премьер-лиге Арсена Венгера и горстки других иностранных тренеров, английский футбол смог впитать в себя многие элементы европейского футбола, в то же время сохранив собственный высокий темп игры. На самом деле, трансформация была настолько резкой, что сейчас уже можно услышать противоположное мнение, а именно: в наше дни английский клубный футбол задает тон в Европе. В течение нескольких лет подряд лидера серии А «Ювентус» вышибали из Лиги чемпионов британские команды, отстававшие от верхней строчки в таблице Английской Премьер-лиги на 30 очков. Одной из основных причин неудачных выступлений «Ювентуса», похоже, было то, что «Ювентус» не смог приспособиться к темпу, предложенному «Ливерпулем» и «Арсеналом». Эти команды играли в поистине бешеном темпе, но при этом гораздо больше контролировали свою игру, чем в былые времена.

Впрочем, несмотря на это, у английской сборной продолжают возникать проблемы, связанные с темпом игры.

 

 

Англия – Парагвай (2006)

 

Командам необходимо понимать, когда следует провести спокойный, «медленный» маневр, а когда агрессивный атакующий. Во втором тайме матча ЧМ против сборной Парагвая английские полузащитники постоянно выполняли быстрые атакующие передачи в верхнюю часть поля в ситуации, когда другие команды предпочли бы снизить темп. Нападающие оказались в изоляции, поскольку другие игроки не успевали достаточно хорошо развить свои позиции, чтобы предложить им поддержку, а посему Англия регулярно теряла мяч. Во многих случаях, предпочтительнее был бы более простой пас, предназначенный для более медленного разворачивания атаки.

 

Бареев – Волков (2005)

Белые перемещают ладью на поле Х, демонстрируя, в отличие от сборной Англии в последнем примере, понимание ценности «медленного», «приглушенного» маневра для развития игры в целом.

Еще один способ, позволяющий получить инициативу, заключается в использовании контроля над пространством. В наше время, когда подсчитываются статистические данные, связанные с владением мячом, часто учитывается территория, на которой команды владели мячом.

«Аякс» (1994/1995)

«Аякс» Луи ван Гала оттеснял соперника к его собственным воротам до тех пор, пока под их контролем не оказывалось 3/4 поля. Они часто применяли эту тактику на протяжении длительных периодов игры, терпеливо дожидаясь нужного момента для прорыва обороны соперника. Игроки голландского клуба были настолько уверены в своей способности удерживать владение мячом, что были готовы рисковать, оставляя позади обороны огромное количество пространства.

Капабланка – Трейбал (1929)

 

Существует всего несколько примеров, когда одному из шахматистов удавалось осуществлять настолько полный контроль над пространством доски, как Капабланке в этой партии. Как и «Аякс» в предыдущем случае, Капабланка полностью контролирует пространство и теперь просто ждет нужного момента, чтобы вскрыть оборону соперника.

Мини-сражения

 

Во время матча шахматисты проводят множество мелких стычек, которые, в конечном счете, оказывают влияние на всю игру. Например, игрок держит в уме пять мини-сражений, которые он хочет выиграть. Скажем, он хочет занять определенное поле, заставить отступить фигуру соперника, не дать сопернику переместиться на определенное поле, взять под свой контроль вертикаль и т. д. Он надеется, что, если ему удастся это выполнить, то все станет на свои места и появятся шансы, хотя в точности, как этого добиться, он пока не знает.

В футболе многие команды подходят к игре в подобном же ключе. Два игрока могут вести поединок за господство над определенной зоной; игрок может стремиться своей плотной опекой фактически вывести оппонента из игры; игрок на острие и защитник будут бороться друг с другом за превосходство в воздухе. Если команде удается выиграть эти маленькие сражения, то она очень часто одерживает победу и в самом матче.

Однако такой подход имеет свои ограничения. Команды попроще также представляют в планах подобные поединки, однако не имеют четкого представления о том, как будут создавать хорошие голевые ситуации. Более вдумчивые команды, например, «Арсенал», постоянно размышляют о структуре своей игры в целом. Игроки знают, чего ожидать друг от друга с точки зрения перемещений, передачи мяча и выбора позиций, а также имеют более четкое представление, о том, как они собираются забивать, причем еще на ранних этапах игры. Они могут, не испытывая сомнений, отступать от расхожих принципов, которым слепо следуют мене классные команды: они могут, вместо того, чтобы передать мяч в пространство, послать его в зоны, насыщенные оппонентами; вингер, владея мячом, не обязательно будет навешивать его в центр, как в ста процентах случаев поступят другие команды; игрок, получающий шанс ударить по воротам, может отказаться от него и передать пас партнеру.

Точно так же топ-шахматисты могут действовать вопреки принципам, которыми руководствуются игроки более низкого уровня, если это противоречит задачам их долгосрочного плана. Они могут отказываться от очевидных вроде бы шансов, в то же время совершая ходы, которые обычному игроку покажутся безрассудными.

 

 

Равновесие

 

Одна из самых красивых особенностей, связанных и с шахматами, и с футболом, - это их уравновешенность с точки зрения атаки и обороны. Несмотря на тактические инновации и всевозможные теории, развившиеся на протяжении многих лет, до сих пор так и не доказано, какой стиль игры лучше - оборонительный или атакующий.

Команды, добравшиеся до четвертьфинала Лиги чемпионов-2005, в основном, исповедовали оборонительный стиль, что, возможно, посеяло сомнения в умах тех тренеров, которые предпочитали динамический, атакующий футбол. В то же время, этот факт придал вес аргументам тех специалистов, которые указывали, что в современном футболе нарушено равновесие между атакой и обороной в пользу последней. После вылета «Арсенала» из 1/16 Арсена Венгера начали упрекать в наивности за упорное стремление играть в атакующий футбол. Тем не менее, он остался верен своей философии и в следующем году, и «Арсеналу» удалось добраться до финала, где он встретилась с, пожалуй, самой ориентированной на атаку команду в Европе – с «Барселоной».

В мире шахмат также наблюдается здоровое равновесие между защитой и нападением. Чемпионаты мира выигрывали не только ультра-атакующие игроки, такие как Таль, Алехин и Каспаров, но и шахматисты, предпочитающие осторожный, оборонительный стиль, такие как Петросян, Стейниц и Ласкер.

Баланс между обороной и атакой – это наиболее важный вид равновесия и в шахматах, и в футболе. В шахматах часто бывает, что шахматист полностью уверен, что движется к победе – его пешки доминируют в центре, соперник не предпринимает никаких попыток атаковать, собственные фигуры расставлены так, что можно начинать атаку по разным каналам и на разных сторонах доски. Но буквально через несколько ходов ситуация меняется катастрофическим образом. Оказывается, что фигуры слишком выдвинуты вперед и за пешками образовалось пространство, которое может использовать соперник, а времени на то, чтобы отвести фигуры назад в оборону, уже нет. Изменения в игре происходят постоянно, и если нет хорошего соотношения между атакой и обороной, то приспособиться к этим изменениям не удастся. Стоит только нарушить это равновесие, и неприятности не заставят себя ждать.

Рафаэль Бенитес постоянно твердит о том, что тренеру необходимо найти правильное соотношение между атакой и обороной. Сделать это непросто, поскольку баланс зависит от ряда переменных, которые изменяются на протяжении сезона или отдельно взятой игры. На необходимость сделать акцент на атаке или на обороне влияют следующие факторы:

а) бó льшая уверенность в своих силах в атаке или же в обороне;

б) игра дома или на выезде;

 в) атакующие и оборонительные качества соперника;

 г) необходимость сыграть вничью, выиграть или выиграть, опередив соперника на определенное количество мячей;

 д) стиль футбола, подходящий для игроков команды.

Если «Ливерпуль» играет с командой из нижней части турнирной таблицы, то, скорее всего, будет делать несколько больший акцент на атаке, чем на обороне. Если же они играют с европейской командой высокого класса, то вполне могут больше сконцентрироваться на обороне.

Мы, как правило, делим футболистов на нападающих, полузащитников и защитников. Однако это не должно заслонять тот факт, что каждый игрок на поле является как субъектом атаки, так и обороны. Когда мяч находится у «защитников» соперника, предполагается, что ваши собственные «нападающие» должны оказать на них давление. Таким образом, нападающие в этот момент выполняют оборонительные функции. И, наоборот, атаки обычно начинают развивать из обороны, а значит, защитники становятся частью атаки в целом. В шахматах наблюдается такая же ситуация. Оптимальным является положение, когда фигуры выполняют атакующие и оборонительные функции одновременно.

Баланса обороны и атаки добиться сложно, а нарушить его легко, если жестко следовать принципам, заложенным в философию тренера или команды, не допуская изменений в подходе. Яркий пример тому - сборная Италии, которая неудачно выступила на ЧМ-2002 и Чемпионате Европы-2004 из-за слишком большого крена в сторону оборонительного футбола.

 

Часть 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

 

 

Осведомленность*

 

 

Существует много видов осведомленности, необходимых для того, чтобы хорошо играть в футбол. Особенно важна осведомленность о пространстве. В дополнение к этому, игрок должен всегда быть в курсе позиций и перемещений своих партнеров и оппонентов. Лучшие игроки могут принимать правильные решения лишь тогда, когда осведомлены обо всей картине происходящего на поле. Такая осведомленность снижает вероятность того, что игрок не заметит возникший шанс, и является обязательным условием для поддержания общего строя команды. Это также означает, что игроки смогут быстро выбирать наилучший вариант решения, не тратя слишком много времени на то, чтобы осмотреться. Постоянно находиться в курсе позиций и перемещений 22 игроков одновременно – задача непростая, и для того, чтобы этому научиться, нужны годы практики.

В шахматах также необходимо думать быстро и глобально, мгновенно оценивая ситуацию на всем пространстве доски. Чем быстрее игрок сможет оценить все происходящее, тем быстрее он сможет сосредоточить внимание на конкретном участке. Гроссмейстеры способны инстинктивно определять, на каких зонах необходимо сосредоточиться. Так же, как и в футболе, это умение вырабатывается в результате длительной практики. Шахматист начинает чувствовать свои фигуры и потенциальные варианты в тех или иных зонах доски точно так же, как футболисты развивают ощущение того, где будут находиться их партнеры и что они будут делать.

 

 

Позиция оборонительного полузащитника, на которой играет Хаби Алонсо, требует высокого уровня осведомленности обо всем, происходящем на поле. Получив мяч, он часто попадает под ожесточенный прессинг и вынужден быстро выбирать вариант передачи. Для этого ему необходимо быстро определить, кто из игроков находится в наилучшей позиции для получения мяча, кто находится под слишком большим давлением и не сможет принять мяч и, наконец, не безопаснее ли будет вернуть мяч назад вратарю. Поскольку при получении мяча он часто располагается спиной к игрокам атаки своей команды, то для паса вперед ему необходимо быстро повернуться и почти мгновенно оценить имеющиеся возможности.

 

В этой ситуации Алонсо получает мяч, поворачивается, оценивает ситуацию, в которой находятся партнеры, замечает брешь между средней линией и обороной соперника и в качестве наилучшего варианта выбирает Мориентеса.

 

Смыслов – Эйве (1948)

Насколько быстро можно оценить происходящее на доске? Опытный шахматист сразу заметит ряд важных моментов: ситуации непосредственной угрозы (например, угроза ладьей на а1 пешке на а6, ферзя ладье на а8), пространство, которое контролируют фигуры (например, белая ладья контролирует «d» вертикаль на всем ее протяжении), потенциальные связующие точки между фигурами (например, g5 для белых, где могут встретиться слон и конь), слабые участки на обеих сторонах (например, нерокировавший король на поле е8).

 

 

Креативность

 

 

Умение просчитывать сложные тактические комбинации – вещь очень важная, но сначала нужно сформировать представление о том, чего именно мы хотим добиться. Все футбольные команды хотят, чтобы в их составе был хотя бы один достаточно креативный игрок, чьи решения станут неожиданными для соперников. Часто неожиданность достигается за счет высокого технического мастерства, однако для решения, которое не видят другие, необходима определенная живость ума. Как говорит Эрик Кантона:

 

«Нельзя стать отличным игроком, если не обладаешь развитым мышлением. Нужно уметь очень быстро читать быстрые перемещения своих партнеров. За одну секунду нужно представить в голове массу вариантов и сразу принять решение. Это как решение в уме задач по геометрии. Иногда на трибунах 60 тысяч человек, и ты отдаешь партнеру голевую передачу, о возможности которой никто не подозревал».

 

«Милан» - «Барселона» (2006)

«Решая в уме геометрические задачи», Роналдиньо выбирает для паса Гили, делает ему передачу, которую никто не ожидал, и тот забивает единственный гол, принесший «Барселоне» победу над «Миланом».

Иногда просто удивительно, что можно сделать на шахматной доске, когда перестаешь думать в русле привычной логики. Например, бывает полезно использовать метод ретроспективного мышления, когда сначала решаешь, чего хочешь добиться, а потом пытаешься найти способ добиться своей цели. Зачастую это лучший способ для определения сногсшибательных комбинаций.

С другой стороны, иногда стоит совершить прыжок в неизвестное и посмотреть, что из этого выйдет. Михаил Таль даже в важных турнирах часто, очертя голову, ввязывался в рискованные ситуации, не будучи уверенным, что сможет из них выбраться. Если основной путь оказывался блокированным, он шел незнакомыми окольными путями, веря, что инстинкт выведет его к желанной цели.

 

 

Смелость

 

 

Креативные идеи приносят пользу лишь в том случае, если их можно воплотить в реальность. Для этого нужны уверенность и смелость. В футболе уверенность должна быть качеством коллективным. Игроки должны быть готовы совершить нечто рискованное и верить, что партнеры их поддержат. Такое коллективное доверие может значительно улучшить гармонию команды. Даже самые простые передачи и перемещения требуют немалого доверия. Нельзя просто передать мяч партнерам и надеяться, что команда сможет сохранить владение мячом – необходимо передавать мяч в пространство, веря, что правильно просчитал свой пас и, веря, что твой партер его примет. Как заметил бывший тренер сборной Англии Свен Горан Эрикссон, «умение принять правильное решение, а также смелость выполнять правильные вещи в любой ситуации, играют решающую роль в современном футболе».

Смелость нужна и в шахматах, потому что, выбирая самые простые и очевидные ходы, ты не сможешь контролировать доску. Если хочешь выиграть битву за центр, то необходимо с самого начала играть внимательно и, вместе с тем, агрессивно. Если шахматист слишком робок и осторожен, он быстро начнет терять территорию.

Вот типичный дебют, в котором силы как будто уравновешены.

 

Черные видят, что возникает возможность уже с самого начала захватить инициативу, выдвинув пешки на f5 и затем на g5. Эти действия заставляют белых коней отступить и дают черным возможность выдвинуть вперед своего коня.

 

 

Это великолепный пример того, что Эрикссон называет «смелостью выполнять правильные вещи». Возможно, многие шахматисты увидели бы в этой ситуации скрытый потенциал, но сколькие из них осмелились бы оставить короля без защиты на таком раннем этапе игры? Черные провели прямую атаку на короля и удержали быструю победу.

Концентрация

 

Шахматы – это наиболее интеллектуальный вид спорта, поэтому, само собой разумеется, что концентрация играет в них очень важную роль. Если находишься в выигрышной ситуации, то очень легко расслабиться и позволить себе не так тщательно продумывать свои действия, однако концентрацию нельзя терять до самого конца, иначе можно запросто растерять свое преимущество. Как говорил Ласкер: «Труднее всего выиграть ту игру, которая уже выиграна». В шахматах невероятно легко совершить крупную ошибку, а эта ошибка может стоить партии. Существует масса примеров, когда гроссмейстеры теряли отличные позиции, гарантировавшие победу, а некоторые делали такие ошибки, которые не совершают даже новички.

 

Белявский – Йоханнессен (2002)

 

В ситуации равновесия сил Белявский делает худших ход из возможных, перемещая короля на f4. Йоханнессен ставит ферзя на b8, объявляя шах и мат!

 

В футболе грубые ошибки также не редкость, причем, как правило, приводит к ним потеря концентрации.

 

 

Англия – Франция (2004)

 

Хорошо сыграв 90 минут, сборная Англии, казалось, уже могла поздравить себя с ничьей 1: 1 в матче против французов, но тут Стивен Джеррард на мгновение потерял концентрацию и отдал мяч чуть ли не в ноги Анри, который использовал подаренный шанс и принес Франции победу.

Распространенный стереотип, согласно которому шахматы – это сугубо интеллектуальная игра, а футбол, в основном, физическая, – порождение очень ограниченного взгляда на вещи. Футбол высокого уровня требует от спортсмена в равной степени, как физической силы, так и силы ума. Так как многие матчи выигрываются со счетом 1: 0, тренеры, наставляя игроков, всегда подчеркивают необходимость сохранения концентрации на протяжении всех 90 минут. «Амстердамский «Аякс» относится к этому настолько серьезно, что сделал упражнения на концентрацию частью своей программы развития юных футболистов, считая, что хорошую «умственную» форму нужно нарабатывать с детства. Справедливо и то, что шахматисты должны быть в хорошей физической форме, иначе будут ослаблены их умственные способности. Знаменитый преподаватель игры в шахматы Брюс Пандолфини говорит об этом так: «Стоит хоть на секунду потерять концентрацию, и ты мертв. В такой умственной дисциплине присутствует и физический компонент. Иногда удается выиграть за счет чистой выносливости».

 

 

Эмоциональный контроль

 

 

Подход футболиста к каждой игре, с психологической точки зрения, должен быть точно таким же. Так же, как и в большинстве видов спорта, должна присутствовать контролируемая агрессия. И в шахматах, и в футболе очень легко поддаться эмоциям и позволить им диктовать игру. Эмоции в определенной степени полезны, так как помогают держаться настороже и подпитывают решительность. Однако стоит только позволить им взять над собой контроль, и качество игры начинает резко ухудшаться. Команда, проигрывающая в футбольном матче должна сохранять хладнокровие, чтобы снова «вернуться в игру». Нельзя паниковать, нужно продолжать развивать игру, не теряя контроля над этим процессом. В шахматах излишняя злость или досада приводят лишь к пустой трате умственных и психологических сил. Таким образом, в обеих этих играх контроль над эмоциями является одним из основных факторов.

В других видах спорта, таких как теннис или крикет, вы постоянно получаете вознаграждение в виде начисляемых очков. В футболе же, и в шахматах можно быть лучше соперника на протяжении длительного периода времени и не получать за это никакой награды. Вполне естественно, что в такие моменты можно испытать разочарование, и наиболее успешные игроки умеют справляться с такими чувствами. Жозе Моуринью считает, что это одно из наиболее важных условий для достижения оптимального качества игры: «Без эмоционального контроля нельзя играть, влиять на игру. Необходимо сохранять хладнокровие».

С другой стороны, игроки должны не только уметь контролировать ощущения разочарования и досады, но и знать, как приглушить излишний энтузиазм, возникающий, когда все идет хорошо. Великий кинорежиссер Стенли Кубрик говорит об этом так: «Шахматы учат контролировать то первоначальное возбуждение, которое ощущаешь при виде того, что хорошо выглядит, и тренируют мыслить объективно, когда попадаешь в беду».

Наверное, именно то, что для игры в шахматы и в футбол требуются значительная уверенность в своих силах, концентрация и эмоциональный контроль, заставляют людей ценить их как средство развития характера. Американский президент Бенджамин Франклин был ярым поклонником шахмат и считал, что они имеют отношение к жизни в целом: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. Благодаря им можно приобрести несколько очень ценных качеств ума и укрепить их, дабы сделать привычными и готовыми для применения во всех случаях, ибо жизнь – это своего рода шахматы».

 

 

Неожиданность

 

 

Приобретение опыта игры в футбол или в шахматы включает знакомство с огромным набором ситуаций. Гроссмейстеры могут почти мгновенно распознавать тысячи ситуаций, возникающих на доске, потому что раньше неоднократно с ними сталкивались. Точно так же и футболист, который на протяжении всей своей карьеры играет на одной позиции, оказывается в одних и тех же ситуациях такое множество раз, что может очень быстро принимать нужные решения. В то время как такой быстрый умственный процесс необходим для игры на высшем уровне, он может сослужить и плохую службу, заставляя игрока прийти в растерянность, если происходит нечто неожиданное. В таких ситуациях игрок внезапно оказывается на незнакомой территории и вынужден заново оценивать то, что, казалось, было хорошо понятно. С этой точки зрения, неожиданность может быть полезным оружием, особенно для более слабых игроков, получающих потенциальную возможность использовать состояние самоуспокоенности, в котором пребывают игроки более сильные. Примером такой ситуации в футболе может быть, когда защитник несется в атаку с мячом через все поле, как это несколько раз сделал Сол Кемпбелл на ЧМ-1998. В шахматах это может быть выведение в атаку пешек, охраняющих короля. Такие действия часто приносят успех благодаря своей неожиданности для соперника. Используя подобные приемы, вы на какое-то время нарушаете привычное течение его мыслительного процесса, чтобы получить некоторое преимущество.

 

 

Карпов – Майлс (1980)

 

Зная, что Карпов лучше разбирается в дебютах, Майлс решает использовать, пожалуй, наиболее маловероятное начало, какое когда-либо встречалось в шахматах мирового уровня, и выдвигает свои пешки на а6 и b5. Карпов, естественно, не был готов к таким, на первый взгляд, любительским ходам. В результате, Карпов, несмотря на то, что был игроком значительно боле высокого уровня, на протяжении всей партии чувствовал себя не в своей тарелке, и, в конце концов, проиграл, не оказав особого сопротивления.

Интересно, что один из самых неожиданных ходов в истории шахмат был сделан компьютером. Ход компьютера «Дип Блю», который Каспаров назвал «рукой Бога»*, настолько сбил гроссмейстера с толку, что тот проиграл партию, которую мог свести в ничью, и так и не смог вернуть себе хладнокровие на протяжении всех следующих матчей. Каспаров считал, что сможет предсказать мыслительные процессы компьютера, и полагал, что компьютер не способен сделать тот ход, который в действительности был сделан.

 

 

Часть 5

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ЭСТЕТИКА

 

 

Камбэки*

 

Камбэки – это одна из тех вещей, которые делают спорт столь эмоциональным занятием. Случаи, когда спортсмен сначала проигрывает, но потом догоняет соперника и даже выигрывает, встречаются практически в любом виде спорта, однако шахматы и футбол почти уникальны той скоростью, с которой это может происходить. Например, в теннисе игроку, уступившему два сета, потребуется немало времени, чтобы отыграться. Сравните это с футболом, где все течение игры может обратиться вспять в течение пары минут, как произошло в знаменитом финале Лиги чемпионов-1999, когда «Манчестер Юнайтед» в самом конце матча забил два гола и обыграл мюнхенскую «Баварию», которая до этого вела со счетом 1: 0. В шахматах один или два хода могут менять судьбу целых партий.

 

 

Эванс – Решевский (1963)

 

Черным остается сделать один ход ферзем на g2, чтобы объявить шах и мат. Для всех было очевидно, что белые проиграли партию. Несмотря на это, белым удалось закончить партию вничью, навязав сопернику следующую ситуацию:

 

 

Теперь, что бы ни сделали черные, белые не смогут следующим ходом переместить ни одну из своих фигур. Это патовая ситуация.

 

 

Везение

 

Большинство согласятся, что везение играет значительную роль в определении результата футбольного матча. Ошибки арбитров, игроков и голы «не по игре» могут позволить команде «отскочить», сыграв вничью или даже победив. С другой стороны, не менее широко представление о том, в шахматах везения не бывает, и иногда называют это даже одним из достоинств этой игры. Однако, такое мнение ошибочно. Хотя результат в шахматах и не может стать следствием судейской ошибки, тем не менее, в них есть место везению несколько иного свойства.

Игроку может повезти в том смысле, что он играл плохо, но соперник упустил возможность наказать его за плохую игру. Вполне справедливо утверждать, что Бронштейну исключительно повезло одержать победу над Петросяном в следующей партии:

 

 

Петросян – Бронштейн (1956)

 

Хорошо разыграв партию, Петросян загнал Бронштейна на его половину и теперь имел множество вариантов для атаки. Однако, делая следующий ход, он упускает из вида тот факт, что конь на f5 угрожает его ферзю, и перемещает другую фигуру. Бронштейн с радостью берет ферзя, после чего Петросян сдается.

Везением можно назвать случай, когда вы оказываетесь в благоприятном положении, ничего специально для этого не делая. В таких ситуациях шахматисты оказываются постоянно, предпочитая, впрочем, об этом не распространяться.

Поскольку идеальных шахматистов не бывает, в каждом матче существует бесчисленное количество элементов, которые нам не подвластны. Нам часто не удается предсказать, какой ход сделает соперник, и мы упускаем множество шансов. Поскольку мы не можем полностью контролировать игру, соответственно, везению в ней отведена значительная роль. В результате, не всегда побеждает лучший игрок, так же, как в футболе не всегда выигрывает лучшая команда. Мы все огорчаемся, когда становимся жертвами таких ситуаций, но одновременно понимаем, что эти игры не были бы столь интересными без подобных «несправедливостей».

 

 

Стиль

 

 

Одна из вещей, которые так нравятся нам в футболе, - это то, что ни один матч не похож на другой. Это в немалой степени связано с различиями стилей, в которых играют команды. Все топ-команды в Европе играют в свой собственный фирменный футбол. Говоря в целом, итальянские команды известны приверженностью плотной обороне, испанские команды славятся виртуозным взаимодействием, голландцы знамениты контролируемым разворачиванием атаки и гибкостью систем, а английские клубы – это футбол быстрый, агрессивный и открытый. Часто отмечают, что итальянские команды исповедуют «шахматный» стиль игры, делая такой вывод на основании того, что итальянцы играют очень плотно и делают большой упор на тактику. При этом совершенно не учитывается тот факт, что шахматные партии могут быть очень открытыми с атаками по всей ширине и длине доски, как самые интересные футбольные матчи. Например, Каспаров играет в очень динамичном, агрессивном стиле, часто оставляя соперникам пространство в тылу для атаки. В этом отношении его подход похож на стиль «Барселоны» во времена Франка Райкарда, который играл в чрезвычайно замысловатый и сложный футбол, но при этом оставлял много пространства в тылу. Как и Каспарову, «Барселоне» приходилось обороняться с исключительной эффективностью, подключая дополнительных игроков в оборону точно в нужный момент, просто потому что обороной у них занимается меньше игроков, чем в других командах. Если в большинстве команд в тылу играют четыре или даже пять защитников, то «Барселона» традиционно использует в своей 3-1-3-3 всего лишь трех. Используя эту схему, Райкард практически провоцирует соперника на атакующие действия, предоставляя ему большие куски пространства.

 

 

Вместо того, чтобы возвращаться назад в оборону, Роналдиньо остается в верхней части поля. Как только «Барселона» снова завладевает мячом, его сразу же передают Роналдиньо, который располагает массой пространства для атаки защитников. В результате игра становится очень растянутой.

 

 

Шорт – Каспаров (1993)

 

Уже четвертым ходом Каспаров ставит шах королю Шорта, однако при этом оставляет сопернику пространство для атаки центра. Это приводит к игре с атакой по всей вертикали доски и заканчивается ситуацией, когда оба короля оказываются в осаде:

 

 

Другие игроки, наоборот, предпочитают играть в очень консервативном стиле, избегая риска, выстраивая надежную оборону и дожидаясь момента, когда соперник хоть на мгновение проявит слабость. Хорошим примером такого подхода может служить великий конкурент Каспарова Карпов, стиль игры которого часто критиковали как излишне пресный. Как рассказывал сам Карпов:

 

«Иногда меня критикуют за сухость, рациональность и расчетливость. Да, я прагматичен… Я стараюсь играть в «правильные» шахматы и никогда не рискую».

 

Именно такой подход на протяжении многих лет используют итальянские клубы и их сборная. Их философия состоит в том, чтобы выстроить герметичную защиту, которая не позволит сопернику забить гол, а затем пытаться забить один мяч на контратаках. Многие считают такой подход в футболе и шахматах негативным и нудным. Однако в своей книге «Защита в шахматной игре» Эндрю Солтис защищает этот метод игры, выдвигая следующие аргументы:

 

«Выстраивание «каменной стены» пользуется дурной славой, потому что эта тактика, по сути своей, носит негативный и пассивный характер. Упор делается на удержании линии, на том, чтобы ничего не уступить. Но защищающийся обладает психологическим преимуществом, поскольку именно он устанавливает основные правила игры... Вся работа ложится на агрессора, которому приходится каким-то образом выходить их этого положения».

 

Интересно, что Карпову игра в таком стиле нравится больше, чем в каком-либо другом, в чем он сам и признается:

 

«Если соперник предлагает живую игру, я не возражаю. Но в таких случаях я получаю меньше удовлетворения, даже если выигрываю, чем от игры, проводимой по всем правилам стратегии с ее безжалостной логикой».

 

Безжалостная логика – это то, что, похоже, любят и в итальянском футболе, и многие итальянские топ-команды самое большое удовольствие получают, выигрывая со счетом 1: 0. Вообще, следует понимать, что такой стиль продолжает доминировать в Италии не просто из-за отчаянного желания выигрывать любой ценой, а потому что он нравится игрокам и болельщикам. Как объясняет знаменитый итальянский тренер Арриго Сакки: «Я помню одну игру «Ювентуса» против «Милана»… Уже минут через 15 «Ювентус» забил гол, и на этом матч практически закончился. И зрители этому совершенно не огорчились».

Похоже, что стиль Карпова был в такой же степени отражением его личности, как и веры в наилучший способ добиться победы. Обе игры обладают удивительной способностью давать игрокам или шахматистам возможность выражать в себе как личность, так и характер, и это одна из основных причин, по которым многие так любят эти игры. «Я убежден, то, как человек играет в шахматы, отражает его личность. Если что-то определяет его характер, то это же будет определять его манеру игры», - говорил Крамник. И добавлял: «Для меня искусство и шахматы очень тесно связаны – это формы, в которых человеческое «я» находит красоту и самовыражение». Стоит только посмотреть Чемпионат мира, чтобы убедиться, что то же самое верно и для футбола. Разные народы играют в отчетливо своеобразные типы футбола, который они практиковали на протяжении многих поколений.

 

 

Эволюция футбола и шахмат

 

Эволюция этих двух игр, с точки зрения теории и тактики, весьма похожа. В течение девятнадцатого столетия в шахматы играли в отчаянно атакующей манере, не обращая особого внимания на защиту. Игра была открытой и приносила массу удовольствия. Однако почти на рубеже двух веков гроссмейстер Стейниц предложил миру новую теорию о том, как следует играть в шахматы. Он подчеркивал необходимость надежной защиты и тщательно выстроенной позиционной игры, считая, что мощные атаки возможны лишь из-за ошибок в обороне. Он успешно продемонстрировал истинность своих теорий во многих партиях, в результате чего другие гроссмейстеры стали уделять больше внимания обороне и позиционной игре. Поскольку следствием такого подхода стало замедление темпа игры, стал делаться упор на то, что Стейниц назвал «накоплением мелких преимуществ». Вместо драматичной атакующей игры с эффектными жертвами, он, на протяжении партии, медленно изводил своего соперника.

Позиционные правила, на которые делал столь большой акцент Стейниц, были взяты на вооружения гроссмейстерами в качестве вех, указующих путь к самому «правильному» способу игры в шахматы. Дело было за тем, чтобы исключить все ошибки и найти «совершенный» метод, гарантирующий, что соперник не сможет тебя победить. Надо сказать, что поколение чемпионов-последователей Стейница, действительно верило, что им удалось отыскать «истину» в шахматной игре. Они верили, что открыты все правила игры в правильные шахматы и поэтому большинство партий будет заканчиваться матом. Сам Капабланка в то время утверждал, что «трудно выиграть игру, даже играя против более слабого игрока». Воцарилось всеобщее мнение, что развитие шахмат достигло своего конца. Шахматы «умерли». Их тайна была раскрыта.

Разумеется, шахматы не собирались сдаваться и пребывать в болоте застоя. Шахматисты того периода и не подозревали, что на самом деле их игра – лишь царапина на монолите шахматных тайн. Как отмечает Джон Уотсон, «их метод игры был лишен воображения и в некоторых аспектах ограничен», а также «слеп к гибкости современной игры». Эти недостатки проявились благодаря новому стилю игры, который развивался на протяжении двадцатого века. Современная «динамичная» школа игры в шахматы подходит к игре с менее статичной точки зрения и видит ограниченность строгого следования абсолютным правилам. Новая школа шахматной мысли считает, что каждую позицию следует оценивать по ее собственным достоинствам, а не по тому, что говорят о ней позиционные догмы. По мнению гроссмейстера Рети, динамический шахматист старается «рассматривать каждую позицию не в соответствии с одним общим законом, а в соответствии с принципом, заложенным в этой позиции». Гроссмейстер Михай Суба продолжает его мысль, объясняя, что «слабые, ограниченные, на первый взгляд, позиции могут оказаться хорошими», в то время как «отличные, неограниченные позиции, которые кажутся лучшими, могут иногда в действительности оказаться хуже».

Развитие футбольной тактики удивительным образом повторило путь, проделанный в шахматах. В первые десятилетия наиболее распространенным видом расстановки была ультра-атакующая 2-3-5. Так же, как и в случае с шахматами того времени, казалось вполне логичным, что, если цель игры - забить голы, то для этого нужно как можно больше нападающих. Однако постепенно команды начали брать на вооружение более оборонительную стратегию. Как и Стейниц, тренеры понимали, что большая часть голов забивается скорее из-за ошибок в обороне, чем за счет великолепной игры в атаке. Если бы команда могла сократить количество таких ошибок с помощью «правильной» обороны, это уже гарантировало бы половину победы. Наиболее ярыми приверженцами этой философии были итальянцы, которые приняли на вооружение тактику «дверного засова», «катеначчо». Как и Стейниц, итальянцы делали сильный упор на правильный выбор позиции и попытались, насколько возможно, исключить риск из своей игры. В результате снизился общий темп игры, а также резко уменьшилось количество забиваемых голов. Теперь решающую роль начали играть мельчайшие детали в игре команд. Футболисты научились защищаться плотнее, что оставляло нападающим все меньше вариантов. В результате любые попытки соперника провести атаку кавалерийским наскоком можно было легко подавить.

В современных командах плотность обороны достигает такого уровня, что многие начали высказывать такие же мнения, как Капабланка о шахматах в 1930-х гг. - мол, команды настолько хорошо владеют тактическими правилами, что бороться друг с другом бессмысленно. Как и в шахматах в свое время, более слабые команды могут навязать ничью более сильным соперникам, благодаря умению организоваться для «правильной» игры. На этой волне появились высказывания, подобные комментариям бразильского тренера Фила Сколари, который заявил, что «красивая игра умерла».

Впрочем, хотя такие пессимистические взгляды имеют под собой некоторые основания, стоит также помнить о существовании в современном футболе и других философий, которые успешно опровергают заявление тех, кто уже похоронил игру. Например, философия «Аякса» ориентированная на атаку, с 1970-х гг. помогла целому ряду команд выиграть Кубок европейских чемпионов. Собственно говоря, эта философия очень похожа на современную «динамическую» школу шахматной игры. Вместо пережевывания стандартных представлений о «правильном» способе игры, «Аякс» пытается воспитать у своих игроков умение мыслить, которое позволит оценивать каждую ситуацию с точки зрения ее составляющих и выдавать подходящее решение. Как говорит Луи ван Гал, «мы учим игроков думать креативно и подчеркиваем, что каждая ситуация, возникающая на поле, непохожа на другую. Главное – найти правильный ответ для каждой ситуации». Эти слова повторяют описание современной школы шахматной игры, данное ей гроссмейстером Рети. Когда ван Гал говорит, что «главное в том, чтобы кто-то был позитивно настроен, креативен, мог найти брешь, которую не заметили другие», он будто описывает динамический стиль шахматной игры Гарри Каспарова.

Можно с уверенностью сказать, что Арсен Венгер видит своей миссией игру в «динамичный» футбол, который может победить то, что многие назвали бы оборонительным негативизмом: «Для игры очень важно, чтобы и команды, и тренеры брали на себя инициативу. Я знаю, что мы живем в мире, в котором бывают лишь победители и проигравшие, но если в каком-либо виде спорта поощряются команда, которые отказываются брать на себя инициативу, такому виду спорта грозит серьезная опасность».

Когда Венгер стал главным тренером «Арсенала», он сразу заявил о своем желании играть « в реальный, современный футбол», основанный на его давнем убеждении, что в футбол нужно играть «на скорости и динамично». Оказалось, что его представление о «современном» футболе очень похоже на концепцию «современных» шахмат. Как и стиль Каспарова в шахматах, подход Венгера к футболу включает и просчитанный риск. Более того, точно так же, как «динамизм» современных шахмат является во многом плодом размышлений гроссмейстеров о комбинационной игре, предложенный Венгером стиль футбола подразумевает гораздо больший акцент на комбинациях, чем когда-либо ранее в английском футболе. Результатом такого подхода стала беспрецедентная серия из 49 игр без поражений в Английской Премьер-лиге и восхищение миллионов игрой в «красивый футбол».

 

Красивая игра

 

 

В чем душа шахмат? Искусство это или наука? А футбол? Что именно делает его «красивой игрой»? Определенно ответить на эти вопросы невозможно. Это как с красивой мелодией: можно подвергнуть ее всевозможным видам анализа, разобрать до мельчайших деталей, но где-то в глубине все равно будет скрываться абстрактная тайна, раскрыть которую не получится. Возможно, этим отчасти объясняется то бесконечное очарование, которым притягивают к себе эти игры. Великий шахматист Тарраш сказал об этом несколькими простыми словами: «Шахматы, как музыка и любовь, обладают способностью делать людей счастливыми». Вне сомнения, то же самое можно сказать и о футболе, учитывая его всемирную популярность.

Для многих шахматистов попытки найти смысл шахмат как будто стали почти такой же целью, как поиски смысла жизни. Гроссмейстер Бронштейн выразился об этом достаточно загадочной фразой: «Суть шахмат – размышления о том, что такое шахматы». Гроссмейстер Файн поясняет так: «Шахматы – это большее, чем безжизненное математическое упражнение благодаря тому, что в них возможны комбинации. Они поэзия игры, они являются для шахмат тем, чем мелодия – для музыки. Они представляют собой триумф разума над материей». Многие согласятся, что именно возбуждающие, динамичные элементы этих двух игр делают их «красивыми». Однако существует параллельная школа мысли, которая ценит их более тонкую сторону - так же как мы можем восхищаться одновременно и сложностью, и простотой природы:

 

«Меня продолжает восторгать в шахматах поразительный мир идей и красоты. Для меня эстетика шахматной игры означает, прежде всего, правильность идеи, ее истина, выраженная в ясной логике мышления. Красота проявляется не только в комбинационной игре и эффектных жертвах, но и в какой-нибудь, на первый взгляд, простой позиции, когда внезапно раскрывается все богатство ее содержания».

Смыслов

 

Выдающийся голландский футболист Йохан Круифф, который любит пофилософствовать о футболе, говорит почти о том же: «Простой футбол – самый красивый». Его партнер по команде Руд Крол продолжает: «То же самое у художников. Лучшее произведение – не трудное, оно очень простое».

В мире современного футбола, где, победа, как будто, превалирует над всем остальным, командам очень легко отмахнуться от необходимости играть в привлекательный, честный футбол. Многие, как и Фил Сколари, верят, что «красивая игра умерла». Однако не следует забывать, что те команды, которые не удовлетворяют общественный аппетит к «красивому» футболу, соответствующему спортивному духу, могут испытывать огромное давление критики. «Челси» под руководством Моуринью стало очень непопулярно у болельщиков и журналистов по всей Англии, поскольку их футбол не воспринимался как достаточно зрелищный, а методы достижения победы носили неспортивный характер. Например, журналист Джеймс Лоутон считал ужасным  и некрасивым даже не богатство лондонского клуба, а тот тип футбола, который проповедовал Жозе Моуринью, чьи «безжалостность и эффективность» (то есть качества, привитые его команде) могли «гарантировать трофеи, но не долгую славу». И хотя сам Моуринью мог бы ответить, что трофеи можно пощупать, а «слава» - это всего лишь имя существительное, выражающее абстрактное понятие, то другие тренеры, такие как Арсен Венгер и Йохан Круифф, считают, что истинного величия команда может достичь, лишь играя в привлекательный футбол. Круифф утверждает, что «в футбол нужно всегда играть красиво. Нужно играть в атакующем ключе, это должно быть зрелище». Похожие споры возникают и в мире шахмат. Великий Ласкер критиковал взгляд Тарраша на шахматную игру, говоря: «Мой оппонент верит в красоту. Я верю в силу. Я верю, что ход красив благодаря своей силе».

Но, хотя, наверное, невозможно, найти абсолютную истину в футболе или шахматах, пожалуй, сравнение их с другими видами искусства позволило бы определить, какие абстрактные качества в них скрываются, заставляя нас утверждать, что это больше чем просто игры. Композиторы начинают процесс творчества с бесконечных ритмических, гармонических и мелодических вариантов сочетания нот. Из этого хаоса они создают понятные, наполненные смыслом мелодии и гармонии. Нечто подобное можно найти в футболе и шахматах – с каждой выстроенной нами связью, с каждой линией, которые мы создаем, хаос постепенно превращается в порядок. Мы начинаем с чистого листа, создавая на нем узоры, образы, идеи. Мы находимся в процессе творческого созидания. Чем больше качество футбола или шахмат, тем сильнее ощущение, что они являются искусством. В одном блестящем ходе Михаила Таля можно увидеть интуицию, логику, ясность, смелость, агрессию и разрушение – прекрасное сочетание утонченности и брутальности. И то же можно увидеть в одной из великолепных передач Рональдиньо. Великие ходы таят в себе интеллектуальную и эмоциональную глубину, наделяющую их качествами искусства. Именно в этом, возможно, заключаются искусство и красота футбола и шахмат.

 

 

Будущее

 

За последние 30 лет футбол достиг потрясающего прогресса. Качество и команд и сложность их игры никогда еще не были на столь высоком уровне. Тем не менее, многие любители футбола видят в новом акценте на тактику угрозу их желанию, прежде всего, получать от этой игры удовольствие. К большому для них сожалению, футболу всегда было суждено развиваться в этом направлении, потому что по самой своей природе - это чрезвычайно тактическая игра. В прошлом игры были более открытыми, и у игроков было больше времени и пространства для индивидуального самовыражения, потому что понимание футбола не было настолько развито, как сейчас. Современная увлеченность тактикой возникла не потому, что победа стала важнее и команды боятся проиграть, но потому что больше тренеров стали понимать фундаментальный принцип, гласящий, что коллективная гармония сильнее, чем индивидуальное мастерство.

В свете этих перемен, я считаю, что игра в шахматы может помочь, как болельщикам, так и игрокам, развить свое понимание футбола. Научные исследования постоянно демонстрируют доказательства благотворного влияния шахмат на человеческий интеллект. Гарри Каспаров говорит об этом так: «Результаты показывают, что всего один год занятия шахматами улучшает способность ученика к обучению, концентрацию, прилежание, чувство логики, самодисциплину, уважение, поведение и способность брать на себя ответственность за свои действия». Если для того, чтобы убедить людей, что шахматы могут улучшить уважение и поведение, возможно, действительно необходимо проводить научное исследование, то гораздо легче принять на веру то, что игра в шахматы может улучшить пространственную ориентацию. Человек, обучающийся шахматной игре, станет только совершеннее, выработав у себя такие качества, как пространственная ориентация, концентрация и стратегическое мышление. Учитывая то, что это те же самые качества, которые используются при игре в футбол, вполне логично, что игра в шахматы должна пойти на пользу любому, кто играет в футбол.

Интересно, что игроки, обсуждая методы играющих в шахматы тренеров Рафаэля Бенитеса и Карела Брюкнера, говорят о них очень похожие вещи. Вратарь сборной Чехии Петр Чех очень высоко оценивает тактическую подготовку, которую Брюкнер проводит перед матчами: «В основном, все, что он говорит перед игрой, на самом деле происходит во время игры. Или бывает, что буквально чувствуешь, как он понимает то, что происходит на поле, и это здорово помогает. Мы верим, что все, что он хочет сделать на поле, - правильно, и именно так надо играть». Чех продолжает: «Он прекрасно читает систему соперников с точки зрения тактики, и очень хорошо готов к игре с каждым из них. Иногда это играет решающую роль». Защитник «Ливерпуля» Джеми Каррагер описывает такие же качества у Бенитеса: «Мы много работаем над командной тактикой, над тем, как будет играть команда и над слабыми местами наших соперников. Наверное, мы больше занимаемся тактической подготовкой, чем мне приходилось заниматься с любым тренером на любом уровне за всю мою карьеру. Именно так он подходит к работе. Когда у него достаточно времени, чтобы подготовить команду как надо, все это отражается на игре».

С другой стороны, для шахматистов было бы не менее полезно обратить внимание на футбол. То глубокое удовлетворение, которое испытывают шахматисты, используя свои фигуры, как для созидания, так и для разрушения - это ощущение, доступное только личности в отдельности. Многим больше бы понравилось испытывать такие же чувства коллективно, как части группы людей. «Подумать только, что за игра была бы шахматы, если бы все фигуры были наделены страстями и интеллектом! » - восклицает рассказчик в романе Джордж Элиот «Феликс Холт». Футбол предоставляет такую возможность.


* в шахматах термин overloading означает «перегрузка защищающей фигуры», hole («дырка») – брешь в линии обороны (А. Б. ).

* В шахматах различается номинальная, или статическая ценность фигуры, и ценность фигуры на конкретной позиции, или динамическая ценность (А. Б. ).

** В шахматах «материалом» называют фигуры (А. Б. ).

* Здесь, скорее всего, под ротацией подразумевается не позиционное, или постепенное, разворачивание атаки, а единичный перевод мяча с одного фланга на другой, но не с помощью одной передачи поперек поля, а серией последовательных передач (А. Б. ).

* Слово «осведомленность» не передает всех оттенков значений английского слова awareness. В этой главе речь идет о «чувстве поля», «пространственной ориентации». Если сначала футболист осознанно воспринимает ситуацию на поле (положение и перемещение партнеров, оппонентов, место нахождения ворот и т. д. ) и анализирует ее, то с годами практики он делает это подсознательно.

* Интересно, что и здесь есть параллель с футболом. Существует мнение, что, заявив о «руке Бога», Каспаров тем самым намекал на жульничество разработчиков компьютерной программы. К тому моменту выражение «рука Бога» четко ассоциировалась с Марадоной.

* Слово comeback можно было бы перевести как «отыгрыш», но калька с английского «камбэк» сейчас получила широкое распространение среди болельщиков и спортивных журналистов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.